"Знайка"
рабочая программа (1 класс) на тему

программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znayki.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАЛИНИНО МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________М.М.Кунгурцева

«___»___________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ СОШ

_______________Р.Ш.Мухарлямов

№ ______ от «___» ________ 2012  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

«ЗНАЙКИ»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Класс: 1б.

Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.

 

                                                                            Блиновой Галины Аркадьевны,

                                                                                учителя начальных классов

с.Калинино-2012 г.

Пояснительная записка

      Актуальность программы внеурочной деятельности для учащихся 1-го класса МКОУ СОШ с.Калинино определяется следующими обстоятельствами:

        1. Переходом  образовательных учреждений на стандарты нового поколения  и  необходимостью  разработки содержания и форм воспитания младших школьников, позволяющих достичь запланированных результата.

        2. Изменением ситуации развития современного младшего школьника,  который существенно отличается от своих предшественников. Прежде всего, его характеризует потребность самоутвердиться в новом социальном статусе школьника. Как отмечает В.И. Слободчиков, с приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на подсистемы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Для первоклассника принципиально важно, чтобы  родители вместе с педагогом нашли единую линию воспитания, учитывающую требования школы и индивидуальные особенности ребенка.

       Цель рабочей программы внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста в МКОУ СОШ с.Калинино заключается в формировании у них системы культурных жизненно-важных знаний, социально-значимых умений и ценностных отношений, приобретении первоначального опыта гармоничного взаимодействия с окружающим социумом (семья, школа, малая родина, Отечество).  

       Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся для 1-го класса является первым этапом достижения поставленной цели.

Общеинтеллектуальное направление

      Задачи: 

       1. Создать условия для осознания  школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.

       2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».

       3. Приобретение опыта самостоятельного выполнения заданий учебного  характера.

          В Концепции ФГОС познавательное развитие рассматривается как процесс формирования у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, а также рефлексии.

          Главное назначение этого направления внеурочной деятельности в 1-м классе заключается в воспитании у младших школьников  творческого  отношения  к  учению, осознание роли знаний и науки в жизни человека и общества. Представляется необходимым  обсуждение с учащимися  значения знаний и учения в жизни человека. Обретение школьником смысла учения станет источником его активности в учении. Как известно, ведущим мотивом учения современных школьников является мотив достижения успеха. Именно поэтому в рамках данного направления школьнику должны быть  раскрыты способы достижения успешности в учении. Одним из таких способов является осознание школьником особенностей своих познавательных  особенностей – памяти, внимания, воображения, мышления – и умение использовать в процессе обучения свои сильные стороны. Другим способом достижения успеха мы выступает все возрастающая самостоятельность ребенка в выполнении учебных заданий как дома, так и на уроке. Успешность  ребенка в учении также  во многом определяется его коммуникабельностью, умением сотрудничать, работать в команде, руководить и подчиняться, спорить и соглашаться.

      Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы,  тренинги, практикумы, выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных; смотры-конкурсы, конкурсы, турниры.

Требования к уровню подготовки учащихся 1-го класса

Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся 1-го класса:

Направления внеурочной деятельности

Приобретение школьником

социальных

 знаний

Формирование ценностного

 отношения к

социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального

 действия

Общеинтеллектуальное

Социальные знания о роли  образования и труда в жизни людей

Ценностное отношение к учению и труду как видам творческой деятельности

Опыт самостоятельного выполнений учебных и трудовых заданий

      Система мониторинга результативности внеурочной деятельности

учащихся 1-го класса

Направления внеурочной деятельности

Результаты первого уровня

Результаты второго уровня

Результаты третьего уровня

Общеинтеллектуальное

Диагностика особенностей развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мыслительных процессов

Конкурс для юных интеллектуалов

Проектные, творческие и исследовательские работы школьников

Тематический план внеурочной деятельности

учащихся 1-го класса по направлению – общеинтеллекуальное развитие

№ п.п.

Название раздела

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

5

2

3

2.

Развивающие игры.

7

2

5

3.

Развитие логического мышления.

14

2

12

4.

Итоговая диагностика познавательных процессов.

4

1

3

Итого:

30

7

23

Содержание программы

Раздел 1.  Диагностика познавательных процессов младших школьников.

   

       Общая характеристика индивидуальных познавательных способностей учащихся класса: памяти, внимания, особенностей воображения и мышления.

       Выявление полноты и точности восприятия учащихся  и особенности развития воображения.

       Выявление у учащихся умения творчески мыслить, создавать интересные, оригинальные рисунки, беглость и гибкость мышления.

       Практические занятия:  изучение и анализ мотивации учения школьников; первоначальное знакомство с историей школы, ее значимыми достижениями; встреча со старшеклассниками или выпускниками школы – отличниками учебы, спортсменами,  победителями турниров и конкурсов.  

Раздел 2. Развивающие игры.

      Формирование и развитие памяти, внимания, воображения, умения ориентироваться в пространстве.

      Развитие устной речи в работе над словом, словосочетанием, предложением.

      Формирование общеучебных умений и навыков (умение работать самостоятельно в заданном темпе).

      Практические занятия: выявление  особенностей познавательной сферы учащихся; упражнения для развития памяти, внимания, воображения школьников, их творческого мышления.

       

Раздел 3. Развитие логического мышления.

        Формирование умения выделять признаки объектов и классифицировать их на существенные и несущественные.

        Развитие словесно-логического мышления у младших школьников.

      Практические занятия: рисуночная методика выявления особенностей самооценки «Несуществующее животное»; психолого-педагогический тренинг управления своими эмоциями; этические игры.

Раздел 4. Итоговая диагностика познавательных процессов.

      Вопросы для обсуждения с учащимися: Что такое эмоции? Что такое чувства? Какие эмоции и чувства  помогают  учиться, а какие мешают? Как распознать свои эмоции и чувства? Когда на уроках тебе интересно? Когда на уроках тебе бывает грустно? Как сказать учителю, что ты не понял материал?

     Практические занятия: диагностика уровня обучаемости; конкурс для юных интеллектуалов.

             

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Дата

1

Раздел 1.

Диагностика особенностей развития памяти.

2

Диагностика особенностей развития внимания.

3

Диагностика  развития восприятия и воображения.

4

Изучение творческого мышления.

5

Изучение творческого мышления.

6

Раздел 2.

Игры на развитие внимания.

7

Игры на развитие внимания и памяти.

8

Игры на развитие памяти.

9

Игры на развитие пространственного мышления.

10

Игры на развитие пространственного мышления.

11

Игры на развитие восприятия.

12

Игры на развитие наблюдательности.

13

Раздел 3.

Выделение признаков объектов.

14

Выделение существенных признаков.

15

Выделение существенных признаков.

16

Узнавание объектов по заданным признакам.

17

Выделение общих признаков групп объектов.

18

Выделение общих признаков групп объектов.

19

Деление объектов на группы по заданному основанию.

20

Словесная характеристика группы объектов.

21

Понятие сравнения.

22

Виды сравнения.

23

Нахождение причинно-следственных связей.

24

Нахождение закономерности в числах и фигурах.

25

Нахождение закономерности  в буквах и словах.

26

Решение логических задач.

27

Раздел 4.

Диагностика  развития памяти.

28

Диагностика  развития внимания.

29

Диагностика  развития восприятия.

30

Диагностика  развития воображения.

Учебно-методические средства обучения и воспитания по общеинтеллектуальному направлению

  1.     Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2003.
  2. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников  / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 2. –С. 36-42.
  3. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2001.
  5.     Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2006.
  6. Арасланова Е.В. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1-м классе. Киров, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный тур олимпиады "Знайка" для 3 класса

В олимпиаду включены задания по всем основным предметам....

Знайка сегодня великий маг.

Презентация к уроку математики при изучении таблицы умножения...

Тест "Знайка"

Тест на знание английского алфавита, домашних животных,цветов....

советы Знайки

Материалы по воспитательной работе. Тесты....

Тест "Какой Я?" составлен к учебному пособию Г.К.Зайцева, С.А.Насонкиной "Уроки Знайки. Воспитай себя."

Тест "Какой Я?"  составлен к учебному пособию Г.К.Зайцева, С.А.Насонкиной "Уроки Знайки. Воспитай себя."...