Из опыта работы
материал на тему

Осадченко Наталья Алексеевна

Программы внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 (общеинтеллектуальное направление )                  

 Предмет: математика                               

  (указать предмет, курс)

 Название «Умник и умницы»

 Уровень общего образования (класс)  начальное общее , 4 класс

    (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием класса)                                                                                                                        

           

  Количество часов – 34ч.

           

 

Учитель  Осадченко Наталья Алексеевна

 Рабочая программа  курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов  О.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Пояснительная записка

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  6  до  10  лет.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Актуальность программы

          В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

          Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

          «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». (Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении»)

            Проблема формирования познавательного интереса привлекла внимание многих исследователей. Разработка этой проблемы в 50-е г.г. прошлого века осуществлялась Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, Л.П.Благонадежиной. Позже интересовались этой темой Г.И.Щукина, В.Н. Липник, В.Н.Максимова и другие. Исследователями показана роль различных видов самостоятельных работ в становлении у школьника интереса к учению. Среди разнообразных самостоятельных работ особенно значимы работы творческого характера. Творческая работа способна вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся  к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к творческой деятельности других людей.                          

          Курс представляет собой  занятия, направленные на формирование у учащихся стремления  творчески мыслить. Организация творческой работы  позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление  возможности  сделать собственное      «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Программа курса «Умники и умницы»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,  формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

 Цели программы:

  • Повысить интерес к математике, обучая учащихся приёмам составления задач; развивать творческие способности и самостоятельность мышления.

 Задачи программы:

  • формирование  умения составлять собственные задачи, используя различные приёмы;
  •  формирование и развитие практических умений  обучающихся решать  задачи;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях;

Личностными   результатами   изучения   данного      курса  являются:

  •  развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий;  
  •  развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности;
  • развитие   самостоятельности   суждений,  творческой активности, независимости   и   нестандартности  мышления.

 Отличительные особенности программы:

Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:

  • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
  • привлекательность материала;
  • необходимость «активного изучения»
  • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
  • благоприятная обстановка в коллективе;
  • эффективные методы  и приёмы.

Требования к организации процесса:

  • ориентация на самостоятельную работу учащихся;
  • ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
  • развивать и поддерживать в работе творческое начало.

Приёмы, используемые в работе над задачей:

  • изменение  вопроса задачи;
  • изменение условия задачи;
  • составление задач
  1. используя слова «больше», «меньше» и др.
  2. по данному вопросу
  3. по некоторым исходным данным
  4. по данному решению
  5. по данному плану решения

6. по данному чертежу  и др.

  • сравнение задач и их решений;
  • преобразование условия задачи из косвенной формы в прямую;
  • решение задач различными способами;

     Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание   курса отвечает   требованию   к   организации   внеурочной   деятельности:   соответствует   курсу   «Математика»,   не  требует  от   учащихся  дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и  заданий   отражает  реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор  воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

       Итогом творческой работы каждого ученика в процессе  составления задач станет  авторская самодельная книжка-задачник, которая рождается по страничке от занятия к занятию. Данный вид проектной деятельности, продуктом которой будет собственная книга, интересен младшему школьнику. Для того чтобы «Задачник» получился   занимательным, каждый ребёнок стремиться отыскать и включить в условие задачи интересный факт, создать шутливую задачу, задачу, героями которой  являются сказочные  персонажи. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

 Формы  и виды занятий:   

 1)  занятия, направленные на  составление  задач, состоящие  из трёх этапов:

  • Вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки)
  • Основная  часть (знакомство с приёмами составления задач)
  • Заключительная часть  (самостоятельная, творческая работа учащихся)

  2) конкурсы знатоков;

-игровые занятия;

-КВН.

-игра - соревнование.    

В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры;

-знакомство с  литературой;

 Некоторые математические  игры   и   задания   могут   принимать   форму   состязаний,   соревнований   между  командами.  

Учебно – тематический план. 4 класс.

(1 раз в неделю – 34 часа)

п/п

Дата

      Тема занятия

Вид деятельности

                       Цели

1

Вводное «Математика вокруг нас»

Коллективная работа.

Заинтересовать предстоящей работой. Познакомить с различными сборниками задач. Провести диагностику.

2.

Математика в играх и стихах.

Групповая и  коллективная работа.

Привлечение к  анализу     правил   игры.      Учить действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами.

3-5.

Составление простых задач по выражению с использованием опорных таблиц.

Парная работа.

Познакомить с приёмом составления простых задач по выражению с использованием опорных таблиц. Развитие творческих способностей и самостоятельности мышления.

6.

Развиваем наглядно-образное мышление. Ребусы.

Коллективная работа.

Развитие    любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий;  

7-8.

Учимся рассуждать.

Парная работа.

Познакомить с приёмом составления составных задач на определённое свойство.

9-11.

Составление задач по выражению на определенную тему.

Решение практических задач

с величинами: цена, количество, стоимость.

Индивидуальная работа.

Познакомить с приёмом составления задач с величинами: цена, количество, стоимость.

Привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Исследовательская деятельность: поиск сведений в различных источниках  о ценах на   продукты  в странах Европы.

12-14

Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь.

Групповая работа.

Решать практические задачи и составлять задачи с величинами: периметр, площадь. Исследовательская деятельность: поиск  сведений о площади государств, морей, океанов.

15.

Преобразование задач из косвенной формы в прямую форму и наоборот.

Индивидуальная работа.

Познакомить с приёмом преобразования задач из косвенной формы в прямую форму и наоборот.

16.

Учимся искать закономерности.

Коллективная работа.

Развитие    любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий;  

17.

КВН

Групповая работа.

Развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

18-19.

Сокращение текста задачи.

Парная работа.

Познакомить с приёмом сокращения текста задач, переформулировки условия задачи. Познакомить со сборниками литературных задач.

Составление задач-сказок.

20.

Игра-соревнование.

Командная работа.

Развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий;  

21-24

Составление задач  с величинами: скорость, время, расстояние.

Групповая работа.

Познакомить с приёмом составления задач по выражению на определенную тему. Исследовательская деятельность: поиск сведений о скорости движения различных объектов и использование их в условии задач.

25

Игры с числами.

Парная работа

Развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

26-27.

Составление задач по последнему действию.

Индивидуальная работа.

Познакомить с приёмом составления задач по последнему действию.

28.

КВН

Командная работа.

Развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности, работать в группе.

29.

Магические квадраты.

Индивидуальная работа.

Развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

30

Задачи - шутки. Задачи небылицы.

Парная работа.

Решать задачи-шутки, задачи-небылицы.

Придумывание задач.

Учить составлять задачи в стихах.

31.

Логические задачи.

Групповая работа.

Приобрести опыт публичного выступления.

32.

Нестандартные задачи.

Коллективная работа.

Решать нестандартные задачи.

Придумывание задач.

33.

Совершенствуем воображение. Ребусы, шарады.

Индивидуальная работа.

Развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности.

34.

Соревнование «Умники и умницы».

Групповая работа.

Подвести итоги работы учащихся. Отметить лучшие работы грамотами и памятными подарками.

           



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                         (  социальное направление )            

Предмет: окружающий мир

                       (указать предмет, курс)

Название «Юный эколог»

Уровень общего образования (класс)  начальное общее ,  4 класс

                  (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием класса)                                                                                                                        

           

Количество часов 34ч.

           

 

 Учитель  Осадченко Наталья Алексеевна

        

Рабочая программа  курса «Юный эколог» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   на основе программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

Пояснительная записка

        

       Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

                      Содержание учебного предмета

Вводное занятие (1 ч)

Ростовская область на карте России

1.Растительный мир Ростовской области (6 ч)  

Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения. Лекарственные растения. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга.

2. Птицы  области (12 ч)

Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.

3. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края (10ч)

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.

2. Насекомые нашего края (5 ч)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют  насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.

                                     

                         Календарно– тематический план

№ п\п

Количество часов

Дата

                   Тема

1

1

Введение.

Ростовская область на карте России

Растительный мир Ростовской области

2

1

Экскурсия «Где растут деревья».

3

1

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

4

1

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

5

1

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

6

1

Красная книга «Редкие растения края»

7

1

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

Птицы области

8

1

Воробей – самая распространённая птица на Земле

9

1

Ворона – «интеллектуальная» птица

10

1

Сорока-белобока – «лесная сплетница»

11

1

«Лесной доктор» - дятел

12

1

Галка – городская птица

13

1

Загадочная птица – кукушка

14

1

«Пернатая кошка» - сова

15

1

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

16

1

Наш добрый сосед – скворец

17

1

Изготовление скворечников, кормушек

18

1

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

19

1

Конкурс-игра «Отгадай загадку»

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

20

1

Заяц – «Длинное ухо»

21

1

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

22

1

Серый хищник – волк

23

1

Хозяин леса – медведь

24

1

Любознательный зверёк – белка

25

1

Лесной красавец – лось

26

1

Сердитый недотрога – ёж

27

1

Красная книга области. Заповедники и заказники Ростовской области.

28

1

Создание экознаков.

29

1

Экскурсия в краеведческий музей

Насекомые нашего края

30

1

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

31

1

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

32

1

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

33

1

Викторина «Спор насекомых»

34

1

Защита экологического проекта.

         



Предварительный просмотр:

Тема: «Дружба - чудесное слово»

                                                                                           Дружба – главное чудо всегда,

                        Сто открытий для всех настоящее,

                                                                                                 И любая беда – не беда,

                                                                                                 Если рядом друзья настоящие.

ЦЕЛИ:        

  • Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;
  • Воспитывать доброжелательность;
  • Сплочение коллектива;
  • Показать важность истинных друзей в жизни человека;
  • Учить понимать другого человека;

СЛАЙД1 ( Мои друзья со мной)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Добрый день, друзья! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу, повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего! (ДЕТИ по очереди говорят пожелания своим родителям)  / РОДИТЕЛИ: мы желаем всем вам хорошего настроения/.  Ребята, в знак нашей дружбы пожмем друг другу руку и образуем КРУГ ДРУЖБЫ.

     Чему  посвящено наше родительское собрание , я надеюсь, вы мне подскажете сами, когда разгадаете кроссворд:( одна из семей , мама с ребенком, вписывают ответы).

Кроссворд

  1. Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке ледяной
  2. Одной ручкой всех встречает,
    А другой провожает.
  3. В лесу у пня с утра беготня,
    Народ рабочий - весь день хлопочет.
  4. С неба – звездой,
    В ладошку – водой.
  5. Стоит Антошка на одной ножке.
  6. Из горячего колодца

Через нос водица льётся.


- Какое слово получилось из выделенных букв?

СЛАЙД2 (тема)

Итак, тема нашей сегодняшней встречи“ Дружба - чудесное слово ”.

СЛАЙД 3 (цели).

- Сейчас  ребята  расскажут нам стихотворение «А  что такое дружба?»

СЛАЙД4 ( «Мои друзья всегда со мной»)

Стих

– Что такое дружба? –

 Спросила я у птицы.

 Это когда коршун

 Летает вместе с синицей.

 Спросила я у зверя:

 – Что такое дружба?

 Это, когда зайцу

 Лисицы бояться не нужно.

 А после спросила у девочки:

 Дружба – что такое?

 Это что-то огромное,

 Радостное, большое.

 Это когда ребята все сразу,

 Все вместе играют,

 Это когда мальчишки

 Девчонок не задирают.

 Дружить должны все на свете:

 И звери, и птицы, и дети!

Дорогие ребята и уважаемые родители! Мы  отправились на волшебную планету под названием Дружба. Девизом нашего путешествия будут такие строки: «Мои друзья всегда со мной»

ТАНЕЦ «Утята»

Товарищество и дружба- удивительные отношения, возникающие между людьми.

СЛАЙД с 4 по 15 (слайд класса, где все вместе что-то делают)

 В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.  Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы - верность, постоянство, честность и т.д.

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, смотреть вместе фильм или посекретничать о чем-либо.

СЛАЙД 16

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Веселые друзья». Я дам каждой паре по одному шарику и фломастеру, а вы должны на определенное время нарисовать лицо своего друга, ну а потом рассказать нам кого вы нарисовали и почему.

       звучит песня «Дружба крепкая»

Стих

Дружба – главное чудо всегда,

 Сто открытий для всех настоящее,

 И любая беда – не беда,

 Если рядом друзья настоящие!

- Дорогие, ребята! Мы сегодня говорим о том, что такое дружба. А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг? /ответы детей: который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях.

           Посмотрите пожалуйста на доску, перед вами два дерева, на одном написано «Друзья нужны», а на другом – «Друзья не нужны». На столе у вас лежат  кленовые листочки, прикрепите их к тому дереву, высказывание на котором вы поддерживаете.

Верный                                                              черствый

Добрый                                                              враждебный

Душевный                                                         лживый

Справедливый                                                  грубый

Решительный                                                    трусливый

Внимательный                                                  балованный

Доверчивый                                           эгоист

Умный                                                                бескультурный

Чуткий                                                                 драчун  

Смелый

Честный

Отзывчивый

Искренний

Рассудительный

Ласковый

Любознательный

Общительный

- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.

    У дружбы есть свои правила. СЛАЙД 17 ( правила дружбы)

Но дружба возможна только при соблюдении определенных правил, важнейшими из которых являются уважение прав друг друга, умение признавать свои ошибки, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика. Какие еще правила дружбы есть? Родители, расскажите о них своим детям.

(Вместе с детьми  и родителями выводятся правила дружбы)

  СЛАЙД 18 ( правила дружбы)

- Существует много правил дружбы, но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

    ПОДВЕДЕМ итоги нашего собрания в форме игр:

1. К вам пришел друг. Вы расшумелись, на просьбу мамы «потише» вы не реагируете.

    ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ( игра «Мумия».)

      СЛАЙД 19 с песней «Если с другом вышел в путь».

2.Ваш ребенок не хочет есть, а надо Вам его накормить.

    ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ( игра «Кто быстрее съест яблоко?»)

3. На улице дождь, к вашему ребенку пришли друзья.

     ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ( игра «Собери пословицу».)

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов.

  • Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Человек без друзей – что дерево без корней».
  • Теперь вы знаете о дружбе всё!
  • Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.

Ребята, в знак нашей дружбы пожмем друг другу руку и образуем КРУГ ДРУЖБЫ.

 Тренировочное упражнение «Клубочек»

Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рада, Соня, что ты рядом со мной». Наматывают  на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается  круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.

 Дети поют песню «Настоящий друг».

Удачи всем  в поисках настоящего друга!

 СЛАЙД 19 (  фото класса и песня «Дорого добра»)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Победа, омытая кровью»

Цели: Изучать историю родного края; прививать любовь к малой родине; воспитывать гордость за свой народ.

  Задачи: напоминить, какую беду принес фашизм миру и продолжает         приносить в наши дни; развивать патриотические чувства  у обучающихся.                                        

                                                            ПЛАН

   НА ДОСКЕ НАПИСАНА ТЕМА.

САЙД1 (счастливое детство)

Учитель: -- Как вам сегодня живется? (У нас счастливое детство)

        --Кому мы этим обязаны? (Ветеранам Великой Отечественной войны)

        --Какая тема нашего классного часа?

        -- Почему сегодня вспоминаем с благодарностью ветеранов ВО войны?

        (В 23 декабря 1942  года освободили ст. Селивановскую от немецко-фашистских захватчиков)

      СЛАЙД2 (мирное утро 1941г)

Учитель   Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь  И вдруг сообщение      

СЛАЙД3 ( голос Левитана)

СЛАЙД 4 (начало войны)—4картинки

 На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.

    Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.

         Очевидцем чудовищного зверства был ветеран войны, живший на ул.Песчаная, Осадченко В. Г.

     СЛАЙД 5   (фотография Осадченко В. Г.)-лагерь Дойч Алау.  

ПЕСНЯ «ЛЮДИ МИРА НА МИНУТУ ВСТАНЬТЕ»

Учитель: Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.                 

           В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.                                                                                                                                           

        Учитель: каждый день уходили на фронт мужчины, женщины и убегали бить фашистов дети. Селивановка тоже провожала своих добровольцев:

  СЛАЙД 6 Фотография Бурманцева В. М. «Редеют ряды ветеранов войны:

                                                                          Тихонько и скромно уходят они…

                                                                           Не вправе забыть мы их имена--

                                                                           Их подвиг бессмертен. Их слава жива!»

Учащиеся: Бурманцев Владимир Михайлович. Он ушел на фронт 18-летним мальчиком. Воевал в зенитной артиллерии ПВО. Был минометчиком прославленной «Катюши». Сражался за освобождение города Ростова-на-Дону, участвовал в ожесточенных боях под  Харьковом и Киевом. Был ранен в ногу. Однажды Владимир Михайлович с боем прорвался к железнодорожной станции. Взяли «языка». Полученные сведения были очень ценными. За эту операцию солдат получил первую боевую награду. Самые тяжелые бои – это бои под Сталинградом. Владимир Михайлович участвовал в операции «Кольцо». Перед ноябрьским штурмом войска посетил командующий Донским фронтом генерал Рокоссовский. Задача была обозначена четко: стойко удерживать свои рубежи «ни шагу назад!». В боях за Сталинград Владимир Михайлович был тяжело ранен в голову. Спасла его хрупкая, молоденькая девушка из санбата, откопав из-под земли.  Больше месяца воин оставался без сознания. В госпитале упорно боролись за его жизнь. Потом домой. На память о войне остались часто беспокоящие раны, слепота глаза и осколок в голове.

        СЛАЙД 7 Фотография Осадченко В Г «Память, опаленная войной»

УЧАЩИЙСЯ: Осадченко Владимир Гаврилович.  В памяти, опаленной войной, навсегда запечатлелись тяжелые годы войны. На фронт ушел добровольцем. Служил в танковой дивизии. Экипаж состоял из таких же молодых парней, как и Владимир. В битве под Москвой принял боевое крещение. Здесь же встретил и день совершеннолетие. Первый бой , страшный, смертельный. Горящий танк, тяжелое ранение. В начале декабря на фронте под Москвой наступил решительный перелом. Наступление противника захлебнулось. Надежда врага захватить столицу рухнула. Молодой защитник Родины за годы Великой Отечественной войны прошел не одну тасячу огненных верст. Дважды горел в танке, дважды – контужен, Четыре раза ранен. И все-таки выжил в смертельной схватке с фашистскими оккупантами, дошел до логова врага. Вместе с боевыми друзьями отважный танкист сфотографировался у стен рейхстага.

Владимир Гаврилович принимал участие и в освобождении лагеря Дойч Алау в Пруссии. В лагере находилось более 1000 детей из Западного пограничного округа. Их родные пали жертвой первых дней войны, защищая рубежи нашей Родины. Тяжелая доля узников выпала на долю детей 5-12 лет. Они работали на выгрузке угля по 12-14 часов в сутки. Еле передвигая от усталости ноги, дети брели под конвоем на работу. А по ночам делали свою дело медики6 они брали кровь детей для поступающих с Восточного фронта немецких раненых. Дети умирали.Их тела складывали в штабеля неподалеку от бараков. Зима 1945 года была лютой. Лагерь Дойч Алау был неприступен. Его территория обнесена колючей проволокой под током высокого напряжения. Четыре сторожевых вышки с пулеметными точками, охрана с собаками не позволяли надеяться на легкий успех. Чтобы не испугнуть немцев, орудия освободители лагеря несли на руках. На рассвете лагерь Дойч Алау был освобожден. Страшное зрелище представлял собой детский лагерь смерти. Сотни детей не могли подняться от истощения, они без движения лежали на нарах, на полу. Солдаты выносили изможденные тела детей. 842 ребенка из лагеря Дойч Алау были отправлены в Москву и другие города страны.

    СЛАЙД 8 Фотография Деревянченко П. П. «Мы пол- Европы по-пластунски пропахали…»

УЧАЩИЙСЯ: Деревянченко Петр Пантелеевич. В апреле 1942 года 12 мобилизованных ребят из Милютинского района направили на Старобельское направление. Недолгое обучение. А в июле 42 года новобранцы уже приняли боевое крещение. Около деревни Большая Грибановка Воронежской области шли ожесточенные бои. До октября наши держали оборону. Этот бой для Петра Пантелеевича стал главным в войне. Всю ночь пехота, не смыкая глаз, выходила на исходную позицию. По станции шел прицельный артобстрел. Вот тут-то шальным осколком и ранило Петра Деревянченко в правую ногу. Потом госпиталь, ампутация ноги и тяжелое вживание в новую жизнь.

УЧИТЕЛЬ: Из 1418 военных дней самыми трудными для милютинцев были первые 2 года.1941год-год тревоги, год ожидания нашествий. В ноябре 41года гитлеровцы захватили г.Ростов-на-Дону. Отблески взрывов авиабомб и гулкие стрны земли доходили до наших хуторов. Горячее дыхание войны стало волнами накатываться и на наш район. Война никак не могла обойти нас потому, что путь на Сталинград лежал прямо через наши хутора. В конце июня через хутора в сторону Морозовск стали проходить наши отступающие части. В первые числа июля были жестокие оборонительные бои под Селивавовской, Маньково-Березовской и Николаевской.

Считается, что оккупация района проходила с боями 8 дней, с 5 по 12 июля 1942г и продолжалась 164 дня по 29 декабря 1942г. Наступил зловещий оккупационный «новый порядок», а вместе с ним в души наших людей наползла гнетущая темная ночь, длившая полгода. В оккупированных  немцами районах были организованы временные лагеря для военнопленных красноармейцев.Был такой лагерь и в х. варламов. Немецкое командование, избегая лишних затрат на содержание военнопленных, разрешило, предварительно поставив на учет, распределить военнопленных по дворам оккупированных хуторов. Из пленных бывшие офицеры и солдаты уже к осени создали 3 партизанских отряда:

1—в х. Борисовке, отряд начинался с 25 человек. Вскорости стало 137.

2—В х. Богачев, 200 человек.

3—х. Гнилая Семеновка, 33 человека. Жители хуторов активно им помогали

После Сталинградской битвы Донскому фронту поручалось завершение разгрома 6-ой немецкой армии и других гитлеровских соединений под командованием фельдмаршала Паулюса. Фашистов погнали этой же дорогой. Злые от провала, голода и холода они лютовали.

МАРЬЕВСКАЯ ТРАГЕДИЯ: (с.221 из книги Н. Приходько «Летопись Милютинского района)»

Победа пришла 23 декабря 1942г. Освободили хутор Ново-Дмитриевский, слободу Селивановскую и Маньково-Березовскую.А полностью район был освобожден 29 декабря 1942г.

День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней и ночей продолжалась война. Вы должны помнить, какою ценою завоеван мир.

СЛАЙД 9 ( Реквием)        

Слайд 10 (возложение цветов)

Слайд 11 ( вечный огонь)

 УЧИТЕЛЬ: Каждый год, когда приближается дата освобождения нашей местности от немецко-фашистских захватчиков, мы с грустью и благодарностью вспоминаем тех, кто ценой своей жизни обеспечил нам счастливую жизнь. И кто же, как не мы, учителя, дедушки и бабушки, должны рассказать вам о тяготах и лишениях, об ужасах страшной войны. Навязанной фашизмом. Особенно теперь, когда в Украине возрождается , казалось бы, навсегда побежденный человечеством фашизм. Снова рушится государство, гибнут тысячи людей. Мирные люди- старики. Женщины, дети…

Изготовление Вечного огня

             На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе  в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней.

                              МИНУТА МОЛЧАНИЯ

            Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.

Помните!

Через века, через года –

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –

Помните!

Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –

Помните!

(Р. Рождественский)

  СЛАЙД 12: Наша задача— неустанно напоминать, какую беду принес фашизм миру и продолжает приносить в наши дни.

Наша цель—остановить эту войну, это насилие. Так пусть же всегда будет солнце, голубое небо, мир и ваша счастливая жизнь!

СЛАЙД 13 ( счастливое детство)        

ПЕСНЯ «Пусть всегда будет солнце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...