Коллективный творческий проект "Устное народное творчество"
проект (2 класс) по теме
Тема фольклора – устного народного творчества на сегодняшний день является актуальной, так как обращаясь к истокам русской культуры, обычаям и традициям, воспитывает в детях любовь к Родине, семье, к окружающей природе, учит уважать старших.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnyy_proekt_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.rar | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный»
Коллективный творческий проект
«Устное народное творчество»
Подготовила учитель начальных классов
Навицкая О.А.
«Устное народное творчество».
Введение.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей о сказках разных народов.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Цель: дать понятие об устном народном творчестве; познакомить с жанрами детского фольклора.
Задачи: учить наблюдать за природными явлениями, развивать познавательную активность, коммуникативные способности; воспитывать любовь к народному творчеству, дать представления о справедливости, нравственности, добре и зле.
УУД: выявлять особенности жанров, расширять кругозор, извлекать информацию, относящуюся к теме;
сотрудничать друг с другом при выполнении проекта;
доводить начатое дело до конца.
Этапы проекта:
1-й этап: Изучение основных понятий, жанров устного народного творчества.
2-й этап: Поиск книг на данную тему, представление на уроке.
3-й этап: Выставка рисунков на тему “Герои русских народных сказок”, “Нарисуй пословицу”.
4-й этап: Выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения (предлагается назвать свое произведение).
5-й этап: Работа в группах ( каждая группа готовит вопросы и задания, которые задаются другой группе; внутри группы выделены подгруппы, которые подготавливают определенный вид задач: подбирают загадки, сочиняют вопросы к народным сказкам, подбирают пословицы.
6-й этап: изготовление книжек – малышек «Устное народное творчество» для воспитанников детского сада.
7-й этап: подготовка к театральному представлению «Устное народное творчество» (ребята учат роли, шьют костюмы, репитируют). Театральное представление сопровождается презентацией.
Сроки проекта: один месяц
Основная часть.
1. Основные понятия.
Устное народное творчество - мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия и создаются сейчас теми, кто живет рядом с нами. Проект адресован младшим школьникам, которые владеют навыками чтения на уровне третьего года обучения по стандартам государственной программы для начальной школы. Проект знакомит учащихся с малыми фольклорными формами: песенками, потешками, пестушками, загадками, пословицами, народными сказками. Проект поможет детям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного, глубже познать культуру своего народа через разные жанры фольклора.
Фольклор - устное творчество народа – сопровождал жизнь народа постоянно. Первая пахота и последний сноп в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, праздники, встреча весны и свадьба, крестины – всегда события жизни обыгрывались народом. История этих обрядов уходит в глубочайшую древность. Этот проект поможет детям и учителям не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного.
Заклички – обращение к явлениям природы
Считалки – стишки, позволяющие распределить роли
Скороговорка - составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.
Скороговорку надо произносить быстро(«скоро говорить»), не запинаясь; это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение).
Загадка - выражение или изображение, нуждающееся в разгадке
Небылицы –шуточные стишки для детей.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм.
Русская народная песня :
- Колыбельные
- Патриотические
- Исторические
- Былинные
- Обрядовые
- Плясовые
- Хороводные
- Шуточные
- Частушки
Лирические
Сказки – это вымышленная история, в которой есть зачин, основная часть и концовка. Где добро побеждает зло. Бывают: волшебные, бытовые, о животных.
Сценарий театрального представления «Устное народное творчество»
Сказка « О богатом Фольклоре»
Жил – был на Руси один мужик (выходит Фольклор – Батюшка). Звали его по разному: кто величал -«Фольклор – Батюшка», а кто по имени – отчеству: «Устное народное творчество». Очень богатый он был.
Богат был не деньгами, а очень бо-о-ольшой семьей. Сколько
детей было - не сосчитать. И всех – то он любил. Никого своим вниманием
не обделил.
Раз решил он посмотреть - кто - на что горазд., то есть что его дети
умеют делать. Зовет младшеньких деток:
- Эй, потешки, заклички, да считалочки покажите, что умеете делать? (выходят ученики )
- Как по улочке
Из переулочка
Бежит серенький коток,
Отморозил коготок.
Шубка на нем
Заиндевела,
Брови и усы
Позакуржавели.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В рукавицах ходи,
В теплых варежках.
Закличка: Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
Считалочка: Аты–баты, шли солдаты,
Аты–баты, на базар.
Аты–баты, что купили?
Аты–баты, самовар!
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, ты и я.
- Ой, да молодцы! Какие озорные вы у меня! Ну- ка, а что же мои скороговорушки умеют делать ?
(выходят дети на сцену и читают)
- Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Баран - буян залез в бурьян.
Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.
- Какие вы быстрые у меня!
Где же мои умненькие – загадки?
(Дети читают загадки по выбору)
- Какие вы у меня умненькие !
Шалунишки-и-и! Дразнилки - и -и-и!
(Дети читают дразнилки по выбору)
- Эх, вы! А дочь моя, которая сочиняет все наоборот, то есть небылица?
(Девочка читает небылицу)
- Что за дочь такая – что ни скажешь, все наоборот сделает. Но есть у меня дочь, правильная – всех учить жить – пословица.
(Девочка читает небылицу)
- Дочь самая старшая, любимая – русская народная песня.
- «Я бываю разной: хороводной, колыбельной, шуточной. Сейчас я тебе спою колыбельную.(поет) А теперь шуточную (все поют)
- Молодцы вы у меня. (Раздает подарки)
И было у этого мужика еще много- много детей: и былины, сказки разные прибаутки, поговорки. Да вот разошлись они по белу свету.
Вот и сказочке конец – а кто слушал молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план организации деятельности творческой группы по изучению народного творчества (2011-2012 г. г.)
Планирование работы на год творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
Коллективная творческая работа по литературному чтению учеников 2 класса "А". Иллюстрации к русской народной сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"
Здесь представлен колективный творческий проект учеников 2 класса "А" в виде презентации....
«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...
Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества
Доклад для работы на методическом совете....
Коллективно творческое дело при подготовке к народным праздникам.
В материале описывается одна из форм Коллективно-творческого дела ансамбля народной песни и музыки «Забава» - народный праздник....