Развитие познавательных способностей у детей начальной школы.
учебно-методический материал на тему
В материале говорится о содержании и формах познавательной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание и формы познавательной деятельности в начальной школе. | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей у детей начальной школы.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к; обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении. Увлеченность детей данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Немаловажно и то, что в познавательной деятельности формируется понимание необходимости знаний, отношение к знаниям как к ценности, значимой для общества и отдельной личности.
В процессе познавательной деятельности учащихся закладываются основы мировоззрения, отношение их к реальному миру, постигаются научные, знания, формируется духовная культура. В мировой культуре сконцентрирован опыт человечества, который усваивает учащийся.
Содержание познавательной деятельности младших школьников многообразно. Оно включает сообщения о фактах окружающей жизни, сведения о событиях в мире: политических, общественных, спортивных, культурных и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и их обсуждение; изучение природных объектов и явлений; знакомит е жизнью и деятельностью замечательных людей и др.
Формы познавательной деятельности следует делать привлекательными для детей данного возраста. Такие формы должны отвечать следующим требованиям:
- они должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей. Для этого ведется картотека различных форм воспитывающей деятельности: познавательные игры, мероприятия, коллективные творческие дела. Картотека помогает классному руководителю не повторяться. Она стимулирует поиск, разработку, накопление новых нестандартных форм воспитательной работы с детьми. На каждую карточку нами заносится одна из форм различных видов воспитывающей деятельности: познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной, ценностно-ориентационной, свободного общения. Карточки разделяются по видам деятельности и хранятся в конвертах. Так легче их пополнять и находить нужные. Планируя в начале учебного года воспитательную работу, классный руководитель раскладывает карточки и отбирает те формы, которые еще не были использованы в предыдущем году. Постепенно накапливая методический материал, который помогает совершенствовать профессиональное мастерство воспитателя, детский коллектив осуществляет жизнь богатую и интересную;
- формы воспитывающей деятельности должны учитывать желание ребят померяться силами;
- необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности/Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям (Мудрец, Волшебник, Сказочник, Доктор Айболит, Королева Осень, Мудрая книга Энциклопедия и др.), и необычные элементы: специальные шапочки с кисточками, гонг, наглядно оформленные для "продажи" вещи на аукционе знаний и др.
Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Чтобы увлечь детей, воспитатель начинает с игровых, занимательных форм интеллектуальной деятельности, когда интерес сформирован и процесс познания доставляет детям удовольствие, классный руководитель переходит к более серьезным формам.
Автор в воспитательной работе старается вовлечь детей в споры и дискуссии, способствующие развитию речи школьников, формируют собственное мнение и умение его отстаивать. Для младших школьников это важно, так как их возрастной особенностью, отмеченной психологами, является ориентация на оценку и мнение взрослого-учителя, родителей, старших ребят. Участие в спорах, дискуссиях помогает младшему школьнику выработать свою точку зрения на определенные проблемы и вопросы.
Игры-споры строят так, чтобы в них сталкивались различные мнения, подходы и взгляды на мир, которые могут высказать как отдельные школьники, так и микроколлективы, в которых дети объединяются для защиты своего суждения.
На данном этапе классный руководитель старается учесть, что споры и" дискуссии в младшем школьном возрасте должны быть связаны с игрой. Ведь знаний у них еще недостаточно для ведения настоящих дискуссий и споров, а в игровой роли или сюжете, в соревновательной форме младшему школьнику гораздо проще и продемонстрировать и защитить свою точку зрения на волнующий его вопрос,
В своей работе я также использую пресс-конференции. Пресс-конференция - творческое познавательное дело, организуемое в форме ролевой игры-беседы членов определенной организации с представителями прессы. Пресс-конференции можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время. Некоторые уроки природоведения строятся в виде пресс-конференции.
Кроме пресс-конференции проводится защита времен года. Это познавательное дело, организуемое детьми на основе их знаний о временах года. Основные целевые установки; развитие познавательной активности, создание ситуаций, дающих возможность каждому ученику проявить себя в одном из видов деятельности, укрепление дружеских отношений.
Ролевая познавательная игра "Жалобная книга природы", которая проводится с детьми, дает возможность по-разному оценивать различные явления природы. Задача игры: учить детей внимательно всматриваться в окружающий мир, видеть в нем то, что нуждается в защите»
Все описанные дела, которые я провожу с детьми, игры, мероприятия направлены на развитие познавательной активности, самостоятельности, положительного отношения к познанию, добыванию знаний. Широкое использование различных форм познавательной деятельности существенно повышает интерес к книге, отдельным учебным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Статья для практикующих учителей....
Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".
Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста
Доклад на тему" Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста"...
Развитие познавательных способностей у детей
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателям групп продлённого дня,педагогам дополнительного образования детей, всем тем,кто интересуется развитием познавательных способно...
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности
Работа по самообразованию. Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности....
"Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования
quot;Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования...
Выступление на МО начальных классов «Развитие познавательных способностей у обучающихся начальных классов»
Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а н...