"Я - гражданин России"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кулигина Марина Евгеньевна

Тематическая серия занятий для начальной школы "Я - гражданин России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ушаковская начальная школа – детский сад»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ушаковская НШДС»

__________/М.Е.Кулигина/

                                                                                           Приказ от 29.08.2014 г.№ 15

                                                                                

                                        

                                

        

Тематическая серия занятий

«Я – гражданин России»

                                                             Составитель:  Кулигина М.Е.,

                                                             учитель начальных классов

Пояснительная записка

Воспитание сегодня призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:«…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»                                                

В настоящее время в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы подчеркивается ведущая роль гражданского образования как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед школой,- подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности сформулирована высшая цель современного отечественного  образования гражданина России и государства является воспитаниевысоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации тематической серии занятий «Я – гражданин России» (далее серия занятий).

Настоящая серия занятий  внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель: создание условий для формирования у обучающихся начальной школы гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

- формирование представления о правах и обязанностях человека, товарища, гражданина России;

- воспитание любви и  уважение к своей малой и большой Родине;

- формирование первоначальных представлений о символах государства: Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации;

- воспитание уважения к защитникам родины.

Содержание:

Тематическая серия занятий «Я – гражданин России»   17 часов (1 часв 2 недели), рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня.  Комплектование осуществляется на основе свободного выбора обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).

Форма организации работы в основном - коллективная, а так же используется групповая и индивидуальная.

Прогнозируемые результаты

Уровень результатов

Воспитательные результаты

Первый уровень результатов

- приобретение младшими школьниками основ знаний о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища;                                           - начальное представление о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений, о памяти героев Великой Отечественной войны.

Второй уровень результатов

- развитие ценностных отношений школьников к своим обязанностям дома, семье, в классе, родной природе;                                              

Третий уровень результатов

- участие в природоохранной деятельности;                          - первоначальный опыт проектной деятельности.                      

Учебно-тематический план (цикл)

№ п\п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Месяц, № недели

1.

«Я – ученик. Права и обязанности школьника»

Беседа. Знакомство с основными правами и обязанностями

Конспект занятия,мультимедийная презентация

Компьютер, мультимедийный проектор

Беседа вопрос – ответ.

Сентябрь

2.

«Россия – Родина моя»

Беседа. Знакомство с понятиями «государство», «гражданин»

Конспект занятия, демонстрационный материал.

Альбомы, карандаши

Беседа вопрос – ответ, выставка рисунков.

Сентябрь

3.

Государственные символы: государственный флаг, герб. Гимн.

Беседа. Знакомство символами Российской Федерации

Конспект занятия, мультимедийная презентация, музыка со словами гимна РФ.

Компьютер, мультимедийный проектор, гимн РФ, иллюстрации

Беседа вопрос – ответ, викторина

Октябрь                  

4.

«День пожилого человека»

Подготовка к участию в концерте в ДНТ д.Ушаково

Сценарий выступления.

Музыкальное сопровождение

Выступление.

Октябрь,                  

5.

«День народного единства»

Беседа. Знакомство с историей праздника

Конспект занятия, мультимедийная презентация

Компьютер, мультимедийный проектор

Беседа вопрос – ответ.

Ноябрь                    

6.

«Мама – самое главное слово на свете»

Беседа. Знакомство с историей праздника

Конспект занятия,стихотворения про маму.

Альбом, карандаши

Беседа вопрос – ответ, выставка рисунков.

Ноябрь

7.

«Права и обязанности человека»

Игра. Понятия права и обязанности.

Конспект игры Инсценировка сказок

Компьютер, мультимедийный проектор

Игра

Декабрь            

8.

«День прав человека»

Беседа. Знакомство с понятием права человека

Конспект занятия, мультимедийная презентация, фрагменты мультфильмов

Компьютер, мультимедийный проектор.

Беседа вопрос – ответ.

Декабрь

9

«Наш дом - планета Земля»

Конкурс рисунков.

Иллюстрации природы

Альбом, карандаши

Выставка рисунков.

Январь

10.

«Символы Нижнего Новгорода»

Беседа. Начальное представление о гербе как символе и опознавательном знаке

Конспект занятия, демонстрационный материал

Компьютер, мультимедийный проектор, картинки гербов различных городов

Беседа вопрос - ответ, викторина.

Январь

11.

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Беседа. Расширение понимания учащимися значения слова «хорошо» и «плохо»

Конспект занятия, рассказ В.Осеевой «Плохо»

Альбомы, карандаши

Беседа вопрос – ответ, викторина

Февраль

12.

«23 февраля – День защитника Отечества»

Беседа. Знакомство с историей праздника

Конспект занятия, конкурсная программа для мальчиков

Музыкальное сопровождение, конкурсы

Беседа вопрос – ответ, игра

Февраль,                

13.

 «Профессия моей мамы»

Конкурс рисунков.

Конспект занятия.

Альбом, карандаши, иллюстрации

Выставка рисунков

Март,                      

14.

Вместе мы – команда. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»:

Беседа. Мы общаемся. Кто я такой. Учимся договариваться

Конспект занятия.

Компьютер, мультимедийный проектор

Беседа вопрос - ответ

Март                      

15.

Экскурсия в сельский музей

Экскурсия

«Наши земляка – участники Великой Отечественной войны»

Беседа вопрос - ответ

Апрель,                        

16.

«Они сражались за Родину» Пионеры-герои

Беседа. Подвиги пионеров-героев в годы ВОВ.

Конспект занятия, мультимедийная презентация

Компьютер, мультимедийный проектор, музыка

Беседа вопрос - ответ

Апрель

«Никто не забыт, ничто не забыто»                                

митинг

Сценарий выступления.

Участие в митинге, стихотворения, фонограмма песни.

Обсуждение

Май

17.

«Моя семья»

Мероприятиепосвященное Дню семьи

Сценарий мероприятия, мультимедийная презентация

Компьютер, мультимедийный проектор, музыка

Портфолио , творческий номер, традиции семьи.

Май,                        

Список литературы

1. Белоусова Т.Л, Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян О.П., Шмелёва Н.В.  Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации  ч. 1– М: Просвещение, 2011. –С 53-72. – (Работаем по новым стандартам)

2.Белоусова Т.Л, Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян О.П., Шмелёва Н.В.  Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации  ч. 2– М: Просвещение, 2011. –С 3. – (Работаем по новым стандартам)

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

4. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования. - М., 2007. - С. 56-68.

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М: ВАКО, 2003. С. 94-95, 117-119.

6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО,2006. – С. 50-52, 134-138.

7. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — Новосибирск, 2003. — С. 84-86, 94-97.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. Издательство «Учитель», 2001г. – С. 134-150.

9. Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно-ориентированному // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - №1. - 2003. - С. 71-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....