Внеклассное занятие "Мир души"
классный час (3 класс) на тему
Создание условий для формирования внутреннего мира человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чучковская средняя школа»
Внеклассное занятие
для учащихся 3 классов
по теме:
Занятие разработано и
проведено учителем начальных классов Тамонкиной
Натальей Пантелеевной
Чучково, 2015 г.
Цель – Формирование представления о
внутреннем мире человека.
Задачи:
- Вызвать детей на размышление о внутреннем мире человека.
- Влиять на развитие у детей потребности пополнять свои знания.
- Способствовать созданию творческой атмосферы. Развивать мышление и речь.
- Демонстрировать способности уч-ся, развивать чувства уверенности в себе.
Оборудование:
- Записи произведений:
- Л. Бетховен. Симфония №5,
часть 1;
- В. А. Моцарт «Лакримоза».
- Рисунки детей.
- Листочки, разделённые на две
половинки: на одной написано слово
«душа», на другой – «тело».
- Карточки со словами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Поговорим? - А знаете о чём? - О разном, о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. - Поговорим? - Нам будет интересно. Тихо садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию («Времена года»). - Ребята, у нас сегодня очень серьёзная тема. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует, и люди часто говорят об этом (музыка затихает). - Посмотрите на доску. Здесь написаны имена прилагательные прекрасная страдающая широкая щедрая - К какому слову подходят эти имена прилагательные? - Правильно, душа. - Тема нашего занятия «Мир души». - Объясните смысл словосочетания.
- А сейчас послушайте два отрывка из музыкальных произведений и скажите, какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка. - А как вы узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, весёлых или трагических слов. - Да, вы почувствовали это душой. На доске написано высказывание немецкого романиста XIX века Бертольда Ауэрбаха о музыке. - Прочитайте. Как вы понимаете эти слова? Чтец. - Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки. - Предлагает исполнить песню «Звуки музыки». - Издавна музыку считали важным и незаменимым средством воспитания человека, формирования его духовного мира. - У нас в классе есть близнецы Андрей и Александр Стрельцовы, они похожи друг на друга, как две капли воды. Но вы их можете различить без особого труда. Как вы думаете, почему это возможно? - Перечислите отличия, которые могут существовать между близнецами. (открываю табличку на доске) - Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, но, главным образом, невидимыми, неуловимыми качествами. И это неуловимое составляет внутренний мир человека: это его душа, разум, характер, эмоции. - Что, по-вашему, мнению, более важно – внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело? - О внутреннем мире известных людей подготовила сообщение … Циолковский. Он сознавал, что если начинать с пользы для себя, не думать о близких, об отечестве, о человечестве, то обязательно родятся корысть, эгоизм, равнодушие – злейшие враги любого человека, которые тут же оборачиваются для него непоправимым бедствием, гибелью души. - Да, ребята, человек – это, прежде всего душа, а не тело. - Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? - Да, я с вами согласна. Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. - Как вы думаете, что является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование души и тела? - Нельзя забывать, что душа развивается в теле. Работа в парах (звучит музыка). Детям раздаются листочки, разделённые на две половинки: на одной слово «душа», на второй – «тело». На доске записаны слова: летать, радоваться, восхищаться, мёрзнуть, питаться, жиреть, любить. Задание детям – выбрать из данного списка слова, применяемые к душе или телу, и записать их в соответствующие половинки). - Что заметили? - Но вы знаете, что тело может расти только до определённого возраста: взрослые не растут. - Как вы думаете, душа может расти и у взрослого человека и у ребёнка? - Тело ваше растёт независимо от вашего желания, а душа растёт, в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. - Ребята, а чем питается, благодаря чему растёт наша душа? (на доске рисунки о природе) - Послушайте одну (читает отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Чудо рождения»). - Как вы думаете, почему Г.Х. Андерсен назвал эту сказку «Чудо рождения»? -Как вы думаете, что заставляет человека выбрать любимый цветок? - Теперь, ребята, сядьте прямо и положите ваши руки, ладонями вверх, опираясь на соединение бёдер и живота. Закройте глаза и представьте себя маленькой звёздочкой, падающей с небес (звучит музыка). - Что вы чувствовали во время звучания музыки? - Как говорят о человеке с большой душой? - Ребята, а как мы отличаем душевного человека? - Душевный человек всегда старается понять другого человека, посочувствовать, помочь другому. Душевность также проявляется в любви к животным. Но бывают случаи, когда душа может уменьшаться и становиться совсем незаметной. Как называют такого человека? - А как вы определите, что перед вами бездушный человек? - Душа становится слабой, если мы ругаемся, злимся, говорим плохие слова, обижаем людей, животных. Почему? - Русский народ очень мудрый, об этом говорят пословицы. Предлагаю поработать в группах и составить пословицы. - Как нужно жить, чтобы стать настоящим человеком, а не монстром? - Заканчивая наше занятие в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение Марины Скребцовой. С рожденья в каждом сердце доброта, Блаженны те, кто дар святой хранят, В нём Божьей сути вечна красота, Он вечным смыслом навсегда объят. О, души, вы носители любви, Призванье ваше – излучать тепло, В стремленья светлые во дни свои, О, не вносите, не включайте зло … Рефлексия (на фоне музыки). - Напишите своё отношение к сегодняшнему занятию. | - Поговорим. - О чём? Поговорим. Слушают. Дети слушают музыку. Читают все вместе. Дети высказывают предположения. Объясняют смысл словосочетания. Слушают. Ответы детей. Читают: «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа». Ответы детей. Василий Фёдоров «Музыка». Моя душа, Иссохшая в гордыне, Горячих звуков впитывает дрожь, Как влагу Опалённая пустыня, Когда над ней шумит спаситель дождь. И в свежести, И в солнечности всходной, И в чувстве, Убывающей тоски Моя душа, Как влажные пески Становится живой И плодородной. Дети поют: 1. Музыка, музыка входит в наш дом. Всех обогреет чудесным теплом. Звуки волшебные мы соберём И осторожно положим в альбом. 2. Каждый листочек альбома звучит, Музыка сказку для нас сторожит. Стойкий солдат, маршируя, идёт, Нежную песню нам мама поёт. 3. Дивная музыка с нами всегда, Нас с красотой подружила она. Будем же музыке верность хранить, Будем беречь мы её и любить. Ответы детей. Характер, способности, эрудиция, ум. Ответы детей. Гагарин. После блестящего окончания лётного училища Ю. Гагарин служил в истребительной авиации. Разными были его сослуживцы: суровые и нежные, весёлые и не очень. Но с Юрием Гагариным хотел дружить каждый. Искренность, весёлый нрав, чистая добрая улыбка, отзывчивая душа – кого не привлечёт такой человек. Чуковский. У Чуковского было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом. Весёлый добрый человек, к себе он относился строго, требовательно. Его душа не могла мириться с ложью, предательством. Носов. У этого талантливого человека вечно юная, детская чистая, чудесная душа. Ответы детей. В первую очередь развитие и совершенствование души. Хотя и тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье. Душа: Тело: летать мёрзнуть радоваться питаться восхищаться расти питаться жиреть любить расти Душа и тело питаются и растут. Да, душа совершенствуется и у взрослого человека и у ребёнка. Наша душа растёт, когда мы радуемся, бываем добрыми, любим и прощаем друг друга, когда мы видим красоту природы, прекрасные картины, слушаем музыку, стихи, сказки. Слушают. Рождение – это всегда чудо. Ответы детей Садятся, закрывают глаза, слушают. Ответы детей. Душевный человек. Человек, любящий людей. И любовь проявляется через уважение, внимание к людям. Бездушный человек. Ответы детей. Души настроены на созвучие с прекрасным. Работают в группах, составляют пословицы. 1 гр. Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. 2 гр. Вся семья вместе и душа на месте. 3 гр. Сердце ёкнуло, душа в пятки ушла. Ответы детей. Слушают. Пишут. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".
Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....
внеклассное мероприятие "Единство души и земли"
Внеклассное мероприятие по духовно – нравственному воспитанию учащихся, русские православные праздники....
Внеклассное мероприятие. Семейный праздник:"Вся семья вместе, так и душа на месте."
Шуточные и игровые конкурсы, танцевальные номера для семейных команд. Завершается праздник чаепитием....
Внеклассное мероприятие по толерантности "Другу ты отдать сумей всё тепло души своей".
Занятие «Другу ты отдать сумей всё тепло души своей» проводится с участием родителей, воспитателей ГПД, учителей. Направлено на развитие толерантного отношения к окружающим людям. Проводится в форме и...
Внеклассное мероприятие по православной культуре "Сергий Радонежский: душа Росси"
Внеклассное мероприятие, которое может использоваться для учеников 4,5,6 классов. Материал, подобранный в данном мероприятии соответствует уровню восприятия учеников, данного возраста.Большая часть вр...
Внеклассное занятие для учащихся 3-4-х классов по произведениям кубанского поэта и прозаика Евгения Александрова "Уголок души моей"
На земле есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди. Но для нас самым замечательным местом является то место, где мы родились и живем – наша Родина. Родина – значит родная, именно т...