"Знайка"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАЛИНИНО МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Зам. директора по УВР _____________М.М.Кунгурцева «___»___________2012 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ СОШ _______________Р.Ш.Мухарлямов № ______ от «___» ________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАЙКИ»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Класс: 1б.
Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.
Блиновой Галины Аркадьевны,
учителя начальных классов
с.Калинино-2012 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности для учащихся 1-го класса МКОУ СОШ с.Калинино определяется следующими обстоятельствами:
1. Переходом образовательных учреждений на стандарты нового поколения и необходимостью разработки содержания и форм воспитания младших школьников, позволяющих достичь запланированных результата.
2. Изменением ситуации развития современного младшего школьника, который существенно отличается от своих предшественников. Прежде всего, его характеризует потребность самоутвердиться в новом социальном статусе школьника. Как отмечает В.И. Слободчиков, с приходом в школу отношения «ребенок – взрослый» разделяются на подсистемы отношений: «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Для первоклассника принципиально важно, чтобы родители вместе с педагогом нашли единую линию воспитания, учитывающую требования школы и индивидуальные особенности ребенка.
Цель рабочей программы внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста в МКОУ СОШ с.Калинино заключается в формировании у них системы культурных жизненно-важных знаний, социально-значимых умений и ценностных отношений, приобретении первоначального опыта гармоничного взаимодействия с окружающим социумом (семья, школа, малая родина, Отечество).
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся для 1-го класса является первым этапом достижения поставленной цели.
Общеинтеллектуальное направление
Задачи:
1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
3. Приобретение опыта самостоятельного выполнения заданий учебного характера.
В Концепции ФГОС познавательное развитие рассматривается как процесс формирования у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, а также рефлексии.
Главное назначение этого направления внеурочной деятельности в 1-м классе заключается в воспитании у младших школьников творческого отношения к учению, осознание роли знаний и науки в жизни человека и общества. Представляется необходимым обсуждение с учащимися значения знаний и учения в жизни человека. Обретение школьником смысла учения станет источником его активности в учении. Как известно, ведущим мотивом учения современных школьников является мотив достижения успеха. Именно поэтому в рамках данного направления школьнику должны быть раскрыты способы достижения успешности в учении. Одним из таких способов является осознание школьником особенностей своих познавательных особенностей – памяти, внимания, воображения, мышления – и умение использовать в процессе обучения свои сильные стороны. Другим способом достижения успеха мы выступает все возрастающая самостоятельность ребенка в выполнении учебных заданий как дома, так и на уроке. Успешность ребенка в учении также во многом определяется его коммуникабельностью, умением сотрудничать, работать в команде, руководить и подчиняться, спорить и соглашаться.
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных; смотры-конкурсы, конкурсы, турниры.
Требования к уровню подготовки учащихся 1-го класса
Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся 1-го класса:
Направления внеурочной деятельности | Приобретение школьником социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного социального действия |
Общеинтеллектуальное | Социальные знания о роли образования и труда в жизни людей | Ценностное отношение к учению и труду как видам творческой деятельности | Опыт самостоятельного выполнений учебных и трудовых заданий |
Система мониторинга результативности внеурочной деятельности
учащихся 1-го класса
Направления внеурочной деятельности | Результаты первого уровня | Результаты второго уровня | Результаты третьего уровня |
Общеинтеллектуальное | Диагностика особенностей развития памяти, внимания, восприятия и воображения, мыслительных процессов | Конкурс для юных интеллектуалов | Проектные, творческие и исследовательские работы школьников |
Тематический план внеурочной деятельности
учащихся 1-го класса по направлению – общеинтеллекуальное развитие
№ п.п. | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Диагностика познавательных процессов младших школьников. | 5 | 2 | 3 |
2. | Развивающие игры. | 7 | 2 | 5 |
3. | Развитие логического мышления. | 14 | 2 | 12 |
4. | Итоговая диагностика познавательных процессов. | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 30 | 7 | 23 |
Содержание программы
Раздел 1. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
Общая характеристика индивидуальных познавательных способностей учащихся класса: памяти, внимания, особенностей воображения и мышления.
Выявление полноты и точности восприятия учащихся и особенности развития воображения.
Выявление у учащихся умения творчески мыслить, создавать интересные, оригинальные рисунки, беглость и гибкость мышления.
Практические занятия: изучение и анализ мотивации учения школьников; первоначальное знакомство с историей школы, ее значимыми достижениями; встреча со старшеклассниками или выпускниками школы – отличниками учебы, спортсменами, победителями турниров и конкурсов.
Раздел 2. Развивающие игры.
Формирование и развитие памяти, внимания, воображения, умения ориентироваться в пространстве.
Развитие устной речи в работе над словом, словосочетанием, предложением.
Формирование общеучебных умений и навыков (умение работать самостоятельно в заданном темпе).
Практические занятия: выявление особенностей познавательной сферы учащихся; упражнения для развития памяти, внимания, воображения школьников, их творческого мышления.
Раздел 3. Развитие логического мышления.
Формирование умения выделять признаки объектов и классифицировать их на существенные и несущественные.
Развитие словесно-логического мышления у младших школьников.
Практические занятия: рисуночная методика выявления особенностей самооценки «Несуществующее животное»; психолого-педагогический тренинг управления своими эмоциями; этические игры.
Раздел 4. Итоговая диагностика познавательных процессов.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Что такое эмоции? Что такое чувства? Какие эмоции и чувства помогают учиться, а какие мешают? Как распознать свои эмоции и чувства? Когда на уроках тебе интересно? Когда на уроках тебе бывает грустно? Как сказать учителю, что ты не понял материал?
Практические занятия: диагностика уровня обучаемости; конкурс для юных интеллектуалов.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Дата |
1 | Раздел 1. Диагностика особенностей развития памяти. | |
2 | Диагностика особенностей развития внимания. | |
3 | Диагностика развития восприятия и воображения. | |
4 | Изучение творческого мышления. | |
5 | Изучение творческого мышления. | |
6 | Раздел 2. Игры на развитие внимания. | |
7 | Игры на развитие внимания и памяти. | |
8 | Игры на развитие памяти. | |
9 | Игры на развитие пространственного мышления. | |
10 | Игры на развитие пространственного мышления. | |
11 | Игры на развитие восприятия. | |
12 | Игры на развитие наблюдательности. | |
13 | Раздел 3. Выделение признаков объектов. | |
14 | Выделение существенных признаков. | |
15 | Выделение существенных признаков. | |
16 | Узнавание объектов по заданным признакам. | |
17 | Выделение общих признаков групп объектов. | |
18 | Выделение общих признаков групп объектов. | |
19 | Деление объектов на группы по заданному основанию. | |
20 | Словесная характеристика группы объектов. | |
21 | Понятие сравнения. | |
22 | Виды сравнения. | |
23 | Нахождение причинно-следственных связей. | |
24 | Нахождение закономерности в числах и фигурах. | |
25 | Нахождение закономерности в буквах и словах. | |
26 | Решение логических задач. | |
27 | Раздел 4. Диагностика развития памяти. | |
28 | Диагностика развития внимания. | |
29 | Диагностика развития восприятия. | |
30 | Диагностика развития воображения. |
Учебно-методические средства обучения и воспитания по общеинтеллектуальному направлению
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2003.
- Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 2. –С. 36-42.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2001.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2006.
- Арасланова Е.В. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1-м классе. Киров, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование. Программа кружка « Знайка»
программа кружка...
Школьный тур олимпиады "Знайка" для 3 класса
В олимпиаду включены задания по всем основным предметам....
Знайка сегодня великий маг.
Презентация к уроку математики при изучении таблицы умножения...
Тест "Знайка"
Тест на знание английского алфавита, домашних животных,цветов....
советы Знайки
Материалы по воспитательной работе. Тесты....
Тест "Какой Я?" составлен к учебному пособию Г.К.Зайцева, С.А.Насонкиной "Уроки Знайки. Воспитай себя."
Тест "Какой Я?" составлен к учебному пособию Г.К.Зайцева, С.А.Насонкиной "Уроки Знайки. Воспитай себя."...