Планирование по охране здоровья 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Смирнова Наталия Александровна

Планирование по охране здоровья 4 класс.  Пояснительная записка, темы бесед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zdorovya_4_klass.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


         Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. 
        По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: 
         - стрессовая педагогическая тактика;
         - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
         - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
         - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
         - провалы в существующей системе физического воспитания;
         - интенсификация учебного процесса;
         - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
         - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
         - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
        Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. 
        Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. 
       Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
       По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
       Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается 
актуальность программы «Планета Здоровья».
       
Цель и задачи программы


       
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
       
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
       
Особенности программы
        Данная программа строится
 на принципах:
       
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
       
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. 
       
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. 
        При этом необходимо выделить
 практическую направленность курса.
        Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
       
Обеспечение мотивации
         Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
       
Занятия носят научно-образовательный характер. 
       
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
       
Режим проведения занятий:
 
1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
 
2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
 
3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
 
4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
        Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
         Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
         Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
         
Место курса в учебном плане
         Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
         
Ожидаемые результаты
         
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
       
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания  организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

        Оборудование и кадровое обеспечение программы
     
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Уроки докторов Здоровья» необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по валеологии.
   
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСЕДЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

п/п

Тема занятия

Дата

Элементы содержания

1.

Вводный инструктаж. Правила поведения в школе.

Правила поведения в школе: на уроках, в столовой, на переменах, на занятиях внеурочной деятельности.

2.

Что такое здоровье?

Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

3.

Что такое эмоции?

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».

4.

Чувства и поступки

Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.

5.

Стресс

Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.

6.

  Учимся думать и действовать

Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

7.

Учимся находить причину и последствия событий

Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»

8.

Умей выбирать

Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».

Принимаю решение

Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

9.

Соблюдай правила личной безопасности в дни каникул.

Правила личной безопасности: дома, на улице, у водоемов, в лифте, электро- и пожаробезопасность

10.

Правила личной безопасности в школе.

Правила поведения в школе: на уроках, в столовой, на переменах, на занятиях внеурочной деятельности.

11.

Я отвечаю за свои решения

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение». 

12.

Что мы знаем о курении

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

13.

Зависимость

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим». 

14.

Умей сказать НЕТ

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». 

15.

Как сказать НЕТ

Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

16.

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

18.

Соблюдай правила личной безопасности в дни каникул.

Правила личной безопасности: дома, на улице, у водоемов, в лифте, электро- и пожаробезопасность

20.

Правила личной безопасности в школе.

Правила поведения в школе: на уроках, в столовой, на переменах, на занятиях внеурочной деятельности.

21.

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.

22.

Волевое поведение

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

23.

Алкоголь – ошибка

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.

24.

Наркотик

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». 

25.

Наркотик – тренинг безопасного поведения

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг. 

26.

Мальчишки и девчонки

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

27.

Моя семья

Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».

28.

Дружба

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций. 

29.

День здоровья

Открытие праздника. Игры и соревнования. 

30.

Умеем ли мы правильно питаться?

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

31.

Соблюдай правила личной безопасности в дни каникул.

Правила личной безопасности: дома, на улице, у водоемов, в лифте, электро- и пожаробезопасность

32.

Правила личной безопасности в школе.

Правила поведения в школе: на уроках, в столовой, на переменах, на занятиях внеурочной деятельности.

33.

Я выбираю кашу

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

34.

Чистота и здоровье

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

35.

Откуда берутся грязнули?

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

36.

Чистота и порядок

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

37.

Будем делать хорошо и не будем плохо

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.

38.

КВН «Наше здоровье»

Изученные за год темы.

39.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Анализ подготовленных докладов учащихся.

40.

Соблюдай правила личной безопасности в дни каникул.

Правила личной безопасности: дома, на улице, у водоемов, в лифте, электро- и пожаробезопасность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование внеурочной деятельности 3 класс "Здоровый образ жизни"

Планирование внеурочной деятельности по теме: "Здоровый образ жизни" включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Презентация. Игра по охране здоровья в ГПД "Будь внимательным"

Презентация  для первого класса по охране здоровья....

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В статье представлены основные направления здоровьесберегающих технологий для младших школьников и формирование здорового образа жизни....

Планирование по охране здоровья 2 класс

Планирование бесед по охране здоровья 2 класс...

Программа по охране здоровья и жизни воспитанников Починковской школы- интерната

Программа по охране здоровья и жизни воспитанников Починковской школы- интерната: 1 час в неделю...

Открытая беседа "Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма"

Формирование у обучающих правильного представления о здоровом образе жизни....

Использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущер...