Традиции предков. Роль родителей в преемственности поколений.
статья (3 класс) на тему
Роль родителей в преемственности поколений.
Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивает природой – наследственностью, генотипом, материально-экономическая – наследованием, духовная – воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийные воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознанно и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_predkov.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции предков.
Роль родителей в преемственности поколений.
Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивает природой – наследственностью, генотипом, материально-экономическая – наследованием, духовная – воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийные воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознанно и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п.
Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства.
Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она осуществляется:
-в сугубо личном плане,
-в Форме продолжения и укрепления семейных традиций,
-как духовная связь людей и единство поколений.
Виссарион Григорьевич Белинский видел преемственность поколений народа прежде всего в его самобытности. Каждый народ может принести свою долю в общую сокровищницу человечества, только живя самобытной жизнью: «В чем же состоит эта самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предмет, в религии, языке, и более всего в обычаях… Все эти обычаи укрепляются давностью, освещаются временем и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомков от предков».
Семейные ценности и традиции.
В укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвуют и непосредственно, и опосредованно – через своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими. Старшее поколение – носители и хранители семейных ценностей и традиций. Самое главное, правильно построить взаимодействие между поколениями. Наличие в семье традиций, на которых выпасло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани.
Семейные традиции проявляют ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи – все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи – воскресные чаепития у одной или другой мамы, празднование дней рождения членов семьи, с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи. Дети четко понимают и усваивают семейные ценности.
Традиции – лучший воспитатель ребенка. Поскольку они дают самое главное ребенку – уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях, соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях. Объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудную минуту их жизни.
Создание семейных традиций – это работа. Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений – это такая гарантия, что в минуту, когда родители будут нуждаться в помощи своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежное «вложение» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет отноститься иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!
Работа учителя с семьями.
В разные периоды развития общества воспитание всегда изменялось, менялись его цели, задачи, содержание, но оставалось главное – человек. И сегодня основная забота в воспитании – человек, ребенок, которого мы должны принимать «как данность» (Н.Е.Щуркова), все свои усилия направлять на то, чтобы он рос счастливым.
Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду. В которой он воспитывается. Так, дома, в семье, ребенок находится в иных по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лицо родителей находит помощников.
Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Нас объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. В основе взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Для успешной коллективной деятельности нам представляются особо важными такие факторы, как:
-устойчивая общность целей, привлекательных дел для всех ее участников;
-стремление к осуществлению этих целей;
-для каждого участника должна быть создана возможность выступить в роли субъекта деятельности;
Добиться этого можно только при соблюдении следующих условий:
-постановка цели, выдвижения перспективы, формирование готовности;
-коллективное планирование предстоящей деятельности и тщательный анализ ее результатов. Направления «содружество» мы провели следующие КТД:
- Уклад жизни моего народа,
- Якутские украшения и их разновидность,
- Коневодство и животноводство,
- Хлебопашество в Якутии,
- Сенокос,
- Ягодные растения,
- Рыбалка и охота,
- Ысыах.
Основные направления работы:
Основные направления работы «Интеллектуальная культура личности», «Здоровье», «Содружество», «Творчество», «Семья» ведутся как отмечено в Концепции обновления и развития национальных школ, что «подлинных граждан можно воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа».
«Интеллектуальная культура личности» - реализуется совместно с методической службой школы, включает декады методических объединений по предметам, интеллектуальные марафоны, предметных олимпиад, НПК.
«Здоровье» - расширения охвата обучающихся физкультурно-оздоровительной работой, экскурсионной деятельностью. Реализация воспитательных программ по пропаганде ЗОЖ, развитию детского спорта.
«Содружество» - использование методики коллективного творческого воспитания, ученического актива, детского самоуправления.
«Творчество» - развитие сферы дополнительного образования художественно-эстетического, военно-патриотического, экологического, спортивно-оздоровительного направления.
«Семья» - продолжить работу над развитием системы информационного, просветительного обеспечения родительской общественности и учащихся в школе. Приобщение родителей к учебно-воспитательной работе класса и школы. Пропаганда ценностей семейной жизни, семейных традиций, опыт семейного воспитания. Укрепление воспитательного потенциала семьи, духовной связи детей и родителей, преодоление отчужденности детей от старшего поколения, от истории страны.
Традиционное мировоззрение ориентировано на духовное и эстетическое воспитание. Благодаря духовному, эстетическому обогащению ребенок формируется как личность, у него развивается высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения. Приобщение традиционному мировоззрению через духовно-практические действия регулирует духовную жизнь растущего человека. Практическое освоение традиций ведет к обретению душевного равновесия и гармонии с природой, добротворчество и духовному самосовершенствованию.
Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности позволяет учителю уделить большое внимание работе учащихся и выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес в учебе, очень важно хорошо подумать и спланировать внеурочную работу. Таким образом, мы приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в начальных классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Семейные традиции и формирование гражданственности у подрастающего поколения»
Методический материал к родительскому собранию...
Роль родителей в реализации ФГОСа нового поколения.
Роль родителей в реализации ФГОСа нового поколения....
РАЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ О МЕРОПРИЯТИИ ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Данная работа позволяет учителям физической культуры 1-х классов, а также инструкторам физической культуры ДОУ организовать мероприятие, которое позволит их воспитанникам почувствовать и понять, что ф...
Методическая разработка «Воспитание суворовцев на преемственности поколений»
Уважение к своей Родине, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой воспитания подрастающего поколения граждан. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного че...
Лекторий для родителей 1-х классов на тему: Роль родителей в воспитание ребенка
Цель организации родительского лектория – вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возра...
Исследовательская работа: Традиции предков в современных детских игрушках.
На уроке в нашей школе мы познакомились с традициями древних славян, связанных с применением в быту кукол-оберегов. Нас очень заинтересовали куклы, которыми играли дети того времени. И мы задумались ...
«Преемственность поколений укрепляем традиционные духовно-нравственные ценности»
Связь поколений – это неиссякаемый источник богатого жизненного опыта и мудрости, передающейся от поколения к поколению....