"Я- путешественник"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_puteshestvennik.docx | 42.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназии №148 Калининского района
Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» На заседании МО учителей начальной школы Протокол №1_ от 31.09.16г Руководитель МО ______________ /Лебедева Е.Б/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Летучева Н.В _____________________________ 1 сентября 2016 год | «Утверждаю» Директор ГБОУ «Гимназии №148 им. Сервантеса» Подзюбанова Ю.В ________________________________ приказ № 339 от 1.09.2016год |
Рабочая программа внеурочной деятельности
на 2016 – 2017 учебный год
1 «А» класс
( Образовательная система «Школа России»)
«Я - путешественник» (1час в неделю, 33 часа в год))
Учитель-составитель: Поверенова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов высшей категории
По учебному плану количество часов в неделю– 1 часов
По учебному плану количество часов в год - 33 часов
Фактически будет дано – 30 часов
Учитель – Поверенова О.А., учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «История Санкт - Петербурга» для обучающихся 1 класса на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа по курсу «Знай и люби свой город» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" автора Е. В. Дмитриевой.
- Рабочая программа курса «Знай и люби свой город » для первого класса разработана на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 6.10.2009г. № 373)
- планируемых результатов начального общего образования
- Примерной программы начального общего образования
- авторской программы Е.В.Дмитриевой по курсу "История и культура Санкт-Петербурга"
- учебного плана внеурочной деятельности ГБОУ гимназии № 148 им. Сервантеса на 2016-2017учебный год
Цель программы:
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве, об истории Калининского района, его достопримечательностях
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Структура программы. Предполагаемый результат.
1 класс.
Программа содержит начальные сведения о строительстве и архитектуре Санкт-Петербурга и посвящена изучению основных достопримечательностей :
- Петропавловская крепость,
- Символы Санкт-Петербурга
- Домик Петра 1,
- Адмиралтейство,
- Летний сад,
- ансамбль Дворцовой площади,
- стрелка Васильевского острова,
- площадь Декабристов,
- Исаакиевская площадь,
- Невский проспект
- Казанский собор
- Спас на крови
- Аничков дворец
- Символы города
- История Калининского района (микрорайон Гражданка)
В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург;
- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга;
- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект;
- уметь показать на карте изучаемый объект.
Формы проведения занятий
Реализации задач курса «История Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
Основной формой организации по курсу «История Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- практические занятия
- беседы
- экскурсии
- конкурсы
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
- игра
- путешествие
- проектная деятельность
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Формы учета результатов обучения
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?».
Средства обучения
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «История Санкт-Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к деятельности;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся получат возможность для формирования
эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
- Приобщение к культурному наследию города;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
- Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Литература для учителя:
1. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
3. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
4. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
5. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
6. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
9. Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.
№ п/п | Изменения | Обоснования |
Поурочно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Дата план | Дата факт |
1 четверть (8 часов) | ||||
1 | Введение (2ч.) Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица. |
| 5.09 | |
2 | Мир города. "Живой город". Город и горожане. День памяти святого благоверного Александра Невского.(12 сентября) | 12.09 | ||
3 | Так начинался Петербург (10ч.) Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. | 19.09 | ||
4 | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | 26.09 | ||
5 | Крепость на Заячьем острове. | 3.10 | ||
6 | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь | 10.10 | ||
7 | Петропавловский собор. Ангел на городом. | 17.10 | ||
8 | Первые верфи города. Адмиралтейская верфь. Галерная верфь, Партикулярная верфь. | 24.10 | ||
2 четверть (7 часов) | ||||
9 | Здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер | В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
| 14.11 | |
10 | Летний сад. Постройки Летнего сада. | 21.11 | ||
11 | Летний дворец Петра Первого. | 28.11 | ||
12 | Викторина «Первые постройки города» | 5.12 | ||
13 | Архитектурные ансамбли Петербурга (21ч.) Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец. | 12.12 | ||
14 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | 19.12 | ||
15 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | Экскурсия | 26.12 | |
3 четверть (9часов) | ||||
16 | Арка Главного штаба. Александровская колонна. |
| 16.01 | |
17 | Стрелка Васильевского острова. Васильевский остров. | 23.01 | ||
18 | Санкт-Петербург – город рек и каналов. Река Нева. | 30.01 | ||
19 | Мосты над Невой. | 13.02 | ||
20 | Сенатская площадь. (Площадь декабристов). Здания Сената и Синода. | 20.02 | ||
21 | Памятник Петру Первом у- Медный всадник. | 27.02 | ||
22 | Исаакиевская площадь. Мариинский дворец..Памятник Николаю I. | 6.03 | ||
23 | Исаакиевский собор- главный храм. | 13.03 | ||
24 | Невский проспект | 20.03 | ||
25 | Невский проспект | 3.04 | ||
4 четверть (6 часов) | ||||
26 | Казанский собор. Храм Воскресения Христова. |
| 10.04 | |
27 | Гостиный двор. Городская дума. | 17.04 | ||
28 | Аничков мост. Аничков дворец | 24.04 | ||
29 | Площадь Искусств. | 15.05 | ||
30 | Обобщение по курсу. День рождения города. | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверка читательских умений, "Путешественники"
Данную работу можно использовать для проверки читательских умений учащихся как во 2, так и в 3 классе....
Удостоверение путешественника
Можно вручать детям после проведения экскурсий....
Презентация "Растения- путешественники"
Презентация к уроку окружающий мир 2 класс. Система Л.В. Занкова. Тема "Растенмя- путешественники"...
Математический тренажёр: "Узнай путешественников"
Дидактическая электронная игра – тренажёр «Узнай путешественников» применяется на уроках математики к любому УМК по теме: «Умножение». Презентаци...
Изложение "Путешественники"
Творческое изложение на основе прогнозирования для 3 класса. Конспект урока с презентацией....
Сказка "Звери-путешественники"
Сказка на французском языке. По мотивам "Бременских музыкантов"...
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс "Великие путешественники"
Тест-презентация по произведению Зощенко "Великие путешественники" для 3 класса...