"Школа вежливых наук"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кулигина Марина Евгеньевна

Тематическая серия занятий для начальной школы "Школа вежливых наук"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ушаковская начальная школа – детский сад»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ушаковская НШДС»

__________/М.Е.Кулигина/

                                                                                           Приказ от 29.08.2014 г.№ 15

 

Тематическая серия занятий

           «Школа вежливых наук»                          

 

Составитель: учитель начальных классов

Кулигина М.Е.

Пояснительная записка

    Тематическая серия занятий «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности    Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

  Основными методами  являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

  На реализацию   отводится 1 час в 2 недели, всего 17 часов в год.

    Содержание предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

 

   Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Используемая литература:

  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

 ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

                    Тематическое планирование курса

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Я среди людей

(3 часа)

1

Кто я и как выгляжу?

Что в нашем имени?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

2

Товарищи и друзья

Как завоевывать друзей

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

1

3

Бескорыстие в дружбе Верность слову

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1

Речевой этикет

(3 часа)

4

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

5

О вежливых словах и их применении.

Правила знакомства, представления и обращения

Правила приветствия и прощания

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

6

Правила извинения и просьбы

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

Культура поведения

(7 часов)

7

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

8

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

9

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Искусство делать подарки

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

10

Как вести себя в общественных местах

Правила поведения в общественном транспорте

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1

11

Поведение в театре и кино, библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

12

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения

в Храме.

1

13

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

1

В мире сказок

(3 часа)

14

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

15

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

16

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

Итоговое занятие

(1 час)

17

Что мы узнали и чему научились

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....

школа вежливых наук

Планирование кружка "Школа вежливых наук"  1 класс...

"Школа вежливых наук."

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов....

Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

Программа "Школа вежливых наук"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО социальног направления. Программа расчитана на 4 года обучения для  1-4 классов....

Проект "Школа вежливых наук"

Данный проект поможет спланировать работу по воспитанию навыков культурного поведения в 1-4 классах....

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...