Классный час на тему:" Поговорим о вежливости"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Горбачева Ольга Васильевна

Представлен полный конспект классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_pogovorim_o_vezhlivosti.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект классного часа

Тема «Поговорим о вежливости»

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с правилами и нормами общения между людьми.
  2. Дать понятие «вежливость»

Развивающие:

  1. Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.
  2. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
  2. Воспитание вежливого человека.

Оборудование и оформление: костюмы Буратино и Мальвины, мультимедийная презентация.

Распределение поручений: дети учат «простые правила», разыгрывают сценку.

Ход классного часа

  - Ребята, мы с вами начинаем занятие по культуре поведения. Мы поговорим о том, какого человека можно назвать культурным, воспитанным, и что надо делать, чтобы и вас называли культурными людьми.  Каждый день вы встречаете множество людей – на улице, в школе, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас. Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий со знакомыми и незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём думают окружающие. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли, или грубо разговаривали. Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость – эти слова вы всегда должны помнить.

 - Ребята, а какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей)

Слайд 1

- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия.    Ребята, давайте с вами поиграем в игру.

Слайд 2

- Называется она «Добавьте слово». Но слова эти необычные, а волшебные, вежливые слова.

 Слайд 3

В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний:

Утром, днём и в темноте

Те, и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно… (Здравствуйте!)

- Молодцы, ребята, а теперь … расскажет нам простое правило, которое вы все должны будете запомнить.

Слайд 4 

 Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче – здравствуй!

- Молодец! Какой же вывод мы можем сделать?

- Надо всегда здороваться.

- Послушаем следующее стихотворение.


Слайд 5 

Настали дни холодные,

И птицы перелётные,

Крылатые создания,

Летят под облаками

Куда-то в страны дальние.

Мы машем им руками:

- До встречи! … (До свидания!)

- Молодцы! А сейчас … расскажет ещё одно правило. Слушаем внимательно.

Слайд 6 

 Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: - «До свидания!»

- Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними?

- До свидания. 

Слайд 7

- Ребята, а теперь послушайте такую  историю про слона и мышку.

Встретила мышка слона на пути

И пропищала тихо и жалостно:

- Простите за дерзость,

Скажите, пожалуйста,

Как мне до вас, до слона дорасти?

Слон удивился:

 - Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»!

- Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону?

- Слово «пожалуйста».

- А теперь послушайте правило, которое расскажет нам …

Слайд 8

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «пожалуйста».

- Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята?

- Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим.

- Ребята, вы уже все называли это волшебное слово. Что мы говорим, когда нам помогли или что-нибудь подарили?

- Спасибо.

- … нам расскажет простое правило.

Слайд 9

Тебе что-то подарили,

Если место уступили,

Если в чём-то помогли,

Угощенье принесли,

Не молчи тогда, как рыба!

Говори всегда: -  Спасибо!

- Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать?

- Извините.

- Да, верно. Это значит «снимите с меня вину». Правило нам расскажет…

Слайд 10

 Если кого-то обидели случайно,

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «извините».

- Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать?

- Спокойной ночи. 

Слайд 12

- Давайте  послушаем правило.

Перед сном не забывай:

Спокойной ночи пожелай.

- Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни.

 Слайд 13 

Скажите, какие же вежливые слова, волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми?

- Спасибо.

- Пожалуйста.

- До свидания.

- Здравствуйте.

- Извините.

- Спокойной ночи.

Слайд 14

- Сегодня у нас в гостях Мальвина и Буратино. Они тоже хотят поговорить с нами о вежливости.


Разыгрывается сценка

МАЛЬВИНА (приветливо). Здравствуйте, дети!

БУРАТИНО (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте.

МАЛЬВИНА. Что ты такой невесёлый, Буратино?

БУРАТИНО. Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

МАЛЬВИНА (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось? Может быть тебе надо помочь?

БУРАТИНО. А что я тебе такого сказал?

МАЛЬВИНА. Ничего особенного ты мне не сказал. Но как ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

БУРАТИНО. Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной и не разговаривает.

МАЛЬВИНА. Буратино, что у тебя за тон?

БУРАТИНО. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

МАЛЬВИНА. Я заметила, что ты часто таким тоном говоришь со всеми ребятами и своими шутками их обижаешь.

БУРАТИНО. Я же не виноват, что некоторые не понимают моих шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну как посадка прошла?». А он обиделся и ушёл. А что плохого я ему сказал?

МАЛЬВИНА (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему не приятна «шутка» Буратино?

Дети высказывают своё мнение.

БУРАТИНО. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят, есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, а просто станем лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

МАЛЬВИНА. Очень хорошо Буратино. Но надо всегда помнить, что от доброго слова и у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Слова вежливости только тогда становятся «добрыми словами, когда говорятся приветливым тоном».

- Послушайте, ребята, какая история произошла с носорогом однажды.

Слайд 15

 Читаем рассказ С. Михалкова «Зеркало»

- Скажите, хорошо ли поступал носорог?

- Нет, он плохо относился к товарищам

- А как нужно относиться к товарищам? Можно ли смеяться над ними?

- Нет, нельзя высмеивать их недостатки. Нужно к ним хорошо относиться.

- Молодцы, ребята. Вы все знаете, как правильно общаться с окружающими людьми. А теперь давайте поможем Вове, подскажем ему, как  нужно себя вести. Послушайте.

        Однажды Вова решил пойти к товарищу. Взрослых дома не было. Уходя из дома…

- Что должен был сделать Вова, уходя из дома?

Проводится беседа.

Дети должны прийти к выводу, что Вова: посмотрел, опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошёл и когда придёт.

- Молодцы, ребята.

    Вова пришёл к товарищу. Дверь открыла его мама. Вова сказал…

Дети продолжают разговор Вовы с мамой своего товарища.

    Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…

Дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом.

- Молодцы, ребята. Вы очень вежливо все говорили. А теперь послушайте, вы все можете попасть в разные ситуации, и всегда вы должны быть вежливыми. Представьте, мама послала вас к соседке взять в дом немного соли. Как вы это сделаете? Дети отвечают.

- Представьте, вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете? Дети отвечают.

- Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к ближайшей аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу? Дети отвечают.

Слайд 16 

- Молодцы, ребята. Вы всегда должны помнить правила правильного разговора друг с другом:

  • Надо смотреть на того, с кем разговариваете;
  • Невежливо смотреть в сторону, отворачиваться;
  • Нельзя самому завладевать разговором и говорить о самом себе;
  • Надо уметь слушать других;
  • Во время разговора не следует размахивать руками, стараться перекричать другого.

Слайд 17

    - Послушайте стихотворение (звучит аудиозапись), которое называется

 «Ежели вы вежливы».

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы

Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда,

Не тратить же

Товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы

Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы

Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

--

 Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

   - Ребята, вот сколько правил включил в своё правило С. Маршак. Какими мы всегда должны быть?

   - Мы всегда должны быть вежливыми, приветливыми и внимательными к другим. Действительно, а ещё не ябедничайте, лучше помогите своему товарищу исправить ошибку. Помните, вежливыми не рождаются, вежливыми становятся!

Слайд 18

-  Давайте подытожим сегодняшнее занятие. Соотнесите вежливые слова с их применением в различных ситуациях.

Горбачева Ольга Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Поговорим о дружбе"

Данный классный час предназначен для учащихся 3-4 классов, направлен на сплочение классного коллектива....

Классный час на тему "Поговорим о вредных привычках

Предлагаю вашему вниманию классный час "Поговорим о вредных привычках"...

Классный час на тему: "Поговорим о вежливости"

Цели:Раскрыть понятия “вежливость”, “невежество”.Создать условия для разрешения проблемы.Воспитывать культуру поведения учащихся.Формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и ...

Классный час на тему «Поговорим о дружбе"

Данный материал может быть использован для проведения классного часа для учащихся 2-3-х классов...

презентация к классному часу по теме "Поговорим о настроении"

Разговор об эмоциях. Положительные и отрицательные эмоции.Что такое настроение? Каким оно бывает. Кирпичики хорошего настроения. Советы психолога как улучшить настроение....

Классный час на тему :"Поговорим о милосердии"(по сингапурской методике)

Данное внеклассное мероприятие проходило на учебной неделе по сингапурской методике....

Конспект классного часа по теме «Поговорим о вежливости»

Дата проведения классного часа: 28.04.22Ф.И.О. учителя: Колташева Надежда АнатольевнаКласс: 3Тема: «Поговорим о вежливости»Цели: формировать навыки и привычки, облегчающие установление кон...