"Школа вежливых наук"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Тематическая серия занятий для начальной школы "Школа вежливых наук"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Школа вежливых наук" Тематическая серия занятий для начальной школы | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ушаковская начальная школа – детский сад»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ушаковская НШДС»
__________/М.Е.Кулигина/
Приказ от 29.08.2014 г.№ 15
Тематическая серия занятий
«Школа вежливых наук»
Составитель: учитель начальных классов
Кулигина М.Е.
Пояснительная записка
Тематическая серия занятий «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию отводится 1 час в 2 недели, всего 17 часов в год.
Содержание предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
- я среди людей;
- речевой этикет;
- культура поведения;
- в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Используемая литература:
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Тематическое планирование курса
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Я среди людей (3 часа) | 1 | Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | |
2 | Товарищи и друзья Как завоевывать друзей | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | ||
3 | Бескорыстие в дружбе Верность слову | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. | 1 | ||
Речевой этикет (3 часа) | 4 | Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | |
5 | О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и обращения Правила приветствия и прощания | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | ||
6 | Правила извинения и просьбы Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 1 | ||
Культура поведения (7 часов) | 7 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | |
8 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | ||
9 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Искусство делать подарки | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | ||
10 | Как вести себя в общественных местах Правила поведения в общественном транспорте | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | ||
11 | Поведение в театре и кино, библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||
12 | Как вести себя в Храме | Знакомство с правилами поведения в Храме. | 1 | ||
13 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. | 1 | ||
В мире сказок (3 часа) | 14 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | |
15 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | ||
16 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | ||
Итоговое занятие (1 час) | 17 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | 1
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"
Дополнительная образовательная программа общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....
школа вежливых наук
Планирование кружка "Школа вежливых наук" 1 класс...
"Школа вежливых наук."
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов....
Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта о...
Программа "Школа вежливых наук"
Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО социальног направления. Программа расчитана на 4 года обучения для 1-4 классов....
Проект "Школа вежливых наук"
Данный проект поможет спланировать работу по воспитанию навыков культурного поведения в 1-4 классах....
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...