Талдонова статья
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
статья поомогающая в написании. Написать просто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toldonova_statya_2.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки нравственности как средство воспитания современного
школьника
Толдонова Т.И.
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №4» (г.Курск);
Суровцева И.М
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №4» (г.Курск)
«Руководить нравственным воспитанием –
это значит создавать тот
моральный тонус школьной жизни,
который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то заботится,
о ком – то печется и беспокоится,
кому –то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский.
Проблема нравственного воспитания и развития человека не нова, но именно сегодня она приобретает особую актуальность в связи с усилением тенденций «расчеловечивания» человека, разрушения его внутренних духовных оснований и нравственных опор, навязывания нетрадиционных ценностей, наполнения нравственных понятий новым содержанием. Все это ведет к утрате моральных ориентиров, содержащих такие понятия, как честь, совесть, достоинство, долг, справедливость, милосердие, сострадание и др. Личность – это ее нравственность, ее основа. Нет нравственного начала в человека – нет личности.
Работа по духовно – нравственному воспитанию начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, формирования моральных привычек. Можно сказать, что назрела необходимость таких «уроков» человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в общении со сверстниками. Такая возможность создается сегодня в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения, который предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
В Гимназии №4 города Курска реализуется программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности». Ее актуальность и социальная значимость состоит в том, чтобы помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе находить пути для саморазвития и самовоспитания. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и реализуется учителем в сотрудничестве с родителями. Главная цель её реализации – создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, родитель, сотрудник гимназии разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, стремясь к их реализации в жизни.
Цель программы: воспитание у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения, взаимоотношений.
Задачи:
– сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье; между носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
– способствовать усвоению общепринятых правил поведения; раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
– предоставить ребенку возможность проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
– научить детей всматриваться в мир, в людей, учиться строить с ними отношения.
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Здесь происходит осознание нравственных правил, как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила к поведению Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее приятие норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм поведения у ребенка переходит уже к фазе самоконтроля. Происходит понимание того, что их нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Ученики в своих поступках ориентируются на норму поведения, как на стимул нравственного поведения и торможения безнравственных действий.
Занятия по данному курсу проводятся в форме уроков, бесед, экскурсий, игровых программ, конкурсов, праздников. Работа над проектами увлекает ребят и способствует их сближению с родителями. Интересны детям работа с литературой, обсуждение произведений, просмотр фильмов, встречи с людьми разных профессий, вероисповеданий и т.д. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека.
Рассмотрим методы и приемы работы на примере занятия по теме «Колокольчики добра» в 4 классе.
Цели и задачи:
– формировать в сознании детей понятия «добро», «доброта», расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
– развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
– пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Введение в тему:
– Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное, Это качество
Главное, важное. В сердце у многих живет
То, что значит оно, И о боли других
Очень нужно для каждого. Позабыть не дает.
В нем забота и ласка, И оно поважнее,
Тепло и любовь. Чем лица красота.
В нем стремленье Это качество -
На помощь прийти вновь и вновь. Наших сердец…Доброта.
Беседа
– От какого слова образовалось понятие доброта?
– Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)
– Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта – всё положительное, хорошее, полезное.
– Многие известные писатели рассуждали о доброте.
Михаил Пришвин писал: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека». Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
– Как вы думаете, словам этих людей можно доверять?
– Давайте подумаем, чем так интересны добрые люди? Какие качества характера им присущи?
Добродушие, милОсердие, люБовь, скРомность, дОверие, Трудолюбие, сострАдание – вот качества доброго человека.
Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что в этих словах есть, буквы из которых складывается слово доброта.
Обсуждение легенды (умение задавать вопросы и отстаивать свое мнение):
Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет помешать творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра.
– Как вы поняли эту легенду?
"Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков” – таков девиз “Детского ордена милосердия”. Да, если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите, и если нет у нас в обществе мало настоящих меценатов, есть мы – дети, которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество.
Работа с пословицами:
– В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Какие пословицы о доброте вы знаете? Давайте с одной из них поработаем: «Доброе слово лечит, а злое калечит».
– Как вы её понимаете? Поговорим об этом подробнее.
Работа с бумажной куклой (с образом)
– Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это МАША (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить МАШЕ что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
– Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова)
– Ребята, а сейчас посмотрите на МАШУ, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему? Сделайте вывод.
Вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.
– Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово играет очень важную роль в жизни человека.
Колокольчики добра
– Я предлагаю вам взять колокольчик, который лежит у вас на столе, и написать на нём самое важное, по вашему мнению, доброе слово.
Анкетирование:
– Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)
– А сейчас я попрошу вас ответить вопросы анкеты, чтобы понять, добрый ли вы человек. На каждый вопрос вы отвечаете либо «да», либо «нет».
Анкета «Добрый ли вы человек?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих неудачах. Вы ему скажете, что вас это мало волнует?
- Если ваш друг плохо играет в шахматы или другую игру, вы сможете ему поддаться, чтобы сделать ему приятно?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы помните обо всех обидах, которые вам нанесли?
- Сможете ли вы выслушать даже того, кто вас совершенно не интересует?
- Вы используете все свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, вы отказываетесь слушать своего оппонента (соперника по спору)?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы смеяться над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Подведение итога:
– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Правила доброты:
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
– А теперь, давайте прикрепим наши колокольчики на поляну.
– Посмотрите: “Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков”.
– А. П. Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами: « Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!».
– Спешите делать добро!
Важно помнить, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом результаты личностного развития не оцениваются применительно к каждому школьнику, а могут осуществляться лишь на уровне школы. Учитываются такие показатели: личностная культура (доброта, отзывчивость); социальная культура (долг, товарищество, честность, трудолюбие, дисциплинированность); семейная культура (уважение к близким людям).
В завершении надо сказать, что нравственное воспитание – непрерывный процесс. Начинаясь с рождения человека и продолжаясь всю жизнь, он направлен на овладение людьми правил и норм поведения. Для нас ключевым тезисом выступает мысль В.А.Сухомлинского о том, что нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое воспитание и развитие, трудовое и физическое развитие именно в начальном звене школы. Очень важно, чтобы была преемственность в такой работе на последующих этапах образования человека, а достигнутые в начальной школе результаты приумножались и утверждались в поступках и деятельностях ребят.
Литература
1.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников //Методический конструктор для учителя. - М. : Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...