классный час "чай"
классный час (4 класс) на тему
Классный час посвещен всероссийскому дню чая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.69 КБ |
![]() | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Чай пить-приятно жить!»
Цели:
- познакомить учащихся с историей возникновения русской традиции чаепития;
- развитие внимания, культуры речи,
- воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса учащихся
Предполагаемые результаты:
познавательные УУД
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
- оценивать результаты деятельности
личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте ребята! Поприветствуйте гостей. Сегодня наш классный час будет посвящён «Ароматной и приятной теме».
Предлагаю вам посмотреть сказ, и узнать, о чем будет наш классный час.
/трон с надписью "Царь", надпись "1638г. Царь Михаил Федорович Романов"/
Царь- Музыка Анрей
Ведущий- Кротов Максим
Послы – Лагодин Артём, Кулаков Кирилл
Царь.
Эй, послы! Вы, послы мои, идите,
К Алтын - хану попадите,
Одарите соболями, чёрно - бурыми лисами
Да каменьев драгоценных захватите непременно.
Ведущий.
Послы с приказом согласились
И с поклоном удалились.
Царь же стал как всем понятно,
Ожидать послов обратно.
Царь.
Много ценных я диковин
Алтын - хану приготовил
Чем ответит Алтын - хан?
Что же мне пришлёт он в дар?
Ведущий.
Дни и месяцы прошли:
Возвращаются послы.
Царь их кормит и поит
И ответ держать велит.
Царь.
Чем ответил Алтын - хан?
Что же мне прислал он в дар?
Послы:
В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын - хана-
Всё в нем вроде без изъяна.
Но с чудинкой он, однако:
Вот, смотри, подарок, на-ка! /на подносе горка чая/
Ведущий.
Как увидел царь - отец,
Что принес ему гонец,
С горя начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Царь.
Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеётся хан над нами!
Ах, насмешник, он какой!
На него пойду войной! /рассматривает подарок/
Ведущий.
Но, смягчившись, на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
"Чудо - листья заварить
И боярам подносить".
Царь.
Чтоб не страшно было вам;
Первую чашу выпью я сам.
Ведущий.
Глотнул раз, потом другой:
Чай понравился!
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь - то наш дивится чуду.
Царь.
Если только жив, я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
Ведущий.
Ой, вы, гостюшки частные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Ведущий: Вот так и состоялось первое чаепитие на Руси. Расплачивались за чай мехами и золотом. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати. Для бедных был недоступен. Пили его только в особых случаях. Поэтому и возникло выражение -чайком побаловаться. А многие простые люди даже и не знали, как заваривать чай.
Учитель:
-О чем сказ?
-Так, о чем мы будем говорить на классном часу?
Тема нашего сегодняшнего класса часа «Чай пить – приятно жить!» (тема большими буквами на доске)
Слайд
Чай – такое знакомое слово и, в то же время, мы много о нём не знаем.
А что интересно вам, что бы вы хотели узнать о чае?
(историю чая, родину чая, культуру чаепития, целебные свойства чая, виды церемоний, если учащиеся затруднятся ответить, учитель дополняет их)
Прежде чем мы начнем наш классный час, давайте познакомимся с правилами и условиями. У каждого из вас есть именная чашка, которую вы будите наполнять, но не чаем, а предметами с баллами: баранка 2б, кусочек сахара 3б, пакетик чая 5б. в конце классного часа мы определим самого активного, внимательного и любознательного. Так же ваши баллы будут большим плюсом для вашего портфолио.
У каждого из вас есть сигнальные карточки, они вам тоже будут помогать на уроке, если вы поднимаете карточку зелёного цвета, вы готовы отвечать, если вы поднимаете карточку с красным цветом – это просьба о помощи. (учитель демонстрирует карточки)
Итак, с правилами мы познакомились можем начинать.
- Ребята как вы понимаете слова традиция, церемония, гармония ? (Учащимся за ответы выдаются предметы в их чашки)
Слайд
Толкование слов по Ефремовой.
1.Традиция – то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно
2. Церемония - торжественное совершение чего-либо, обряд по установленным правилам.
3. Гармония – это созвучие, согласие..
Эти понятия нам помогут при выполнении следующих заданий. Сейчас мы будем работать в четырёх группах.
1-ая группа: «Историки».
Ваша задача, узнать, родину чая. Когда и как появился чай в России?
2-ая группа: «Актёры»
Вы актеры, покажите нам, как правильно сервировать стол к чаепитию.
3-я группа: «Исследователи»
Ваша группа, научит и покажет, как правильно заваривать чай, и проведёте не большой эксперимент.
4-ая группа: «Диетологи»
Вы, «Диетологи», расскажите нам о полезных свойствах чая.
Правила работы в группах вы все знаете, если подзабыли, они у вас лежат на столах. (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
(каждая группа получает задания, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Если у вас возникают вопросы, поднимите сигнальную карточку, чтобы мы видели, что вам нужна помощь)
Выступление групп по очереди.
(каждый, кто работал в группе, получает по чайному пакетику в свои чашки)
ФИЗМИНУТКА
Игра «Тарелка конфет»
(Учащиеся становятся по кругу, под музыку передают наполненную до верха вазу с конфетами, у кого остаётся ваза после того, как остановилась музыка, тот выбывает из игры, и тот, у кого падает конфета)
У вас на столах пословицы, но они рассыпались и их надо собрать и объяснить, как вы их понимаете. За выполнение задания учащиеся так же пополняют свои чашки – предметами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
игра « Полная чаша»
На доске плакат, с изображением яркого самовара. У ребят в руках чашки (бумажные или пластмассовые на магнитах) . Надо с закрытыми глазами( глаза завязать платком) прикрепить чашку к носику самовара. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справиться с заданием.
Всем командам по окончании игр, вручаются баллы.
Рефлексия.
Викторина
За правильный ответ, вы получите букву и так же баллы в свою чашку, в результате у вас должно получится слово.
| 20 | 30 | 40 |
| 20 | 30 | 40 |
| 20 | 30 | 40 |
- Ч Родина чая (Китай)
А Родина самовара. (г.Тула)
Е Кто завез чай в Россию? (Русский царь Михаил Федорович Романов)
- П И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.. (самовар)
И Бел как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал. (сахар)
Т Ножек четыре, шляпа одна, нужен, если станет чаёвничать вся семья. (стол)
- И Кто должен был собирать чай? (женщины)
Е Как называется чай, в который добавляют травы? (Травяной)
Слово - ЧАЕПИТИЕ
Подсчитываем баллы.
1-ое место – золотая конфета
2-ое место – серебряная конфета
3-е место – бронзовая конфета
Перед тем, как сядем пить чай, ученики приготовили частушки.
Частушки
Стас, Лера, Альбина
1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.
2. Я чай пила-
Самоварничала.
Всю посуду перебила-
Накухарничала.
3. Вдоволь чаю напилась,
Щёки раскраснелись.
Все мальчишки на меня
Сразу засмотрелись.
4. Ставь - ка, Катя самовар,
Золотые чашки.
Придёт Гриша чаю пить
В вышитой рубашке.
5. Нам на месте не сидится,
Любим мы повеселиться.
Нам плясать и петь не лень,
Мы б плясали целый день.
6. Самоварные частушки
Весело пропели,
И у зрителей глаза
Сразу заблестели.
Приятного чаепития
Приложение 1
Правила работы в группе
1. Работать должны все.
2. Один говорит, другие слушают.
3. Своё несогласие высказывают вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
1 группа «Историки»
История чая в России
Когда и как в стране появился чай?
1.Чай – китайское слово. Именно в Китае стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка.
2. Существует легенда о первом появлении чая. Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Самовар поначалу изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле. В наши дни самовар считается русским сувениром.
А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком.
Не случайно чай был принят «на вооружение», как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая. В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Давным - давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
4. А как чай попал в Россию?
В 1638г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Во время знатного обеда гостей поили горьковатым напитком.
Вопросы
- В какой стране впервые стали употреблять чай?
- Кто и когда завёз чай в Россию?
- Кто должен был собирать чай?
- Родина самовара.
2 группа «Актёры»
Чайная церемония.
Как проходит процесс чаепития? (показать)
1.Накройте большой стол красивой скатертью.
2. Определите, сколько человек будет пить чай
3. Расставьте тарелки напротив стульев
4. Позаботьтесь о салфетках – льняных или бумажных – для каждого гостя.
5. Разложите столовые приборы. Ложка должна быть справа от блюдца.
6. Расставляем чайную чашку в каждое блюдце.
7. В центре стола ставим десерт.
Сервировка готова, можно начинать пить чай.
Миски для мусора выставляются на праздничной стол, и только самые большие знатоки этикета заметят их отсутствие.
Позаботьтесь о дополнительной тарелке для десерта. Если будет подаваться особый десерт, например торт по случаю Дня рождения, поставьте дополнительную тарелку. Тарелка для десерта должна стоять над основной тарелкой, ложка/вилка для десерта должна лежать горизонтально между двумя тарелками.
Часть
Послушайте советы для настоящего русского чаепития:
• Устройте настоящее русское чаепитие, поставив в центре стола большой самовар.
• Чтобы чаепитие стало поистине роскошным, купите в антикварном магазине оригинальные салфетки ручной вышивки.
• На чаепитие можно подать: печенье, вафли, кексы, булочки, пирожные.
3 группа «Исследователи»
Как правильно заваривать чай?
Для того чтобы чай правильно запарился в запарнике, необходимо перед тем как засыпать заварку в запарник разогреть сам запарник. Для этого надо хорошо прогреть его кипятком, чтобы запарник, желательно керамический нагрелся и стал горячим. После этого необходимо определиться, на какое количество кружек чая вы рассчитываете.
Количество чая, необходимое для правильной заварки, берётся из расчета: 1 чайная ложка заварки на одну кружку готового заваренного чая. Так например если вы рассчитываете после того как чай напреет выпить 5 кружек чая то вам необходимо соответственно засыпать для заварки 5 чайных ложек сухой заварки.
После того как вы засыпали заварку в разогретый запарник, повторюсь, желательно в керамический или фарфоровый, необходимо залить его горячей водой, не кипятком, а именно горячей водой на 25% от полного объёма самого запарника и дать настояться в течение 5-10 минут. После этого необходимо залить запарник с настоявшимся чаем до полного объёма и дать еще настояться в течение 5-10 минут, накрыв сам запарник салфеткой.
После того как чай настоялся в течение этого времени, можно приступать к чаепитию. Удовольствие и незабываемое впечатление от такого, казалось бы, обыденного действия я вам гарантирую.
Вопросы
1. У вас три чашки с разными видами чая, определите вид чая.
2. Как правильно заваривать чай?
4 группа «Диетологи»
Целебные свойства чая
Чем полезен чай?
Чай придаёт бодрость, повышает умственную активность.
Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма. Чай использует в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
Чай оказывает благотворное влияние на организм: повышает умственную активность, устраняет усталость, укрепляет стенки кровеносных сосудов. Отваром листьев зелёного чая лечат дизентерию.
Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.
Вначале чай употребляли как целебное питьё или в составе мазей. Использовать чай как напиток стали в 5 веке Как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая. И наш праздник –не исключение.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая. Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.
Чай является “чистильщиком” организма, выводя из него вредные вещества.
В чае присутствуют чуть ли не все витамины. Исконно русскими считаются лесные чаи из трав и ягод: шиповника, малины, смородины, зверобоя, мяты и др. растений. На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.
Пейте чай – и продлите жизнь. Сегодня говорят: Лучше пить зеленый чай, чем лекарства.
Вопросы
1. Главное свойство чая?
2. Какой чай нужно пить?
3. Как называется чай, в который добавляют травы?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Чай пить – долго жить.
- Береги в доме добро, в чае - тепло.
- Выпей чайку - забудешь тоску.
- За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиция - это то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно Церемония – это торжественное совершение чего-либо, обряд по установленным правилам. Гармония – это созвучие, согласие.
История 10 20 30 Всё о чае 10 20 30 Загадки 10 20 30
10 (Буква «Ч») История Родина чая Китай
20 Буква «А» История
30 Буква «Е» История Кто завёз чай в Россию? Михаил Фёдорович Романов
10 Буква «П» Всё о чае Наша Маша громко плачет Таня
0 Всё о чае Пропускаете ход
30 Буква «И» Всё о чае Зайку бросила лентяйка… хозяйка
20 Буква «И» Загадки: Бел как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал. Сахар
10 Буква «Т» Загадки: И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает.. Самовар
30 Буква «Е» Загадки: Ножек четыре, шляпа одна, нужен, если станет чаёвничать вся семья Стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...