Урок мира "Мы за мирное небо!"
классный час (4 класс) по теме
На данном уроке ученики знакомятся с детьми-миротворцами и тревожными точками в мире,где дети лишены крова, мирной жизни. Они не могут ходить в школу и играть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок мира «Мы за мирное небо!»
ОБОРУДОВАНИЕ:
- фотопортреты: Тани Савичевой, Садако Сасаки, Саманты Смит;
- фотографии: мемориально-архитектурного комплекса в поселке Шатки Нижегородской области - памятник на могиле Тани Савичевой. (Россия); архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира - памятник жертвам Хиросимы. (Япония)
- странички из дневника Тани Савичевой (фотографии);
- фотографии событий в Беслане (1-3 сентября 2004 года);
б/ аудиозаписи песен: в/ белые голуби (из бумаги) г/ “Мы за мирное детство!” (надпись на доске) д/ лист белой бумаги с заготовками голубя, ножницы, клей, чёрный фломастер.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
УЧИТЕЛЬ:
- Вот и наступило еще одно 1 сентября в вашей школьной жизни. А наш учебный год я хотела бы начать с урока Мира, с урока Памяти.
65 лет прошло, как началась Великая Отечественная война… Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему она так волнует нас? Четыре года! 34 тысячи часов! И более 26 миллионов погибших советских людей! Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать – 35 лет.
1 РАССКАЗ:
- В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге, на Васильевском острове в доме №13/6 жила семья Савичевых. Это была большая и дружная семья. Отец – Николай Родионович работал пекарем, но рано умер, еще до войны. Мать – Мария Игнатьевна была вышивальщицей. В семье было пять детей: Леонид или Лека, как звали его в семье (строгальщик), Евгения (обмотчица), Нина (чертежница), Михаил (слесарь-сборщик) и Таня (ученица 4 класса). Помогала вести хозяйство бабушка. Все вместе они жили на первом этаже, а на втором жили два брата отца – дядя Леша и дядя Вася.
- 22 июня ранним воскресным утром вся страна узнала о вероломстве немецкой армии, о начале войны, которую потом назовут Великой Отечественной. Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия. А когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокадные дни, когда дневная норма хлеба рабочим составляла – 300 грамм, старикам и детям – 150.
Чтобы как-то унять голод ели хвойные лапки елей, кору дуба, щи из подорожника и крапивы, котлеты из ботвы свеклы. Люди теряли силы и умирали от истощения организма.
- Первой в семье Савичевых умерла Женя. В этот день Таня сделала первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря 12.30 утра 1941 г.” Потом умерла бабушка и Таня записала в блокноте - дневнике: “Бабушка умерла 25 января. 3 часа дня 1942 г.” Каждая новая страничка рассказывает и сегодня о горе и смерти в семье Савичевых. “Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Вся семья Тани умерла в дни блокады. Лишь Нина и Михаил, ушедшие на фронт остались живы.
- А что же стало с самой Таней?
Умирающую Таню эвакуировали вместе с воспитанниками детского дома №48 в Горьковскую область. Но девочка продолжала болеть, теряла зрение, поэтому ее перевели в инвалидный дом. Умерла Таня 1 июля 1944 года в больнице города Шатки. Там ее и похоронили. А в мае 1972 года был открыт памятник на ее могиле.
2 РАССКАЗ:
- Заканчивалась Великая Отечественная война. Ничто не предвещало беды. Но…
6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки. Огромный огненный, похожий на большую поганку, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч. Америка продемонстрировала свое новое оружие миру. Но никто не думал о последствиях его применения – о выпадении зараженных осадков после ядерного взрыва.
- В Хиросиме жила девочка Сасаки Садако. Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Она жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала – ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет. Сасаки выросла, училась в 7 классе, занималась спортом… Осадки атомного взрыва заразили воздух, воду, землю. Они попали в кровь Сасаки, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови.
- Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Журавль – священная птица, живущая очень долго. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.
Аудиозапись песни “Японский журавлик”
- Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки Садаки. Она умерла 25 октября 1955 года. В этом году ей бы исполнилось 50 лет.
Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб от страшного оружия, впервые примененного над их городом, собрали деньги и построили Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира. И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой, словно напоминает о той трагедии, которая произошла 60 лет назад. А журавли курлычут и призывают: “Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, веселы и счастливы!”
3 РАССКАЗ:
- Из далекой Японии перенесемся в не менее далекую Америку.
На окраине города Манчестера (штат Мэн) вместе с родителями жила-была американская 10-летняя девочка Саманта Смит. Девочка однажды узнала про то, что если на ее город упадет атомная бомба, то все погибнет вокруг, а жизнь остановится. И такая угроза исходит из СССР. Ей стало страшно. Ее мучил вопрос: “Почему русские хотят напасть на Америку?” Об этом она ни раз слышала по телевизору и радио.
Немного подумав, она села за стол, взяла ручку и тетрадь, и начала свое письмо.
“Мистер Советский Президент! Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война… Вы за войну или нет? Если вы против, пожалуйста, напишите, как вы собираетесь не допустить войну?”
Идею девочки поддержали ее родители, хотя сами мало верили, что их дочь получит ответ из Москвы. Письмо отправилось за океан – в Советский Союз.
Саманта ждала, и ответ пришел. Не веря своим глазам, она начала читать:
“Здравствуй, дорогая Саманта!… Мне кажется, что ты смелая и честная девочка, похожая на Беки, подружку Тома Сойера. Твой вопрос – самый главный. Отвечу на него честно и серьезно. Советские дети хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война… У Америки и у нас есть ядерное оружие – страшное оружие, которое может в один миг погубить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно было пущено в ход. Мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта.”
- А еще советский президент пригласил Саманту вместе с ее родителями в гости в Россию. Они приехали и побывали в Москве, в Санкт-Петербурге, в детском лагере “Артек” на берегу Черного моря. Везде ей были рады, везде ее встречали как родную. Саманта теперь точно знала, что наши люди не хотят войны. Так весь мир узнал об американской девочке.
Саманта была очень любознательной девочкой, и она хотела узнать о войне с фашистами. Ее с родителями привезли в мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге и показали пожелтевшие странички из дневника Тани Савичевой. Переводчик прочитал их на английском языке. Тогда Саманта поняла, как ужасна война, что люди, пережившие такое, никогда не начнут ее первыми.
Уезжая домой, Саманта сказала: “Люди здесь кажутся мне такими же, как мои соседи. Они похожи на меня больше, чем я думала. Это самое важное, что я поняла”.
К сожалению, Саманта трагически погибла. Но ее до сих пор помнят в России как маленького американского посла мира.
Ответный визит маленького миротворца из Советским Союзом был сделан в1986 году.
Катя Лычева выросла в интеллигентной семье работников науки. В 1986 году в качестве «посла доброй воли» совершила ответную поездку в США. Путешествие Лычевой по американским городам комментировалось журналистами Союза и корреспондентами США.
ЛИТМОНТАЖ.
Нам нужен мир – тебе, и мне, и всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
Нам нужен мир, траве в росе, улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
Я буду рад, ты будешь рад, и все мы будем рады…
Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!
“Нет!” - заявляем мы войне, всем злым и черным силам…
Должна трава зеленой быть, а небо синим-синим!
Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы,
На замечательной земле нам повезло родиться.
Так пусть она цветет всегда, пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами!
УЧИТЕЛЬ. 4 РАССКАЗ:
Сегодня нельзя не сказать, нельзя не вспомнить о тех страшных событиях, которые произошли в городе Беслане.
Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1 въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.
Случилось по-иному. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника, многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека. А тем, кому удалось выжить, пришлось проходить лечение в больницах России.
Русская пословица гласит: “Чужой беды не бывает”. 24 страны мира откликнулись на эту трагедию. Были доставлены медикаменты, медицинское оборудование, машины скорой помощи, перевязочные материала, донорская кровь, продукты, теплая одежда и обувь, игрушки и канцтовары.
3 сентября в Северной Осетии объявлен Днем памяти. За это время в Беслане построены две новые школы с бассейнами, больница, реабилитационный центр, художественная школа, два детских сада, школа-интернат.
Много задач стоит перед людьми. Но главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром. В настоящий момент тоже не всё спокойно в мире. Что вы об этом можете сказать? (Положение на Украине, в Сирии.)
5 ЛИТМОНТАЖ:
“Я голосую за мир”. И. Зуев.
Я голосую за мир голосом миллионов.
Я голосую за мир – воля моя законна!
Я голосую за мир сердцем всего народа.
Я голосую за мир равенства и свободы.
Я голосую за мир памятью всех Хатыней.
Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню
Не превратилась вдруг, чтобы на целом свете
Лишь с добротою рук были знакомы дети.
Разве нужны земле шрамы войны на теле?
Дайте ей журавлей – тех, что взлететь не успели.
Дайте ей синеву моря и чистого неба.
Чтобы не во сне – наяву люди наелись хлеба.
Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.
Мир тебе, мать-земля!
Я голосую за это!
6. Творческая работа. (поделка «голубь»)
- Символом мира считается белый голубь в ясном голубом небе. Я предлагаю вам сделать своего посланца мира.
На белой бумаге нанесены заготовки голубя, вырезаем их.
- Производим сгибы по всем пунктирным линиям.
- При помощи клея производим сборку голубя.
- Нарисуем глаза птице.
- На крыльях можно написать миротворческие пожелания.
Желающие зачитывают свои пожелания.
Фонограмма песни “Дадим шар земной детям”.
Вот и закончился наш урок. Я хочу пожелать всем мирного неба, детского смеха и добрых человеческих отношений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великая Отечественная война 1941 - 1945 От Бреста до Москвы – 1 000 километров. От Москвы до Берлина – 1 600 километров. 2 600 километров… Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа… Дорогами войны – четыре года! 4 года - 34 тысячи часов! Более 26 миллионов погибших советских людей! Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать – 35 лет.
Блокада Ленинграда Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия. А когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокадные дни, когда дневная норма хлеба рабочим составляла – 300 грамм, старикам и детям – 150.
Дневник Тани Савичевой
Дневник Тани хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями. Памятник на могиле Тани Савичевой в поселке Шатки Нижегородской области.
Хиросима и Нагасаки Огромный огненный, похожий на большую поганку, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч.
Дети – миротворцы Сасаки Садако жила в Хиросиме . Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Через 10 лет она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться .
На окраине города Манчестера (штат Мэн) вместе с родителями жила американская 10-летняя девочка Саманта Смит. Однажды она узнала про то, что если на ее город упадет атомная бомба, то все погибнет вокруг, а жизнь остановится.Тогда она написала письмо в Москву: «Мистер Советский Президент! Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война… Вы за войну или нет? Если вы против, пожалуйста, напишите, как вы собираетесь не допустить войну?» Саманта Смит 1983 год. Президент пригласил Саманту вместе с ее родителями в гости в Россию. Они побывали в Москве, в Санкт-Петербурге, в детском лагере “Артек” на берегу Черного моря. Везде ей были рады. не хотят войны. Саманта теперь точно знала, что наши люди
«Здравствуй, дорогая Саманта !… Мне кажется, что ты смелая и честная девочка, похожая на Беки, подружку Тома Сойера . Твой вопрос – самый главный. Отвечу на него честно и серьезно. Советские дети хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война… У Америки и у нас есть ядерное оружие – страшное оружие, которое может в один миг погубить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно было пущено в ход. Мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство приступить к уничтожению всех его запасов на земле. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта .»
Саманта Смит и Катя Лычёва Катя Лычева , выросла в интеллигентной семье работников науки. В 1986 году в качестве «посла доброй воли» совершила ответную поездку в США. Ее предшественницей была американка Саманта Смит, которая приезжала в Советский Союз в 1893 году по специальному приглашению Андропова. Путешествие Лычевой по американским городам комментировалось журналистами Союза и корреспондентами США.
Беслан Сентябрь 2004 года. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на линейку, посвященную началу учебного года. В это время на территорию школы №1 ворвалась вооруженная банда. Она захватила более 1300 детей и взрослых. С 1 по 3 сентября они сидели на полу в спортивном зале без воды и еды. Школа была заминирована… … На сегодняшний день установлено 394 человека, погибших.
Нет войне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"
Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...
Конспект урока по теме "Звездное небо - великая книга природы"
УМК "Школа России" Окружающий мир А.А Плешаков. По теме "Звездное небо - великая книга природы". С использованием ЭОР....
Конспект занятия по ИЗО "Мы за мирное небо"
Нетрадиционные техники рисования. Работа с целлофаном....
Мирное небо Кубани
В рамках месячника оборонно-массовой работы наш класс побывал с экскурсией в военной части. И не с пустыми руками мы приехали к солдатам....
презентация "Мирное небо из окна"
Проект группы на тему "Мирное небо из окна"...
Сценарий утренника в 3 классах, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 года «Хотим под мирным небом жить!»
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война....
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля «Под мирным небом»
Ход внеклассного мероприятия , посвященное 23 февраля...