Культура общения
классный час (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : «Культура общения»
Цели: 1. Познакомить с культурой общения между людьми, вежливыми
словами, и употреблением их речи.
2. Развивать речь, память, навыки выразительного чтения стихотво-
рений на публике.
3. Воспитывать вежливость, доброту, взаимоуважение.
Учитель: - Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти
настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
- Сегодня мы с вами проведём беседу на тему: “Вежливость”. Сейчас я зачитаю рассказ, внимательно послушайте и ответьте на такой вопрос:
- Кого из ребят можно считать вежливым? Рассказ называется: “На катке”.
Автор: Осеева.
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейки.
Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал различные фокусы - то ехал на одной ноге, то крутился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно .... - сказал Витя, оттряхнул с её шубки снег.
- Ушиблась? Девочка улыбнулась:
- Коленку.... Сзади раздался смех.
“На до мной смеются” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль - Коленка! Вот плакса - крикнул он проезжая мимо школьников.
- Иди к нам! - позвали они.
Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Вы прослушали рассказ. Кто же мне ответит на вопрос? У кого какие будут предположения.
- Можно ли считать Витю вежливым, по сравнению с ребятами?
Пойди, узнай, пойди, пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
-Смотри, не пей воды сырой!
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Пойди, узнай, пойди, пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
-Придёшь обедать к трём часам,
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам...
А сам явился в пять.
-Ну, что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
-Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Учитель: - Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
-У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, продвигается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
-Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
-Это детские места!
-Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе,
Вот какая Любочка во всей её красе.
Случается, что девочки порой бывают грубыми
Хотя не обязательно они зовутся Любами.
- «Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только
Алёшка, Петька, Ванька, Толька
Учитель: - Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя,
«Извините, я немножко опоздал».
Спор давно ведётся в школе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
Учитель: - А как, ребята, вы считаете? Вежлив Витя или нет?
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный, тихий час
Поднял мать с постели.
-Что с тобой?! — вскричала мать,
Заболел сыночек?...
- Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!»
Учитель: - Вежливо ли поступил мальчик?
Пошёл я гулять и в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать...
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня»,-
Я шепнул виновато.
-Ступай, - улыбнулась.
Прощаю пока.
И ухо моё отпустила рука.
«Простите»... Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
Учитель: - Можно ли извинение мальчика считать искренним
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу
Они кричат ему:
«Зачем тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
-Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
-Очки носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!
Меня прозвали «Вата»!
Как я страдал когда-то,
Переживал когда-то...
В походы шли ребята
И на вершины лезли.
И мне кричали: «Вата!
Тебе сидеть полезней!
Не бегал я в горелки
И в речке самой мелкой,
Не мог со всеми вместе
Плыть в безопасном месте. Подбадривала мама
(А в голосе тревога):
-Твоя кардиограмма
Улучшилась немного,
И словно извиненье
В словах её звучало:
-Ангина.. .Осложненье...
Поправишься сначала.
Меня прозвали «Вата».
Кричали мне ребята:
-Сиди, грызи орешки,
-Тебе сидеть полезней!
Мне было от насмешки
Больней, чем от болезни.
-О каком слове забыла Маша?
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
- Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём...
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но.. .давно уже от Насти
Я не слышу слова..,
А слово-то какое-
Очень дорогое!
- Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова ...
А слово-то какое-
Очень дорогое!
- Он про внучку говорил:
-Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы ...
А слово-то какое
Очень дорогое!
ИГРА «ДОБАВЬ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО!»
- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого ... - Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... - Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ... - Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь ...
5.Когда нас бранят за шалости,
Говорим ...
6.И во Франции и в Дании
На прощанье говорят ...
Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
На тех, кто послабее,
Вы нападать не будете
Пред сильными робея.
Медведя лет пяти - шести
Учили, как себя вести:
-В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
И старших уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу до дома провожай.
Так мишку лет пяти - шести
Учили как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
И, старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти - шести
Учили как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает на порог.
Вылетает на порог,
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-о-льшая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи-
Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
-Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнём!
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать:
Запомни, драчун - забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, красота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица
И пусть тот кто злится - стыдится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Культура общения преподавателя и студентов
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического...
Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"
Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...
Психолого-педагогические основы культуры общения
Данный материал можно использовать для развития культуры речи учащихся...
Урок по культуре общения "Язык мой - друг мой" в начальных классах
Заниматься таким предметом, как русский язык, совсем не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно. Этот урок о богатстве русского языка....
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"
Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....