Весёлая масленка!
классный час (2 класс) на тему
Цель: создать условия для знакомства в игровой форме учащихся с народными традициями и обычаями празднования одного из самых «вкусных» праздников - Масленицы
Планируемые результаты
Предметные УУД: познакомиться с произведениями фольклора, посвящёнными Масленице, осознавать их особенности.
Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, выражать свои эмоции, высказывать оценочные суждения, своё отношение к событиям и героям; формирование системы нравственных ценностей.
Регулятивные УУД: определять цель, удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять итоговый контроль деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, следовать инструкции, оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация), умение произвольно и осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы, осуществлять взаимный контроль; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать, совершенствование речевых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolaya_maslenka.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема классного часа: «Весёлая масленка»
Цель: создать условия для знакомства в игровой форме учащихся с народными традициями и обычаями празднования одного из самых «вкусных» праздников - Масленицы
Планируемые результаты
Предметные УУД: познакомиться с произведениями фольклора, посвящёнными Масленице, осознавать их особенности.
Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, выражать свои эмоции, высказывать оценочные суждения, своё отношение к событиям и героям; формирование системы нравственных ценностей.
Регулятивные УУД: определять цель, удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять итоговый контроль деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, следовать инструкции, оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация), умение произвольно и осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы, осуществлять взаимный контроль; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать, совершенствование речевых навыков.
Сценарий классного часа
- Вступительная часть
1 ребёнок:
– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!
2 ребёнок:
– Почтенные и молодые!
– Полные и худые!
3 ребёнок:
– Мы рады гостям, как добрым вестям!
4 ребёнок:
– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
5 ребёнок:
– Будем вместе веселиться!
1 ребёнок:
– Сегодня Масленица приглашает нас в гости!
3 ребёнок:
– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
4 ребёнок:
– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!
5 ребёнок:
– Итак, Масленицу начинаем!
2 ребёнок:
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Февралю - помашем,
Марту – «здравствуй» скажем.
- Основная часть
1-й ученик.
Эй, добрые господа!
Пожалуйте сюда!
2-й ученик.
Два раза не повторяем,
Поэтому один раз объявляем!
3-й ученик.
Приходите Масленицу встречать,
А зиму прогонять!
Рассказ учителя
- Ребята, а вы знаете, что это за праздник такой? (Выслушиваются ответы детей.)
- Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ ее отмечал шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.
- Раньше прощались с зимой на Руси веселым праздником - Масленицей. В народе говорили: «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает».
Масленица - это великий славянский праздник, празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. И отмечают в этот день прощание с зимой и встречу весны. Главным атрибутом масленицы являются блины и народные гуляния. А продолжается праздник целых 7 дней!
Масленица всегда в России отмечалась широко. Сам царь Петр I открывал масленичные гулянья в столице у Красных ворот. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце - победу добра над злом. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным.
Ребята, знаете, откуда пришел к нам этот веселый праздник и почему он до сих пор так любим в народе? Уважали его ещё наши предки – славяне. Назывался он, по разным преданиям, еще Комоедицы. Ком – медведь. Весной батюшка-медведь просыпался, и тут ему в подношеньице – вкусные блинки с маслом на ветвях развесили хозяйки, чтоб было чем полакомиться. Вот откуда пошло выражение: «первый блин комам» - т.е. медведям. Съест медведь такой блин – теплый, вкусный, и станет добрее. А знаете, что медведь у многих славянских племен был животным - защитником и покровителем. Его уважали и боялись. Поэтому и подкормить ранней весной было обычным делом.
А почему же Масленица? А вот почему: масло к концу зимы прогоркало, становилось горьким, поэтому от него старались избавиться, не экономя, сдабривали им кушанья. В давние времена Масленицу-Комоедицы праздновали в дни весеннего равноденствия. Это Праздник проводов зимы и помощи пробуждения природы.
Обычно, на Масленицу сжигают чучело. А откуда это пошло? А вот откуда! У наших предков-славян почиталась богиня зимы – Морена. И когда с почестями и молитвами сжигали её чучело, что считалось, что зиму проводили на отдых, до следующей зимы.
И с приходом на Русь православных праздников Масленица никуда не исчезла, а только немного преобразовалась. Праздник привязали к православному посту. Все так же сжигали чучело и так же пекли блины. Только смысл теперь придавали этому действу немного другой: нужно было подготовить свой организм к постным неделям, помириться с ближними, попросить прощения в прощеное воскресенье.
Происхождение этого праздника затерялось в глубокой древности, но отмечалась масленица у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца.
Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые миниатюрные символы солнца. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. Со временем масленица утратила таинственный смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы.
- Длилось это развесёлое гулянье целую неделю - с понедельника по воскресенье. А сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их по порядку. (Ответы детей.)
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали - на семь недель,
Оказалось - на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?
Загадка.
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
Учитель: Сколько дней гостит у нас Масленица? (Семь дней.)
- Каждый день Масленицы в старину имел свое название и обряды, которые сохранились до сих пор.
Первый день, понедельник, - встреча. В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают ее в тряпичный наряд, усаживают на почетное место.
Праздник наш гуляет вольно
Каждый Масленице рад.
Пусть задорно и раздольно
Песни русские звучат.
Частушки
Мы при всём честном народе | Если хочешь быть здоровым, |
Все девчонки в ночь гадали, | Эй, подруга, не скучай, |
Я на Маслену готова | На санях с высоких горок |
Пятый блин я слопала, | Мы пропели вам частушки, |
Вторник – заигрыш. Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры.
У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они не ели, они не спали
И не скучали никогда!
Среда - лакомка: угощение блинами. Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ солнца. Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривают:
Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашонушку на столбушке.
Будет моя квашенка полным-полна,
Полным-полна, с краями ровна!
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (тёще на блины)!
Четверг - Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт! Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы, игры, кулачные бои, петушиные бои, снежные крепости, катание с Масленицей, приезжают ряженые, угощаются блинами. Ходили на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен.
1-й ученик.
Что-то начал ты грустить!
2-й ученик.
Бой хочу я проводить!
1-й ученик.
Это горе — не беда,
Бой устроим мы всегда!
Игра «Петушиные бои»
Давно это было.
Да по сей день осталось.
- Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные. Приглашаю самых сильных посостязаться.
(Рисуется круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга).
Молодцы, удальцы!
Силушку показали,
Покажите разум!
Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять,
Когда убирать, когда грибы – ягоды собирать.
Назови примету:
Дети собирают народные приметы о Масленице:
- Ненастье в воскресенье перед Масленой – к урожаю грибов.
- Если на Масленой неделе идёт снег –будет хороший урожай гречихи.
- Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.
Пятница - зимние посиделки? или тещины вечерки: чаепитие, хождение друг к другу в гости, игры.
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас.
Ну, а с чего нам начинать:
Иль песни петь, или играть?
Дети отвечают: Играть!
Игра
- А теперь приглашаю вас поиграть! Я начинаю пословицу, а вы её продолжите.
Масленица семь дней ……(гуляет)
На Масленой повеселись, да блинком ….. (угостись).
Не всё коту….( масленица).
Где блины, тут и ….(мы).
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост ……(вспоминай).
Зять на двор — пирог на…. (стол).
Без масла каша ….(не вкусна).
Боится Маслена горькой редьки да ….(пареной репы).
На горах покататься, в блинах ……(поваляться).
Широка река Маслена: затопила и….. (Великий Пост).
Суббота - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа), широкая Масленица: угощение блинами. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.
В Масленую неделю полагалось:
Есть - до икоты,
Орать - до хрипоты,
Петь - до надсаду,
Плясать-до упаду!
Хоровод «Заплятися, плетень»
Воскресенье - прощёный день. Это самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Воскресенье называют прощеным воскресеньем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … ("Бог простит!")!
3. Рефлексия:
- Пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
- Что вы запомнили о праздновании Масленицы на Руси?
- Какая информация оказалась для вас самой ценной?
- Где вы можете применить эту информацию в жизни?
Ученик:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Просмотр мультфильма «Крылатый, мохнатый да масленый»
Ученик:
До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ
Будут снова чудеса.
Будут развлечения
А теперь прощаемся
Все без исключения!
Учитель: Да! Чуть было не забыла…
На Руси законом было
Щедро зиму провожать.
Всех блинами угощать!
(Все угощаются блинами. Звучит песня «Блины»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивно-познавательной игры: « Весёлый экспресс «01».
Цель: 1.предупреждение шалости детей с огнём; 2. повторение правил пожарной безопасности; 3. развитие творческой и познавательной активности детей. Игру можно провести между детьми в летних озд...
Весёлые старты
Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория Пояснительная записка.Внеклассное спортивное мероприятие для параллели 3-х классов с участием родителей.«Вес...
"Весёлая масленка"
Классный час в игровой форме...
Весёлые старты "Мой весёлый звонкий мяч"
Приобщать детей к здоровому образу жизни....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
Мероприятие "Масленка"
Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины....
Широкая масленка
Внеклассное мероприятие для 2 кл . Дети узнают названия дней на масленичной неделе, играют в народные игры, знакомятся с приметами...