Родительское собрание в 1 классе " Трудности адаптации первоклассников к школе".
методическая разработка (1 класс) на тему

Кошманова Анна Геннадиевна

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Цель: познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения; дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками.

Формы работы: круглый стол.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_1_klass.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 1

Конспект

родительского собрания

в 1 «А» классе

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

подготовила

учитель начальных классов

Кошманова А.Г.

2016г

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Цель:

  • познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения;
  • дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками.

Формы работы: круглый стол.

Оборудование: корзина, карточки с надписью чувств и эмоций человека.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.

Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит?

Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У него появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.        

Вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

  1. Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

После того, как  ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в сердце прочно поселились чувства и эмоции. У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства (позитивные и негативные), которые может испытывать любой человек. Выберите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство (это задание позволяет выявить проблемы и трудности,  связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания).

  1. Физиологические условия адаптации ребёнка к школе.

Что такое адаптация?

    Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, самоприспосабливание. А ещё можно сказать, что это взаимоотношения с одноклассниками, учителями, со школой.

Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребёнка, снижает результат его деятельности. Вы должны быть готовы к этому. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, одноклассниками. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми.

Понимая особенность этого этапа в жизни ребёнка, вы можете помочь своим детям безболезненно войти в школьный режим. Важно помнить, что как пройдет период адаптации у ребёнка, так он и будет учиться в дальнейшем. Поэтому вы должны настроить, прежде всего, себя на хорошее, позитивное настроение и отношение к школе и с радостным, весёлым настроением проводить ребёнка в школу.

Психологическая игра «Паровозик» Давайте отвлечемся и представим себе такую картину:

1 вагон – «учитель», 2 вагон – родитель, 3 вагон – ребёнок.

Обсуждение :Учитель обсуждает с родителями, что чувствовал каждый из них? (1 – могу быстрее, да не могу: веду, учу…, 2 вагон – куда иду не знаю, да ещё и «груз» за собой «тащу»… , 3 вагон – спотыкается, куда скажут  туда и идёт…)

Вывод: необходимо доверять учителю, а родителям помогать своим детям.

первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя.

5. Психологические условия адаптации ребёнка к школе.
     Для того, чтобы адаптация у наших детей проходила безболезнена, мы помогаем познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Потому, что для них особенно важно: 
- вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах.

- понимать, что такое  оценки, самооценки деятельности и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу;

- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать ребенку в условиях коллективной учебной деятельности.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

6. Как понять, что ребенок успешно адаптировался?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 
          Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. 
           Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? 
          Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго. 
           Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, ученик привыкает к этому и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. 
             Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. 
В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. 

             Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

7 Заключительное слово учителя.

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает времени, терпения, выдержки. Не  забывайте о том, что ребёнку трудно осваивать совершенно новую деятельность, поэтому он имеет право на ошибки.

Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч.

Решение родительского собрания.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе необходимо:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю

2.Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.

3.Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

4.Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.

5.Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.

6.В действие – профилактические меры по сохранению зрения.

7.Оборудовать  уголок  школьника.

Список использованной литературы.

  1.  Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс 2007 год.
  2.  Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников // Школьный психолог. 2002. № 11.
  3. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год
  4. Источник: http://deti-psyhelp.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе.»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как ес­ли бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адапта­ции детей к первому году обучен...

Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации первоклассников в школе".

Знакомство родителей с трудностями адаптации детей в первый  год  учёбы. Практические советы по организации общения родителей с первоклассниками....

Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе».

Сообрание, в котором даются советы по адаптации ребенка к школе....

Родительское собрание,на тему:"Трудности адаптации первоклассников к школе."

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Форма работы: круглый стол.Основные...

Родительское собрание 1 класс "Трудности адаптации первоклассников"

На данном собрании рассмотрены следующие вопросы:- условия адаптации-взаимоотношения в семье-правила, которые помогут ребенку в общении...

Родительское собрание на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе".

   Задачи собрания:     1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.     2....