Тренинговое занятие «Взаимодействие родителей с детьми».
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие
«Взаимодействие родителей с детьми».
ЦЕЛЬ: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка (педагогическая рефлексия).
Задачи тренинга:
- расширение возможностей понимания своего ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
Содержание: Информационная часть: «Причины детского непослушания». В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают данные себе когда-то обещания. Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье.
Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет на зло, стремясь «насолить» родителю, однако в основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие мотивы:
- требование внимания или комфорта;
- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; борьба за самоутверждение
- месть, возмездие;
- утверждение своей несостоятельности или неполноценности. потеря веры в собственный успех
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем и как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя. А задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия.
- Душа ребенка – это полная чаша.
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”
“Я-высказывание”, “Ты-высказывание”
Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы ребенок вас услышал, поможет использование Я-сообщений. В отличии от частых нравоучений, которые ставят ребенка в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Я-высказывание” - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “
Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:
1) Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении ребенка. Никаких эмоций или оценки личности.
2) Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3) Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих.
4) В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство.
В результате вместо обвинения «Ты что натворил, пришел домой после полуночи и даже не позвонил ни разу!» мы получаем фразу вроде «Когда ты гуляешь допоздна, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоей задержки»
Практические упражнения. Тренировка в построении “Я - высказывания”.
“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).
Проблема | Ты – сообщение (слово обостряет, обижает, ранит) | Я – сообщение (слово смягчает, щадит, оберегает) |
Родитель устал | Ты меня утомил. Отстань от меня. | Я очень устал. Мне хочется отдохнуть. |
У ребенка замечание (двойка) в дневнике | Ты – бездельник! Вечно ты меня расстраиваешь! | Я огорчен. Мне неловко за тебя … |
Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание. | О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? | Давай вместе разберемся… Я надеюсь, что у тебя при старании все получится |
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. | Когда ты научишься разговаривать с родителями? | Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился. |
Упражнение с красными лентами «ЗАПРЕТЫ».
Кто желает побыть в роли ребенка? Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке.
Часто мы даем себе и ребенку негативные установки:
Рот – чтобы не ругался и не кричал; Рот: помолчи, закрой рот.
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло,;
Уши – чтобы не слышали лишнего; Уши: Никого не слушай, кроме меня
Руки – чтобы не дрались; Руки; Не трогай руками!
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании; Ноги: Куда пошел, сядь на место, замри.
Душу – чтобы не страдала. Нечего реветь! Позоришь меня! чтобы не плакали
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), тренер обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Игровое упражнение «Запрет».
Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Итоги занятия
- Давайте вернемся к душе нашего ребенка, вспомним, каким бы мы хотели видеть своего ребенка. А какими же должны быть мы, взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Возьмите по звездочке, подумайте и напишите, какие качества взрослого человека, рекомендации, советы вы можете дать себе, друг другу. (родители пишут рекомендации, вместе украшают ими чашу, педагог раздает рекомендации Приложение 1)
- Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Приложение
Рекомендации родителям
1. В воспитании всегда опирайтесь на сильные стороны ребенка. Каждому родителю есть, за что гордиться своим ребенком.
2. Хвалите. Чем чаще, тем лучше. Но хвалите за то, чего ребенок достиг сам, а не за то, что заложено природой.
3. Не сравнивайте ребенка с другими – все дети непохожи друг на друга, и у каждого есть положительные и отрицательные стороны.
4. Проявляйте позитивные чувства к ребенку. Он заслуживает внимания не только в форме требований, но и в форме интереса к его жизни.
5. Не унижайте ребенка, особенно публично. Проявляйте тактичность.
6. Объясните, что ребенок делает не так, но не ждите идеального поведения сразу же.
7. Исключите физические наказания, а также угрозы и запугивания, из обихода.
8. Старайтесь контролировать негативные эмоции, в то же время, не сдерживайте позитивные.
9. Не стесняйтесь помочь ребенку, он будет благодарен вам за участие в его делах, если ему требуется помощь. Но если не требуется, избегайте навязчивости.
10. Больше говорите о своих чувствах и высказывайте отношение не к личности ребенка, а к поступкам.
11. Выработайте единый стиль воспитания в семье, требования должны быть одинаковыми у всех членов семьи.
12. Будьте примером – поведение родителя всегда наиболее сильно воздействует на ребенка.
13. Принцип «здесь и сейчас»: хвалите или наказывайте ребенка сразу после его положительного или отрицательного поведения. Избегайте напоминаний о неприятных переживаниях и плохом поведении ребенка.
14. Никогда не стремитесь сделать все, чтобы ребенок поскорее стал взрослым: потом вы будете скучать по его детскости.
15. Если ребенок не хочет что-то делать, не действуйте по методу «сделай это за что-то (игрушки, сладости)», иначе ребенок привыкнет к тому, что за хороший поступок обязательна «плата».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми.
Ролевые и тренинговые игры, направленные на развитие эмпатии (понимания) между родителями и детьми (возможно использования на совместных родительских собраниях - присутствие родителей вместе с детьми)...
Тренинг взаимодействий родителей с детьми
Тренинг может использоваться для гармонизации детско-родительских отношений....
Конспект внеклассного занятия между родителями и детьми "Весёлые старты"
Цели:1. Пропаганда здорового образа жизни.2. Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным меропр...
Тренинговой занятие с родителями во 2 классе
Тренинг с участием детей и родителей с целью укрепление единства между родителями, детьми и школой....
Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие.
Классный час в форме тренинга на сплочение классного коллектива. В ходе классного часа обучающиеся должны понять, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зави...
Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента.
Данная статья написана на основе проведенного исследования на тему: "Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента". Она посвя...
Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего школьного возраста:Не наказывайте за ...