классный час "чай"
классный час (4 класс) на тему
Классный час посвещен всероссийскому дню чая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_peredelannyy1.docx | 41.69 КБ |
klassnyy_chas.ppt | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Чай пить-приятно жить!»
Цели:
- познакомить учащихся с историей возникновения русской традиции чаепития;
- развитие внимания, культуры речи,
- воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса учащихся
Предполагаемые результаты:
познавательные УУД
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
- оценивать результаты деятельности
личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте ребята! Поприветствуйте гостей. Сегодня наш классный час будет посвящён «Ароматной и приятной теме».
Предлагаю вам посмотреть сказ, и узнать, о чем будет наш классный час.
/трон с надписью "Царь", надпись "1638г. Царь Михаил Федорович Романов"/
Царь- Музыка Анрей
Ведущий- Кротов Максим
Послы – Лагодин Артём, Кулаков Кирилл
Царь.
Эй, послы! Вы, послы мои, идите,
К Алтын - хану попадите,
Одарите соболями, чёрно - бурыми лисами
Да каменьев драгоценных захватите непременно.
Ведущий.
Послы с приказом согласились
И с поклоном удалились.
Царь же стал как всем понятно,
Ожидать послов обратно.
Царь.
Много ценных я диковин
Алтын - хану приготовил
Чем ответит Алтын - хан?
Что же мне пришлёт он в дар?
Ведущий.
Дни и месяцы прошли:
Возвращаются послы.
Царь их кормит и поит
И ответ держать велит.
Царь.
Чем ответил Алтын - хан?
Что же мне прислал он в дар?
Послы:
В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын - хана-
Всё в нем вроде без изъяна.
Но с чудинкой он, однако:
Вот, смотри, подарок, на-ка! /на подносе горка чая/
Ведущий.
Как увидел царь - отец,
Что принес ему гонец,
С горя начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Царь.
Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеётся хан над нами!
Ах, насмешник, он какой!
На него пойду войной! /рассматривает подарок/
Ведущий.
Но, смягчившись, на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
"Чудо - листья заварить
И боярам подносить".
Царь.
Чтоб не страшно было вам;
Первую чашу выпью я сам.
Ведущий.
Глотнул раз, потом другой:
Чай понравился!
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь - то наш дивится чуду.
Царь.
Если только жив, я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
Ведущий.
Ой, вы, гостюшки частные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Ведущий: Вот так и состоялось первое чаепитие на Руси. Расплачивались за чай мехами и золотом. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати. Для бедных был недоступен. Пили его только в особых случаях. Поэтому и возникло выражение -чайком побаловаться. А многие простые люди даже и не знали, как заваривать чай.
Учитель:
-О чем сказ?
-Так, о чем мы будем говорить на классном часу?
Тема нашего сегодняшнего класса часа «Чай пить – приятно жить!» (тема большими буквами на доске)
Слайд
Чай – такое знакомое слово и, в то же время, мы много о нём не знаем.
А что интересно вам, что бы вы хотели узнать о чае?
(историю чая, родину чая, культуру чаепития, целебные свойства чая, виды церемоний, если учащиеся затруднятся ответить, учитель дополняет их)
Прежде чем мы начнем наш классный час, давайте познакомимся с правилами и условиями. У каждого из вас есть именная чашка, которую вы будите наполнять, но не чаем, а предметами с баллами: баранка 2б, кусочек сахара 3б, пакетик чая 5б. в конце классного часа мы определим самого активного, внимательного и любознательного. Так же ваши баллы будут большим плюсом для вашего портфолио.
У каждого из вас есть сигнальные карточки, они вам тоже будут помогать на уроке, если вы поднимаете карточку зелёного цвета, вы готовы отвечать, если вы поднимаете карточку с красным цветом – это просьба о помощи. (учитель демонстрирует карточки)
Итак, с правилами мы познакомились можем начинать.
- Ребята как вы понимаете слова традиция, церемония, гармония ? (Учащимся за ответы выдаются предметы в их чашки)
Слайд
Толкование слов по Ефремовой.
1.Традиция – то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно
2. Церемония - торжественное совершение чего-либо, обряд по установленным правилам.
3. Гармония – это созвучие, согласие..
Эти понятия нам помогут при выполнении следующих заданий. Сейчас мы будем работать в четырёх группах.
1-ая группа: «Историки».
Ваша задача, узнать, родину чая. Когда и как появился чай в России?
2-ая группа: «Актёры»
Вы актеры, покажите нам, как правильно сервировать стол к чаепитию.
3-я группа: «Исследователи»
Ваша группа, научит и покажет, как правильно заваривать чай, и проведёте не большой эксперимент.
4-ая группа: «Диетологи»
Вы, «Диетологи», расскажите нам о полезных свойствах чая.
Правила работы в группах вы все знаете, если подзабыли, они у вас лежат на столах. (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
(каждая группа получает задания, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Если у вас возникают вопросы, поднимите сигнальную карточку, чтобы мы видели, что вам нужна помощь)
Выступление групп по очереди.
(каждый, кто работал в группе, получает по чайному пакетику в свои чашки)
ФИЗМИНУТКА
Игра «Тарелка конфет»
(Учащиеся становятся по кругу, под музыку передают наполненную до верха вазу с конфетами, у кого остаётся ваза после того, как остановилась музыка, тот выбывает из игры, и тот, у кого падает конфета)
У вас на столах пословицы, но они рассыпались и их надо собрать и объяснить, как вы их понимаете. За выполнение задания учащиеся так же пополняют свои чашки – предметами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
игра « Полная чаша»
На доске плакат, с изображением яркого самовара. У ребят в руках чашки (бумажные или пластмассовые на магнитах) . Надо с закрытыми глазами( глаза завязать платком) прикрепить чашку к носику самовара. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справиться с заданием.
Всем командам по окончании игр, вручаются баллы.
Рефлексия.
Викторина
За правильный ответ, вы получите букву и так же баллы в свою чашку, в результате у вас должно получится слово.
| 20 | 30 | 40 |
| 20 | 30 | 40 |
| 20 | 30 | 40 |
- Ч Родина чая (Китай)
А Родина самовара. (г.Тула)
Е Кто завез чай в Россию? (Русский царь Михаил Федорович Романов)
- П И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.. (самовар)
И Бел как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал. (сахар)
Т Ножек четыре, шляпа одна, нужен, если станет чаёвничать вся семья. (стол)
- И Кто должен был собирать чай? (женщины)
Е Как называется чай, в который добавляют травы? (Травяной)
Слово - ЧАЕПИТИЕ
Подсчитываем баллы.
1-ое место – золотая конфета
2-ое место – серебряная конфета
3-е место – бронзовая конфета
Перед тем, как сядем пить чай, ученики приготовили частушки.
Частушки
Стас, Лера, Альбина
1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.
2. Я чай пила-
Самоварничала.
Всю посуду перебила-
Накухарничала.
3. Вдоволь чаю напилась,
Щёки раскраснелись.
Все мальчишки на меня
Сразу засмотрелись.
4. Ставь - ка, Катя самовар,
Золотые чашки.
Придёт Гриша чаю пить
В вышитой рубашке.
5. Нам на месте не сидится,
Любим мы повеселиться.
Нам плясать и петь не лень,
Мы б плясали целый день.
6. Самоварные частушки
Весело пропели,
И у зрителей глаза
Сразу заблестели.
Приятного чаепития
Приложение 1
Правила работы в группе
1. Работать должны все.
2. Один говорит, другие слушают.
3. Своё несогласие высказывают вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
1 группа «Историки»
История чая в России
Когда и как в стране появился чай?
1.Чай – китайское слово. Именно в Китае стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка.
2. Существует легенда о первом появлении чая. Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Самовар поначалу изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле. В наши дни самовар считается русским сувениром.
А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком.
Не случайно чай был принят «на вооружение», как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая. В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Давным - давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
4. А как чай попал в Россию?
В 1638г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Во время знатного обеда гостей поили горьковатым напитком.
Вопросы
- В какой стране впервые стали употреблять чай?
- Кто и когда завёз чай в Россию?
- Кто должен был собирать чай?
- Родина самовара.
2 группа «Актёры»
Чайная церемония.
Как проходит процесс чаепития? (показать)
1.Накройте большой стол красивой скатертью.
2. Определите, сколько человек будет пить чай
3. Расставьте тарелки напротив стульев
4. Позаботьтесь о салфетках – льняных или бумажных – для каждого гостя.
5. Разложите столовые приборы. Ложка должна быть справа от блюдца.
6. Расставляем чайную чашку в каждое блюдце.
7. В центре стола ставим десерт.
Сервировка готова, можно начинать пить чай.
Миски для мусора выставляются на праздничной стол, и только самые большие знатоки этикета заметят их отсутствие.
Позаботьтесь о дополнительной тарелке для десерта. Если будет подаваться особый десерт, например торт по случаю Дня рождения, поставьте дополнительную тарелку. Тарелка для десерта должна стоять над основной тарелкой, ложка/вилка для десерта должна лежать горизонтально между двумя тарелками.
Часть
Послушайте советы для настоящего русского чаепития:
• Устройте настоящее русское чаепитие, поставив в центре стола большой самовар.
• Чтобы чаепитие стало поистине роскошным, купите в антикварном магазине оригинальные салфетки ручной вышивки.
• На чаепитие можно подать: печенье, вафли, кексы, булочки, пирожные.
3 группа «Исследователи»
Как правильно заваривать чай?
Для того чтобы чай правильно запарился в запарнике, необходимо перед тем как засыпать заварку в запарник разогреть сам запарник. Для этого надо хорошо прогреть его кипятком, чтобы запарник, желательно керамический нагрелся и стал горячим. После этого необходимо определиться, на какое количество кружек чая вы рассчитываете.
Количество чая, необходимое для правильной заварки, берётся из расчета: 1 чайная ложка заварки на одну кружку готового заваренного чая. Так например если вы рассчитываете после того как чай напреет выпить 5 кружек чая то вам необходимо соответственно засыпать для заварки 5 чайных ложек сухой заварки.
После того как вы засыпали заварку в разогретый запарник, повторюсь, желательно в керамический или фарфоровый, необходимо залить его горячей водой, не кипятком, а именно горячей водой на 25% от полного объёма самого запарника и дать настояться в течение 5-10 минут. После этого необходимо залить запарник с настоявшимся чаем до полного объёма и дать еще настояться в течение 5-10 минут, накрыв сам запарник салфеткой.
После того как чай настоялся в течение этого времени, можно приступать к чаепитию. Удовольствие и незабываемое впечатление от такого, казалось бы, обыденного действия я вам гарантирую.
Вопросы
1. У вас три чашки с разными видами чая, определите вид чая.
2. Как правильно заваривать чай?
4 группа «Диетологи»
Целебные свойства чая
Чем полезен чай?
Чай придаёт бодрость, повышает умственную активность.
Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма. Чай использует в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
Чай оказывает благотворное влияние на организм: повышает умственную активность, устраняет усталость, укрепляет стенки кровеносных сосудов. Отваром листьев зелёного чая лечат дизентерию.
Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.
Вначале чай употребляли как целебное питьё или в составе мазей. Использовать чай как напиток стали в 5 веке Как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая. И наш праздник –не исключение.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая. Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.
Чай является “чистильщиком” организма, выводя из него вредные вещества.
В чае присутствуют чуть ли не все витамины. Исконно русскими считаются лесные чаи из трав и ягод: шиповника, малины, смородины, зверобоя, мяты и др. растений. На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.
Пейте чай – и продлите жизнь. Сегодня говорят: Лучше пить зеленый чай, чем лекарства.
Вопросы
1. Главное свойство чая?
2. Какой чай нужно пить?
3. Как называется чай, в который добавляют травы?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Чай пить – долго жить.
- Береги в доме добро, в чае - тепло.
- Выпей чайку - забудешь тоску.
- За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиция - это то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно Церемония – это торжественное совершение чего-либо, обряд по установленным правилам. Гармония – это созвучие, согласие.
История 10 20 30 Всё о чае 10 20 30 Загадки 10 20 30
10 (Буква «Ч») История Родина чая Китай
20 Буква «А» История
30 Буква «Е» История Кто завёз чай в Россию? Михаил Фёдорович Романов
10 Буква «П» Всё о чае Наша Маша громко плачет Таня
0 Всё о чае Пропускаете ход
30 Буква «И» Всё о чае Зайку бросила лентяйка… хозяйка
20 Буква «И» Загадки: Бел как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал. Сахар
10 Буква «Т» Загадки: И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает.. Самовар
30 Буква «Е» Загадки: Ножек четыре, шляпа одна, нужен, если станет чаёвничать вся семья Стол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...