Обобщение опыта по теме «Организация исследовательской деятельности младших школьников в рамках подготовки к празднованию 70 – летия Победы «Улицы, названные в честь Героев Вов»»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Акельева Елена Александровна

Данный материал раскрывает возможности воспитания патриотизма при организации исследовательской деятельности младших школьников. Материал может быть полезен учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему

«Организация исследовательской деятельности младших школьников

в рамках подготовки к празднованию 70 – летия Победы

«Улицы, названные в честь Героев Вов»»

                                                                                                               Подготовила

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                       МАОУ многопрофильного лицея № 20

                                                                                   Акельева Елена Александровна

г. Ульяновск

2015г.

         

Младший школьный  возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для её сохранения и возрождения, заложенный в концепции духовно-нравственного развития по ФГОС.  Слайд 2

           Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. В преддверии празднования 70-летия Великой Победы  проблема нравственно–патриотического воспитания младших школьников становится одной из актуальных. Память об исторически важных моментах нашего великого прошлого необходимо сохранять и передавать следующим поколениям. Именно поэтому Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области С. И. Морозовым 2015 год в нашем регионе объявлен Годом национальной памяти и славы. Слайд 3. Этот год станет настоящей данью уважения и почитания тем героям, которые сражались в годы Великой Отечественной войны и ценой собственной жизни отстояли мир на нашей земле. Изучение истории подвигов народов России во имя защиты Родины, участие в увековечивании событий и памяти героев защиты Отечества есть основное направление в деле патриотического воспитания, подготовки достойного гражданина России, гордящегося своей историей, своим народом, культурой и героическими делами во славу России.

       Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм,  уважение и  любовь к Родине.  Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет создать  необходимые и полноценные условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

     Целью работы является вовлечение учащихся, родителей,  в активную исследовательскую  деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.

   Задачи: Слайд 4

-обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);

- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через исследовательскую деятельность;

- воспитание чувства гордости к малой родине.

    Исследовательская деятельность в этом учебном году была посвящена празднованию 70 – летия Великой Победы и была организована по следующим направлениям: Слайд 5

- «История моей семьи  в истории Победы» (Мини – исследования «Мой прадед – участник Вов»). Результат – создание стенда «Мы помним, мы гордимся»; Слайд 6

- «День памяти» («Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Битва за Москву», « Героическая оборона Севастополя», «Курская битва»);

«Великие сражения Великой Отечественной войны»

- акция «Найди своего героя» (в рамках которой учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о малолетнем герое войны, узнике концлагеря, судьба и подвиг которого не оставили их равнодушными). Результат – создание проектов, выставки «Юные герои ВОв». Данная акция имеет большое значение ещё и потому, что 2015 год объявлен «Годом литературы в Российской Федерации». Слайд 7

        Учителя начальных классов многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска, серьезно занимаясь проблемой организации работы со словарями в урочное и внеурочное время, в новом учебном году выбрали основное направление исследовательской деятельности – создание  своего энциклопедического словаря «Улицы города Ульяновска, названные в честь Героев Великой Отечественной войны», в основу которого положили историю и культуру родного края.  

         Работа в данном направлении должна  способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя своё воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию в школе важно помочь учащимся  принять действенное участие в сохранении памяти о  самоотверженности и героизме нашего народа в борьбе за свободу, показать это на примерах подвигов героев-земляков, на фактах из их биографий. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Современное поколение ребят,  к огромному сожалению, станет последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг российских солдат. И не только солдат, подвиг каждого героя, которого коснулось страшное горе под названием война.

           История родного края, запечатлённая в исследовательских проектах, позволяет обучающимся установить личный контакт с малой родиной, ведь именно отсюда произрастает и огромное чувство любви к России.

       Целью данного направления является воспитание идей патриотизма и гордости за свою малую Родину, развитие у учащихся интереса к изучению и сохранению культурного наследия; развитие интереса к проектно-ис-   следовательской деятельности.

     В исследовании приняли участие учащиеся 2 – 4 – х классов. Целью работы было  создание словаря «Улицы города  Ульяновска, названные в честь Героев Вов», поэтому каждая работа имела следующую структуру: Слайд 8

1. Название улицы.

2. Если улица была переименована, то указать прежнее название улицы, дату переименования.

3. Фото улицы (старинное и современное).

4. В честь кого названа. Портрет героя.

5. Краткая биография, указать в связи с какими заслугами был удостоен этой чести.

6. Проработать значение трудных слов (вынести в отдельный раздел в алфавитном порядке).

7. Список использованной литературы.

8. Презентация (компьютерный вариант).

 В процессе исследования ребята изучали литературу, справочники,  краеведческий материал, толковые словари, выезжали на улицы, посещали достопримечательности, делали фотографии, беседовали с жителями, некоторым удалось выяснить фамилии Героев Вов, проживающих на данных улицах. Итогом работы было создание своей словарной статьи.

      Важно отметить, что особое место в исследованиях занимает      лингвистический материал (объяснение новых слов, терминов, этимологические справки и пояснения и т. д.), что формирует речевую культуру обучающихся, развивает их коммуникативные способности.

    Исследовательские работы были и коллективные, и индивидуальные;

сопровождались компьютерной презентацией.

     Свои исследования ребята представляли:  в  лицейском туре «Малой академии»,  в областной научно – практической конференции «Без словарей, как и без слов, человечеству не выжить», за что были награждены сертификатами от ИПКПРО, в проблемном семинаре «Формирование речевой компетентности младших школьников в процессе  работы со словарём». Слайд 9

   Исследования учащихся начальной школы были систематизированы и оформлены в форме иллюстрированного словаря, который вошёл как раздел в творческую разработку лицея «Сборник исследовательских проектов по теме «Проектно – исследовательская деятельность учащихся при изучении русского языка и литературы»: лингвокультурологический аспект»»,  которая была представлена на Международной ярмарке инновационных проектов и получила диплом первой степени. Слайд 10

Данный словарь уникален тем, что учителя разработали концепцию энциклопедического словаря «Улицы города Ульяновска, названные в честь героев Великой Отечественной войны».  Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной деятельности по программе "Служу Отечеству пером"

Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером" стала для меня помощницей во внеурочной деятельности с обучающимися, так как помогает детям стать успешными, любознате...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Ц        Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...