Деятельность учителя для успешной адаптации и социализации первоклассников
статья (1 класс) по теме
Аннотация. В статье представлены методы и приемы внеурочной деятельности, способствующие созданию условий для успешного развития и социализации ребенка. Раскрываются особенности воздействия театрально-игровой деятельности на эмоциональное раскрепощение первоклассников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению.
Ключевые слова: эмоциональное раскрепощение, художественное слово, выразительное чтение, театрально-игровая деятельность, успешная социализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья об организации внеурочной деятельности | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЛШЕБНЫЙ МОСТ РАДОСТИ
Синягина Жанна Николаевна,
МАОУ Первомайская СОШ № 2
учитель начальных классов
Аннотация. В статье представлены методы и приемы внеурочной деятельности, способствующие созданию условий для успешного развития и социализации ребенка. Раскрываются особенности воздействия театрально-игровой деятельности на эмоциональное раскрепощение первоклассников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению.
Ключевые слова: эмоциональное раскрепощение, художественное слово, выразительное чтение, театрально-игровая деятельность, успешная социализация.
Abstract. Text.
Key words:
Поступление в школу - в жизни каждого ребенка переломный момент. Кардинальным образом начало школьного обучения меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность, погруженность в игру, беспечность, сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок каждый день должен ходить в учебное заведение, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной социализации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Еще в 70-е гг. прошлого столетия Д.Б.Эльконин подчеркивал внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов.
Деятельность педагога, направленная на создание условий для успешного развития и социализации, это правильно построенная и продуманная внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО.
Общеинтеллектуальное направление реализуется на занятиях «Умники и умницы», целью которых является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Обучающиеся с удовольствием занимаются в рабочих тетрадях на печатной основе, развивая память, логику, внимание, умение решать нестандартные задачи, формируют творческое мышление.
Спортивно – оздоровительное направление, это еженедельные увлекательные занятия по программе «Разговор о правильном питании». Они обогащают детей знаниями о пользе витаминов и здоровой пищи. Обучающиеся совместно с родителями проводят спортивные мероприятия, готовят из полезных продуктов вкусные блюда, угощая всех присутствующих на праздниках гостей.
На занятиях «Азбука вежливости», решаются задачи общекультурного направления. Учащиеся познают правила культурного поведения и общения, знакомятся с «вежливыми словами», при помощи ролевых игр через себя пропускают проблемные ситуации и предлагают способы их разрешения.
Особое значение во внеурочной деятельности имеет кружок «Художественное слово», целью которого является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. В содержание кружка входят такие разделы как: культура и техника речи, театральная игра, ритмопластика, основы театральной культуры, подготовка спектакля. Для формирования навыков выразительного чтения проводятся игры и упражнения на развития дыхания речевого, артикуляции правильной, дикции четкой, логики речи. Дети учатся: сочинять рассказы и сказки; подбирать рифмы; произносить скороговорки; используя средства выразительности речи, читать стихи; пользоваться интонациями; пополняют словарный запас. Учащиеся, которые овладевают навыками чтения выразительного – люди творческие, умеющие мыслить и чувствовать, понимать. Они легко справляются и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.
Во время комплексных ритмических, музыкальных, пластических игр и упражнений, обеспечивающих развитие психомоторных способностей, свободы и выразительности телодвижения, мальчишки и девчонки обретают ощущение гармонии своего тела с окружающим миром. При проведении обязательных физкультурных пауз используются индивидуальные стеклянные камешки -алмазы для релаксации и коррекции зрения. Дети, перекладывая их из одной коробки в другую или выкладывая узор, путем нажима, разминают пальчики, тем самым развивают мелкую моторику рук, одновременно успокаивая свою возбужденную нервную систему.
Об исцеляющем свойстве колокольного звона многие слышали, а звонари, по исследованию исторических источников, отличались завидным здоровьем и никогда не болели простудными заболеваниями. Именно поэтому с системной периодичностью на занятиях кружка, дети слушают звон различных по звучанию и составу маленьких колокольчиков, определяя на слух, из какого материала он изготовлен. Впоследствии, за каждым гласным звуком закрепляется «свой колокольчик». Дети по звуку колокольчика определяют гласный звук и произносят необходимую комбинацию. Такие упражнения используются и как буквенный диктант из гласных звуков. Кроме использования звона колокольчика, дети, выполняя определенный вид занятия, слушают музыкальные произведения, ведь с помощью музыки можно усилить радость, утолить печаль и успокоить гнев. Во время выразительного чтения стихотворения, как учителем, так и учащимися, при пересказе текста, звучит музыка.
Для формирования самооценки ребенка, вначале учебного года учитель вырезает из картона символическое дерево-яблоньку и, обсуждая с детьми проблемы экологии, предлагает посадить яблоневый сад. У каждого ребенка появляется такое деревце и для ребенка возникает новое понятие – рефлексия. Первоклассники оценивают свое эмоциональное состояние, или даже просто – эмоции; свою деятельность и её результаты, получая яблочки и наклеивая их на яблоньку. В итоге, на доске появляется красивый яблоневый сад, радующий глаз и сердце всех: обучающихся, учителя, родителей. Можно использовать любой предмет и обыгрывать любую ситуацию, например наряд для ёлочки к празднику. Каждый ребенок стремится украсить её яркими шарами, новогодними игрушками, мишурой, гирляндами огней. Учитель, контролируя этот процесс, помогает каждому ребенку, тем самым делая еще один шаг к успешной адаптации, используя рефлексию.
Правильно организованная внеурочная деятельность для успешной социализации ребенка должна быть как радуга, каждый цвет которой играет очень важную роль:
Красный - воспитывает лидера, который может проявлять упорство и настойчивость для достижения своих целей, преодолеть страх и препятствия.
Оранжевый - развивает творческое начало, активность, и открытость.
Желтый -это цвет гостеприимства. Он стимулирует интеллектуальные способности и жизнерадостность.
Зеленый - честность, верность, уравновешенность. Он успокаивает, помогает рассеять отрицательные эмоции.
Голубой - цвет легкости, общения, чистый поток сознания, а также беззаветная любовь к миру, к человеку, сострадание.
Синий - выносливость, терпение, сдержанность, но одновременно это мягкость и ясность разума.
Фиолетовый гармонизирует эмоциональность и духовность личности.
Глядя на блестящую яркую радугу, хочется верить в чудеса, в волшебство и мир на всей Земле. Знаю, что все мои ученики вырастут добрыми и умными, талантливыми и успешными, счастливыми и творческими людьми.
Немало важно и то, что с нами всегда рядом родители, мамы и папы моих ребят, а также их бабушки и дедушки. Они с удовольствием участвуют во всех наших мероприятиях, поездках, экскурсиях. Это мой главный и надежный фундамент, моя поддержка и опора. Мы понимаем, доверяем друг другу и живем под разноцветным волшебным мостиком.
Учителю просто необходимо быть честным, искренним и справедливым. Относиться ко всем с уважением и любовью, а главное – нести радость.
- Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. – С. 95.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
- В.Ф.Одегова Методическое пособие для учителя Эффективные приемы формирования читательской компетентности младших школьников.
- Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
- Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970.
- Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
- Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru/sinyagina-zhanna-nikolaevna-сайт учителя начальных классов Синягина Ж.Н.
- Учитель и родитель. Психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства. Методическое пособие для педагогов. Бондарева И,И. Рунова Т.А. Нижний Новгород, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
Буклет «Советы родителям, учителям» для успешной адаптации дошкольников к школе»
Краткое изложение основных состовляющих успешной адаптации дошкольников к школе....
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
Приход ребёнка в школу сопряжён с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого созда...
Успешная адаптация и социализация ребенка
В статье раскрываются особенности воздействия театрально-игровой деятельности на эмоциональное раскрепощение первоклассников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Пре...
Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...
Психологические условия успешной адаптации и социализации первоклассников
В данной работе поднимаются вопросы о психологических условиях адаптации школьников в первый год обучения....
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные...