"Я - гражданин России"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Тематическая серия занятий для начальной школы "Я - гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическая серия занятий "Я - гражданин России" | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ушаковская начальная школа – детский сад»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ушаковская НШДС»
__________/М.Е.Кулигина/
Приказ от 29.08.2014 г.№ 15
Тематическая серия занятий
«Я – гражданин России»
Составитель: Кулигина М.Е.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Воспитание сегодня призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:«…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»
В настоящее время в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы подчеркивается ведущая роль гражданского образования как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед школой,- подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности сформулирована высшая цель современного отечественного образования гражданина России и государства является воспитаниевысоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации тематической серии занятий «Я – гражданин России» (далее серия занятий).
Настоящая серия занятий внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся начальной школы гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
- формирование представления о правах и обязанностях человека, товарища, гражданина России;
- воспитание любви и уважение к своей малой и большой Родине;
- формирование первоначальных представлений о символах государства: Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации;
- воспитание уважения к защитникам родины.
Содержание:
Тематическая серия занятий «Я – гражданин России» 17 часов (1 часв 2 недели), рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня. Комплектование осуществляется на основе свободного выбора обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
Форма организации работы в основном - коллективная, а так же используется групповая и индивидуальная.
Прогнозируемые результаты
Уровень результатов | Воспитательные результаты |
Первый уровень результатов | - приобретение младшими школьниками основ знаний о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища; - начальное представление о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений, о памяти героев Великой Отечественной войны. |
Второй уровень результатов | - развитие ценностных отношений школьников к своим обязанностям дома, семье, в классе, родной природе; |
Третий уровень результатов | - участие в природоохранной деятельности; - первоначальный опыт проектной деятельности. |
Учебно-тематический план (цикл)
№ п\п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов | Месяц, № недели |
1. | «Я – ученик. Права и обязанности школьника» | Беседа. Знакомство с основными правами и обязанностями | Конспект занятия,мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | Беседа вопрос – ответ. | Сентябрь |
2. | «Россия – Родина моя» | Беседа. Знакомство с понятиями «государство», «гражданин» | Конспект занятия, демонстрационный материал. | Альбомы, карандаши | Беседа вопрос – ответ, выставка рисунков. | Сентябрь |
3. | Государственные символы: государственный флаг, герб. Гимн. | Беседа. Знакомство символами Российской Федерации | Конспект занятия, мультимедийная презентация, музыка со словами гимна РФ. | Компьютер, мультимедийный проектор, гимн РФ, иллюстрации | Беседа вопрос – ответ, викторина | Октябрь |
4. | «День пожилого человека» | Подготовка к участию в концерте в ДНТ д.Ушаково | Сценарий выступления. | Музыкальное сопровождение | Выступление. | Октябрь, |
5. | «День народного единства» | Беседа. Знакомство с историей праздника | Конспект занятия, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | Беседа вопрос – ответ. | Ноябрь |
6. | «Мама – самое главное слово на свете» | Беседа. Знакомство с историей праздника | Конспект занятия,стихотворения про маму. | Альбом, карандаши | Беседа вопрос – ответ, выставка рисунков. | Ноябрь |
7. | «Права и обязанности человека» | Игра. Понятия права и обязанности. | Конспект игры Инсценировка сказок | Компьютер, мультимедийный проектор | Игра | Декабрь |
8. | «День прав человека» | Беседа. Знакомство с понятием права человека | Конспект занятия, мультимедийная презентация, фрагменты мультфильмов | Компьютер, мультимедийный проектор. | Беседа вопрос – ответ. | Декабрь |
9 | «Наш дом - планета Земля» | Конкурс рисунков. | Иллюстрации природы | Альбом, карандаши | Выставка рисунков. | Январь |
10. | «Символы Нижнего Новгорода» | Беседа. Начальное представление о гербе как символе и опознавательном знаке | Конспект занятия, демонстрационный материал | Компьютер, мультимедийный проектор, картинки гербов различных городов | Беседа вопрос - ответ, викторина. | Январь |
11. | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | Беседа. Расширение понимания учащимися значения слова «хорошо» и «плохо» | Конспект занятия, рассказ В.Осеевой «Плохо» | Альбомы, карандаши | Беседа вопрос – ответ, викторина | Февраль |
12. | «23 февраля – День защитника Отечества» | Беседа. Знакомство с историей праздника | Конспект занятия, конкурсная программа для мальчиков | Музыкальное сопровождение, конкурсы | Беседа вопрос – ответ, игра | Февраль, |
13. | «Профессия моей мамы» | Конкурс рисунков. | Конспект занятия. | Альбом, карандаши, иллюстрации | Выставка рисунков | Март, |
14. | Вместе мы – команда. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: | Беседа. Мы общаемся. Кто я такой. Учимся договариваться | Конспект занятия. | Компьютер, мультимедийный проектор | Беседа вопрос - ответ | Март |
15. | Экскурсия в сельский музей | Экскурсия «Наши земляка – участники Великой Отечественной войны» | Беседа вопрос - ответ | Апрель, | ||
16. | «Они сражались за Родину» Пионеры-герои | Беседа. Подвиги пионеров-героев в годы ВОВ. | Конспект занятия, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор, музыка | Беседа вопрос - ответ | Апрель |
«Никто не забыт, ничто не забыто» | митинг | Сценарий выступления. | Участие в митинге, стихотворения, фонограмма песни. | Обсуждение | Май | |
17. | «Моя семья» | Мероприятиепосвященное Дню семьи | Сценарий мероприятия, мультимедийная презентация | Компьютер, мультимедийный проектор, музыка | Портфолио , творческий номер, традиции семьи. | Май, |
Список литературы
1. Белоусова Т.Л, Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян О.П., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации ч. 1– М: Просвещение, 2011. –С 53-72. – (Работаем по новым стандартам)
2.Белоусова Т.Л, Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян О.П., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации ч. 2– М: Просвещение, 2011. –С 3. – (Работаем по новым стандартам)
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
4. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования. - М., 2007. - С. 56-68.
5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М: ВАКО, 2003. С. 94-95, 117-119.
6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО,2006. – С. 50-52, 134-138.
7. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — Новосибирск, 2003. — С. 84-86, 94-97.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. Издательство «Учитель», 2001г. – С. 134-150.
9. Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно-ориентированному // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - №1. - 2003. - С. 71-72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"
Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....