"Я- путешественник"
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_puteshestvennik.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназии №148 Калининского района

Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей начальной школы

Протокол №1_ от 31.09.16г

Руководитель МО ______________

/Лебедева Е.Б/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Летучева Н.В

 _____________________________

 1 сентября  2016 год

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Гимназии №148 им. Сервантеса»

Подзюбанова Ю.В

________________________________

приказ № 339 от 1.09.2016год

Рабочая программа внеурочной деятельности

на 2016 – 2017 учебный год

1 «А» класс

( Образовательная система «Школа России»)

«Я - путешественник» (1час в неделю,  33 часа в год))

Учитель-составитель: Поверенова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов высшей категории

По учебному плану количество часов в неделю– 1 часов

По учебному плану количество часов в год - 33 часов

Фактически будет дано – 30 часов

Учитель – Поверенова О.А., учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа внеурочной деятельности «История Санкт - Петербурга»  для обучающихся  1 класса  на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа по курсу «Знай и люби свой город» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" автора Е. В. Дмитриевой.

  1. Рабочая программа курса «Знай и люби свой город  » для первого класса разработана  на основе следующих документов:
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 6.10.2009г. № 373)
  • планируемых результатов начального общего образования
  •  Примерной программы начального общего образования
  •  авторской программы Е.В.Дмитриевой по курсу "История и культура Санкт-Петербурга"
  • учебного плана внеурочной деятельности ГБОУ гимназии № 148 им. Сервантеса на 2016-2017учебный год

                         

Цель программы:

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве, об истории Калининского района, его достопримечательностях

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Структура программы. Предполагаемый результат.

1 класс.

Программа содержит начальные сведения о строительстве и архитектуре Санкт-Петербурга и посвящена  изучению основных достопримечательностей :

  • Петропавловская крепость,
  • Символы Санкт-Петербурга
  • Домик Петра 1,
  • Адмиралтейство,
  • Летний сад,
  • ансамбль Дворцовой площади,
  • стрелка Васильевского острова,
  • площадь Декабристов,
  • Исаакиевская площадь,
  • Невский проспект
  • Казанский собор
  • Спас на крови
  • Аничков дворец
  • Символы города
  • История Калининского района (микрорайон Гражданка)

В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург;

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга;

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект;

- уметь показать на карте изучаемый объект.

Формы проведения занятий

Реализации задач курса «История Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

Основной формой организации по курсу «История Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • практические занятия
  • беседы
  • экскурсии
  • конкурсы
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);
  • игра
  • путешествие
  • проектная деятельность

В каждом занятии прослеживаются три части:

•        игровая;

•        теоретическая;

•        практическая.

При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Формы учета результатов обучения

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?».

Средства обучения

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «История Санкт-Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к деятельности;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся получат возможность для формирования

 эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира»,     представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

  • научиться  анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
  • строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
  • Приобщение к культурному наследию города;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
  • Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Литература для учителя:

1.        Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.

2.        Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.

3.        Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.

4.        Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.

5.        Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.

6.        Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.

9. Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.

№ п/п

Изменения

Обоснования

Поурочно  – тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Дата план

Дата факт

1 четверть (8 часов)

1

Введение (2ч.)

Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица.

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;

5.09

2

Мир города. "Живой город". Город и горожане. День памяти святого благоверного Александра Невского.(12 сентября)

12.09

3

Так начинался Петербург (10ч.)

Город на берегах Невы.

 Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

19.09

4

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

26.09

5

Крепость на Заячьем острове.

3.10

6

Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь

10.10

7

Петропавловский собор. Ангел на городом.

17.10

8

Первые верфи города. Адмиралтейская верфь. Галерная верфь, Партикулярная верфь.

24.10

2 четверть (7 часов)

9

Здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
  • Приобщение к культурному наследию города;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

14.11

10

Летний сад. Постройки Летнего сада.

21.11

11

Летний дворец Петра Первого.

28.11

12

Викторина «Первые постройки города»

5.12

13

Архитектурные ансамбли Петербурга (21ч.)

Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец.

12.12

14

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

19.12

15

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

Экскурсия

26.12

3 четверть (9часов)

16

Арка Главного штаба.

Александровская колонна.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
  • строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

16.01

17

Стрелка Васильевского острова. Васильевский остров.

23.01

18

Санкт-Петербург – город рек и каналов. Река Нева.

30.01

19

Мосты над Невой.

13.02

20

Сенатская площадь. (Площадь декабристов). Здания Сената и Синода.

20.02

21

Памятник Петру Первом у- Медный всадник.

27.02

22

Исаакиевская площадь. Мариинский дворец..Памятник Николаю I.

6.03

23

Исаакиевский собор- главный храм.

13.03

24

Невский проспект

20.03

25

Невский проспект

3.04

4 четверть (6 часов)

26

Казанский собор. Храм Воскресения Христова.

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
  • Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

10.04

27

Гостиный двор. Городская дума.

17.04

28

Аничков мост. Аничков дворец

24.04

29

Площадь Искусств.

15.05

30

Обобщение по курсу. День рождения  города.

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка читательских умений, "Путешественники"

Данную работу можно использовать для проверки читательских умений учащихся как во 2, так и в 3 классе....

Удостоверение путешественника

Можно вручать детям после проведения экскурсий....

Презентация "Растения- путешественники"

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс. Система Л.В. Занкова. Тема "Растенмя- путешественники"...

Математический тренажёр: "Узнай путешественников"

Дидактическая  электронная  игра – тренажёр «Узнай путешественников» применяется на уроках математики к  любому  УМК  по теме: «Умножение». Презентаци...

Изложение "Путешественники"

Творческое изложение на основе прогнозирования для 3 класса. Конспект урока с презентацией....

Сказка "Звери-путешественники"

Сказка на французском языке. По мотивам "Бременских музыкантов"...

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс "Великие путешественники"

Тест-презентация по произведению Зощенко "Великие путешественники" для 3 класса...