Коллективный творческий проект "Устное народное творчество"
проект (2 класс) по теме

Навицкая Оксана Анатольевна

 Тема фольклора – устного народного творчества на сегодняшний день является актуальной, так как обращаясь к истокам русской культуры, обычаям и традициям, воспитывает в детях любовь к Родине, семье, к окружающей природе, учит уважать старших. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnyy_proekt_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.rar1.4 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный»

Коллективный творческий проект

«Устное народное творчество»

                                               Подготовила учитель начальных классов

Навицкая О.А.


«Устное народное творчество».

Введение.

Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей о сказках разных народов.

Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

 Цель:  дать понятие об устном народном творчестве; познакомить с жанрами детского фольклора.

Задачи: учить наблюдать за природными явлениями,  развивать познавательную активность, коммуникативные способности; воспитывать любовь к народному творчеству, дать представления о справедливости, нравственности, добре и зле.

УУД: выявлять особенности жанров, расширять кругозор, извлекать информацию, относящуюся к теме; 

сотрудничать друг с другом при выполнении проекта; 

доводить начатое дело до конца.

Этапы проекта:

1-й этап: Изучение основных понятий, жанров устного народного творчества.

2-й этап: Поиск книг на данную тему, представление на уроке.

3-й этап: Выставка рисунков на тему “Герои русских народных сказок”, “Нарисуй пословицу”.

4-й этап: Выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения (предлагается назвать свое произведение).

5-й этап: Работа в группах ( каждая группа готовит вопросы и задания, которые задаются другой группе; внутри группы выделены подгруппы, которые подготавливают определенный вид задач: подбирают загадки, сочиняют вопросы к народным сказкам, подбирают пословицы.

6-й этап: изготовление книжек – малышек «Устное народное творчество» для воспитанников детского сада.

7-й этап: подготовка к театральному представлению «Устное народное творчество» (ребята учат роли, шьют костюмы, репитируют). Театральное представление сопровождается презентацией.

Сроки проекта: один месяц

Основная часть.

1. Основные понятия.

       Устное народное творчество - мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия и создаются сейчас теми, кто живет рядом с нами. Проект адресован младшим школьникам, которые владеют навыками чтения на уровне третьего года обучения по стандартам государственной программы для начальной школы. Проект знакомит учащихся с малыми фольклорными формами: песенками, потешками, пестушками, загадками, пословицами, народными сказками. Проект поможет детям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного, глубже познать культуру своего народа через разные жанры фольклора.

      Фольклор - устное творчество народа – сопровождал жизнь народа постоянно. Первая пахота и последний сноп в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, праздники, встреча весны и свадьба, крестины – всегда события жизни обыгрывались народом. История этих обрядов уходит в глубочайшую древность. Этот проект поможет детям и учителям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного.

Заклички обращение к явлениям природы

Считалки – стишки, позволяющие распределить  роли 

 Скороговорка - составлено из двух слов:       СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Скороговорку  надо произносить  быстро(«скоро говорить»), не запинаясь;  это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение). 

Загадка - выражение или изображение, нуждающееся в разгадке

Небылицы –шуточные стишки для детей.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм.

Русская народная песня :

  • Колыбельные
  •    Патриотические
  •    Исторические
  •    Былинные
  •    Обрядовые
  •    Плясовые
  •    Хороводные
  •    Шуточные
  •    Частушки

   Лирические

Сказки – это вымышленная история, в которой есть зачин, основная часть и концовка. Где добро побеждает зло. Бывают: волшебные, бытовые, о животных.

          Сценарий театрального представления «Устное народное творчество»

                                  Сказка « О богатом Фольклоре»

        Жил – был на Руси один мужик (выходит Фольклор – Батюшка). Звали его по разному: кто величал -«Фольклор – Батюшка», а кто по имени – отчеству: «Устное народное творчество». Очень богатый он был.

        Богат был не деньгами, а  очень бо-о-ольшой семьей. Сколько  

детей  было - не сосчитать. И всех – то он любил. Никого своим вниманием

не обделил.  

          Раз решил он посмотреть -   кто - на что горазд., то есть что его дети

умеют делать. Зовет  младшеньких  деток:

 -  Эй, потешки,  заклички, да считалочки  покажите, что умеете делать? (выходят ученики )

-   Как по улочке

 Из переулочка

 Бежит серенький коток,

Отморозил коготок.

Шубка на нем

 Заиндевела,

Брови и усы

 Позакуржавели.

Не ходи, кот, босиком,

Ходи в валенках,

В рукавицах ходи,

В теплых варежках.

Закличка:  Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

Считалочка: Аты–баты, шли солдаты,

Аты–баты, на базар.

Аты–баты, что купили?

Аты–баты, самовар!

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, ты и я.

-  Ой, да молодцы! Какие озорные вы у меня! Ну- ка, а что же мои скороговорушки  умеют делать ?          

(выходят дети на сцену и читают)

  -  Хлеб ржаной, батоны, булки

 Не добудешь на прогулке.

Баран - буян залез в бурьян.

Огурцы - молодцы зеленобелогубы.

Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.

Был баран белокрыл,

Всех баранов перебелокрылил.

-  Какие вы быстрые у меня!

Где же мои умненькие – загадки?

(Дети читают загадки по выбору)

-  Какие вы у меня умненькие !  

 Шалунишки-и-и! Дразнилки - и -и-и!

(Дети читают дразнилки по выбору)

- Эх, вы!  А дочь моя, которая сочиняет все наоборот, то есть небылица?

(Девочка читает небылицу)

- Что за дочь такая – что ни скажешь, все наоборот сделает. Но есть у меня дочь, правильная – всех учить жить – пословица.

(Девочка читает небылицу)

- Дочь самая старшая, любимая – русская народная песня.

-  «Я бываю разной: хороводной, колыбельной, шуточной. Сейчас я тебе спою колыбельную.(поет) А теперь шуточную (все поют)

- Молодцы вы у меня. (Раздает подарки)

            И было у этого мужика еще много- много детей: и былины, сказки разные прибаутки, поговорки. Да вот разошлись они по белу свету.

                       Вот и сказочке конец – а кто слушал молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план организации деятельности творческой группы по изучению народного творчества (2011-2012 г. г.)

Планирование работы на год творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...

Коллективно творческое дело при подготовке к народным праздникам.

В материале описывается одна из форм Коллективно-творческого дела ансамбля народной песни и музыки «Забава» - народный праздник....