Мир профессий.
рабочая программа на тему

Хакимова Гульшат Идвартовна

Рабочая пргорамма по внеурочной деятельности для начальных классов. 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_professiy.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит  увлекательная и сложная задача:  определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

Цель программы– ознакомление с миром профессий, их значимостью и содержанием.

Задачи программы:

  • формировать положительное отношение к труду и людям труда  
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией

Общая характеристика программы «Мир профессий глазами детей»

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир профессий» состоит из четырёх модулей:  

Первый модуль 1 класс:формирование знаний о труде, понимание значения труда для   жизни общества и каждого человека

Второй модуль  2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией

Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах  профессий;

Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Республики Татарстан.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальномунаправлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

Описание места программы«Мир профессий глазами детей» в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению  «Мир профессий глазами детей» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа  в неделю: 1 класс — 33 ч. в год,  2-4 классы - 34 ч. в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мир профессий глазами детей»

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатамипрограммы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир профессий глазами детей» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.        
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Первый уровень результатов(1-й класс)  – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий

Второй уровень результатов(2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,«Выпуск классной газеты»)

Третий уровень результатов(4-й класс)  – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых

     Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Когнитивный

знания учащихся о труде, о мире профессий

Уровень сформированности трудового сознания

1.Знания о труде.

2.Понимание значения труда  для жизни общества и  каждого человека.

3.Знания об основных профессиях, их особенностях.

Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?»,

«Какая это профессия?»)

Мотивационно-личностный

отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью

1.Отношение к труду и людям труда 

2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение

Методика «Продолжи предложение»

Беседа «Кем быть?»

Поведенческий

Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде

Уровень трудовой активности

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия, старательности.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к людям.

Ценность  гражданственности и патриотизма– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность общения–пониманиеважностиобщениякакзначимой составляющей жизниобщества,как одного из основополагающих элементовкультуры.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы

Дата проведения

По плану

По факту

1

Мы построим новый дом

2

Кто такой  - дизайнер

3

Самый классный -  классный уголок

4

Как составить букет

5

Фигурки из цветов

6

Кто такой скульптор

7

Лепка из глины

8

Маленькие фея. Как придумать аромат

9

Кто шьёт новую одежду.  В гости на швейную фабрику, ателье

10

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед

11

Моя мама - парикмахер

12

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам

13

Кто украшает книжку.

14

Рисуем  сказку. Компьютерная иллюстрация

15

Кто рисует картины

16

Художники -  детям

17

Когда возникла музыка. Музыканты оркестра

18

Кто сочиняет музыку

19

Композиторы - детям

20

Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра

21

Как стать писателем. Проба пера

22

Писатели - детям

23

Как рождаются стихи. Про поэтов.

24

Поэты – детям

25

Профессия - режиссёр

26

Кукольный театр. Сыграем пьесу.

27

Я хочу танцевать. Как стать танцором

28

Кто придумывает танцы

29

Танцевальная жемчужина.

30

Кто пишет статьи в газету

31

Репортаж с места событий

32

Что делает фотограф

33

Фотография  другу

34

Итоговое повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Цель: знакомить учащихся с различными профессиями, расширять знания о них; побуждать учащихся к активной познавательной творческой деятельности; развивать умение работать в группах; воспитывать ...

Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...

Классный час по теме:"Что такое профессия.Какие бывают профессии" 1 класс

Классный час предназначен для обобщения знаний обучающихся о профессиях,содержит игры "Закончи пословицу","Аукцион", "Отгадай загадку"...

Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»

Тема:  Лучшая профессия – это….  «Все профессии важны, все профессии нужны»...

Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)

В  дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...

Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"

Занимательное знакомство с различными профессиями....

Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»

 Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...