Чернобыль... одного хватает слова
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС
«Чернобыль… одного хватает слова»
Форма проведения: рассказ, беседа.
Цели:
- Рассказать учащимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
- Развитие креативного мышления, а также формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся.
3. Воспитание толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
Чернобыль… Одного хватает слова –
И сердце, как болезненный комок,
Сожмётся, ожидая вести новой,
И горькой пылью пахнет ветерок.
И не со звёзд небесных боль упала,
И не на твердь бесчувственных коленей –
А в грудь земли проникла злым запалом
И вероломно поселилась в ней.
Сегодня мы посвятим наш классный час одной из самых страшных техногенных катастроф XX века – аварии на Чернобыльской АЭС.
Сегодня, спустя тридцать лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле?
Ответы учащихся…
В середине 50-х г. в Советском Союзе появилась новая отрасль народного хозяйства - ядерная энергетика. Одна из атомных станций была возведена в 160 км от Киева на берегу реки Припять около небольшого города Чернобыль. Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. К началу 1984 г. Строительство Чернобыльской АЭС было закончено вошел в строй последний, 4, энергоблок. А всего два с половиной года спустя именно на этом блоке случилась крупнейшая авария.
Тогда весенним ясным днём
Ничто не предвещало горя,
Светило солнце и кругом –
Всё в свежей зелени уборе.
Но что-то было в той весне,
В её уж слишком ясном взоре
И в той прозрачности небес,
И в том невиданном напоре.
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г в результате взрыва ядерного реактора обрушились некоторые конструкции станции и начался сильный пожар. В результате, многие семьи пострадали и потеряли близких и родных людей. Уже спустя час после взрыва радиационная обстановка в Припяти была очевидна. Никаких мер из-за аварийной ситуации предпринято не было: люди не представляли, что делать. Согласно инструкциям и приказам, существующим уже 30 лет, решение об эвакуации населения из пораженной зоны обязаны были принимать местные власти. Ко времени прибытия Правительственной комиссии уже можно было эвакуировать всех жителей Припяти, причем даже пешком. Но никто не решился взять на себя такую ответственность. С утра, 26 апреля, все дороги Чернобыля были залиты водой и непонятным белым раствором, всё было белым, все обочины. В город было стянуто множество милиционеров. Но они ничего не делали — просто расположились у объектов: почты, дворца культуры. Везде гуляли люди, маленькие дети, стояла сильная жара, люди ехали на пляж, на дачи, на рыбалку, отдыхали на речке у охлаждающего пруда - искусственного водохранилища близ АЭС.
И вот сегодня, спустя тридцать лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что, взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 секунд. Что за черту, обозначенную страшноватым словом «зона», было выселено 135 тысяч человек. О том, что из многомиллионного Киева весной уехали дети. О счете номер 904, открытом в сбербанке, куда поступали деньги для чернобыльцев. О том, что денег никто не пожалел, отдали их – кто сколько мог – все жители страны. И сложились эти рубли во многие сотни миллионов – об этом мы тоже знаем. Известно и то, что ликвидация последствий грандиозной катастрофы обошлась государству в миллиарды. О беспримерном мужестве первых часов страшной апрельской ночи, когда люди, не жалея себя, шли в огонь и были насквозь прошиты смертоносной радиацией, сообщалось подробно…
Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий чернобыльской аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья.
Простые добрые ребята,
Их тысячи и их не счесть.
Они здесь потому, что надо!
Чернобыль – совесть их и честь!
Говорят, что у нас нет людей, способных на подвиг, а оказывается, что они живут рядом с нами и беда называет их имена…
Их было 28 пожарников Чернобыля, которые приняли в ночь с 25 на 26 апреля 1986г первый, самый жестокий удар на 4 блоке атомной станции. Сегодня мы их называем “шеренгой № 1”. Никто из этой шеренги не отступил перед лицом опасности. И каждый достоин того, чтобы о нем написали книгу.
Это Владимир Правик, Виктор Кибенок, Леонид Телятников, Николай Ващук, Василий Игнатенко, Владимир Тишура, Николай Титенок, Борис Алишаев, Иван Бутрименко, Михаил Головненко, Анатолий Хахаров, Степан Комар, Андрей Король, Михаил Крысько, Виктор Легун, Сергей Легун, Анатолий Найдюк, Николай Нечипоренко, Владимир Палачега, Александр Петровский, Пётр Пивоваров, Андрей Половинкин, Владимир Александрович Прищепа, Владимир Иванович Прищепа, Николай Руденюк, Григорий Хмель, Иван Шаврей, Леонид Шаврей. Шестеро из них скончались от острой лучевой болезни. Ценой своей жизни герои отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней.
Всего в ликвидации пожара на Чернобыльской АЭС участвовало 69 сотрудников пожарной охраны и 19 единиц техники.
Первыми из первых на пути атомного огня, рвавшегося из повреждённого четвёртого блока ЧАЭС, стал пожарный караул во главе с лейтенантом Владимиром Правиком.
Через несколько минут рядом с товарищами сражался караул под командованием лейтенанта Виктора Кибенка. Спустя считанные минуты уже руководил и лично участвовал в тушении пожара начальник ВПЧ-2 по охране ЧАЭС майор Леонид Телятников.
Хочу рассказать небольшой случай, который произошел с лейтенантом Правиком в этот день. Несмотря на привычный ритм дежурства, какое-то предчувствие мучило Правика. Факт, есть факт, эта тревога вошла в его душу. Второй раз в жизни он ушел в “самоволку”, правда, на несколько минут. “Возьму грех на душу, повидаю дочь”.
— Что случилось? — Надя испуганно кинулась ему на встречу.
— У меня всего полминуты. Как Наташка?
Правик быстро подошел к кроватке дочери.
— Да нет же, все в порядке, я ее уже выкупала, накормила. Что с тобой, Правик?
— Я очень люблю тебя, слышишь!
Володя внимательно посмотрел на нее, обнял и быстро вышел, но вдруг вернулся и спросил:
— Где наш магнитофон? Запишу что-нибудь к празднику. А заодно — и свой голос.
— Не гори, Правик…
— Не буду.
Всего несколько минут заняла стремительная поездка. Простим их ему. Как знать, может быть она придала ему крупинку того мужества, с каким он через несколько часов пойдет в атаку. Магнитофон затерялся в суматохе аварии! Как знать, может быть, где-то лежит и сейчас пленка с его голосом?
Самое страшное то, что эта трагедия еще не закончилась, и от нее страдают дети. Они знают, что в любой момент могут умереть, знают причину своей болезни. Вот, что они говорят:
Из воспоминаний детей
1-й ученик. Пришла мама. Вчера она повесила в палате икону. Что-то шепчет там в углу. Они все молчат: профессор, врачи, медсестры. Думают, что я не подозреваю… Не догадываюсь, что скоро умру. У меня был друг. Его звали Андрей. Ему сделали две операции и отправили домой. Ждала третья операция… Он повесился на своем ремешке… в пустом классе, когда все сорвались на урок физкультуры. Врачи запретили ему бегать, прыгать. Юля, Катя, Вадим, Оксана, Олег, а теперь – Андрей… “Мы умрем, и станем наукой”, - так думала Катя. “Мы умрем, нас забудут”, - так думал Андрей. “Мы умрем…”, - плакала Юля. Для меня теперь небо живое, когда я на него смотрю…Они там…
3-й ученик. За нами приехали солдаты на машинах. Я подумала, что началась война. Помню, как солдат гонялся за кошкой… На кошке дозиметр работал, как автомат: щелк, щелк… За ней – мальчик и девочка. Это их кошка. Мальчик ничего, а девочка кричала: “Не отдам!.. бегала и кричала: “Миленькая, удирай!” А солдат с большим целлофановым мешком.
Фильм о чернобыле
По данным Союза «Чернобыль» России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (57 тысячам инвалидность связанна с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов и только 6-ти тысячам смерть связали с радиационным воздействием, кроме того, более 1,5 млн. человек проживает в загрязненных радионуклидами территориях, каждый четвертый из них – ребенок.
Несмотря на отдаленный период после Чернобыльской катастрофы, ее негативные последствия и в наши дни дают о себе знать.
Чернобыльская зона отчуждения сегодня.
На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов – это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины.
26 апреля мы скорбим по умершим, сострадаем всем, кому пришлось пережить эту трагедию. Благодарим участников ликвидации последствий чернобыльской аварии. Они проявили мужество и героизм, предотвратили дальнейшее распространение радиации.
Чернобыль навсегда останется символом большого человеческого горя.
"Последствия Чернобыльской радиационной катастрофы еще не преодолены до конца..
Подведём итоги.
Ответьте на вопросы.
- Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
- Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?
- Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?
- Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?
- Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?
- Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.
Мир полный слез, мир созданный огнем,
В ночи прекрасной. Ставшей роковою.
Теперь и ночью чистою, и днем,
Лишен он жизни, злой судьбою.
Вокруг царит, лишь темное молчанье,
Друг другу некому сказать «Привет»!
А слышно лишь отчаянное, Гейгера ворчанье,
Чернобыль очень крепко держит свой обет.
Обет молчать, что было и что будет,
Что время не залечит этих ран.
О том что бог, по своему ведь судит,
Раз так решил. Что создал злой буран.
Что в тот злощастный, год той бури
страшной,
Когда реактор, созданный в добро.
В момент развергся, вспышкою прекрасной,
Он превратился навсегда в большое зло.
25 апреля 1986 года навсегда останется в человеческих сердцах как день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, как день благодарности людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности, как напоминание об ответственности человечества за судьбу планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памяти Чернобыля
Классный час формирует гражданскую ответственность и патриотизм учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии; воспитывает толерантность, духовно-нравственные чувства: ч...
Презентация: "Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова"
Девиз урока: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда....
Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.
Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать вз...
презентация к уроку русского языка "Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка "Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Конспект урока по русскому языку, 4 класс, урок закрепления новых знаний, УМК " Перспектива"...