Мотивационно-целевой этап |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. | Вы готовы поработать? (Да!) Вы готовы отвечать? (Да!) Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? (Да!) Ну а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? (Да!) Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей. Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить. | Дети слушают стихотворение и договаривают строчки. | Личностные УУД - положительное отношение к занятиям. |
2. Актуализация знаний. | - Россия – это правовое государство. Кто объяснит, что это значит? Верно, кроме этого в России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может. Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка? Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя. | Предполагаемые ответы: наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. Предполагаемые ответы детей Права - это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо | Регулятивные УУД: самостоятельная организация своего рабочего места. |
3. Постановка цели занятия. | Кто знает, какие права есть у детей? Можете ли вы ответить на этот вопрос? - А какую книгу в библиотеке я должна найти, чтобы узнать о правах ребёнка? Итак, мы определили границу своего незнания. Я надеюсь, что к концу занятия вы сможете уверенно ответить на них! Кто готов узнать больше о своих правах? | Дети пробуют ответить на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы: законы, … | Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности. Познавательные УУД: определение круга своего незнания; - – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
Процессуальный этап |
4. Открытие новых знаний. | Права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которая в 1989 году была принята правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. С помощью презентации давайте познакомимся с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка и попробуем объяснить их. ПРАВА РЕБЕНКА 1.Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. 2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание. 3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. 4.Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. 5.Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. 6.Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. 7.У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии. 8.Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав. 9.У ребенка есть право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование. 10.За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья - - Вы пользуетесь этими правами? | Ученики слушают сообщение учителя. Ученики рассматривают слайды презентации, рассматривают иллюстрации и знакомятся с текстом. Объясняют, как поняли ту или иную статью Конвенции. Ответы детей | Познавательные УУД: выбор нужной информации. КоммуникативныеУУД: умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД - понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи. Личностные УУД – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков. |
5. Физкультминутка | Физкультминутка | Дети выполняют физкультминутку и повторяют движения за учителем. |
|
6. Первичное закрепление | - Вы были очень внимательны и теперь с лёгкостью сможете выполнить задание «Картинная галерея». Вам нужно, глядя на картину рассказать об основных правах ребёнка в нашем государстве.
| Учащиеся рассматривают иллюстрации и рассказывают об основных правах ребёнка в нашем государстве: Предполагаемые ответы детей: - Право жить и воспитываться в семье. Предполагаемые ответы детей: - Право на образование. Предполагаемые ответы детей: - Право на медицинское обслуживание. Предполагаемые ответы детей: - Право на защиту своих прав Предполагаемые ответы детей: - Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни Предполагаемые ответы детей: - Право на отдых и досуг | Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Коммуникативные УУД: Умение участвать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - понимание заданного вопроса, выстраивание в соответствии с ним ответа в устной форме. |
7. Творческая работа в группах | Создайте свои, отражающие основные статьи Конвенции о правах ребенка. Например: 1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами. 2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен. 4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев. 5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании. Давайте обсудим, что у нас получилось. | Дети придумывают рисунки и рисуют их, работая в группе Дети рассматривают рисунки друг друга и обсуждают. | Личностные УУД: - положительное отношение к занятиям. Регулятивные УУД - понимание смысла инструкции учителя и принятие учебной задачи. Познавательные УУД –умение осуществлять поиск нужной информации; приведенной в учебнике и учебных пособиях, под руководством учителя – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
8. Физкультминутка | Физкультминутка Петь, рисовать и танцевать, Уроки в школе посещать, Свои таланты развивать – Это ? … разрешается. Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Выражает свое мнение – Это? …разрешается. Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают – Это? … запрещается. Здесь ремень вокруг дитя, Как лента, извивается, Бить, наказывать – всегда … Запрещается! Другого за руку держать. Не за цвет кожи уважать. Под общим солнцем в мире жить, Со всеми расами дружить – Это? … разрешается! | Дети выполняют физкультминутку и на «разрешительные строки» хлопают в ладоши, а на «запрещающие строки» топают. |
|
9. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. | Посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Миша Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Мать: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю! Сын: Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! - Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
Найдите ошибки в поведении членов семьи. Какой вывод можно сделать из этой ситуации?
А теперь поучаствуйте в правовой викторине: - Какое противоправное действие совершили гуси-лебеди, забрав Иванушку?
А) нарушили правила перелёта Б) лишили права общаться с сестрой Алёнушкой В) похитили человека - Какие права Иванушки были нарушены?
А) право на общение с сестрой Алёнушкой Б) право на свободу передвижения В) право на перелёт с пристёгнутыми ремнями безопасности - Какое право нарушила мачеха, не пуская Золушку на бал?
А) право на посещение бала Б) право на отдых В) право на поездку в карете - Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница, отправившись в путешествие?
А) правом на проживание на болоте Б) правом на труд В) правом на свободу передвижения | Ученики разыгрывают сценку. Остальные дети смотрят и анализируют поступки героев. Ученики высказывают своё мнение. Предполагаемые ответы: - Нет. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей. Ученики высказывают своё мнение. Предполагаемые ответы: У каждого человека есть не только права, но и обязанности: соблюдать правила личной гигиены; помогать старшим; добросовестно учиться. Ученики читают задание и выбирают правильный ответ. | Коммуникативные УУД: умение договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные УУД: – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – смысловому восприятию познавательного текста Личностные УУД – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей |
Рефлексивно – оценочный этап |
Итог занятия. Рефлексия. | - Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему? - Кто сможет дома поделиться новым знанием с сестрёнками и братишками? - Вы все сегодня хорошо поработали, скажем, друг другу – СПАСИБО! | Учащиеся проводят самооценку. Предполагаемые ответы: Мне понравилось… Запомнилось… Я научу… | Личностные УУД: представление о причинах успеха в деятельности. Коммуникативные УУД существование различных точек зрения. Регулятивные УУД – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. |