Мужество
классный час на тему
Тема: «Мужество и трусость. Каковы их последствия?»
Цель: формирование навыка критического анализа жизненных ситуаций, умения высказывать и отстаивать свои взгляды.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
-- У Ярослава Смелякова есть замечательные строки, с которых мне бы хотелось начать наш классный час:
Спервоначалу и доныне,
Как солнце зимнее в окне,
Должны быть все-таки святыни
В любой значительной стране?
-- Как вы считаете должны быть святыни, к которым должен стремиться каждый человек?
-- Да, конечно, этот вопрос нашего южно-уральского поэта на сегодняшний день звучит очень актуально. Нужны ли святыни современному человеку, который стремится добиться успеха любой ценой? Нужны ли святыни эпохе, которая сомневается во всем без исключения: в любви, вере, культуре, благородстве?
-- Но разве могут не волновать и сегодня нравственные категории, ставшие вечными?
-- Наш русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.
-- Главное на сегодняшний день – необходимость поиска и возвращения в нашу жизнь духовности. Библия говорит: «Беды приходят тогда, когда человек забывает заботиться о своей душе».
Если душа бьется, тоскует, вспыхивает страстью, озарена милосердием, добротой, значит, жив человек, значит, есть в нем человеческое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_muzhestvo.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мужество и трусость. Каковы их последствия?»
Цель: формирование навыка критического анализа жизненных ситуаций, умения высказывать и отстаивать свои взгляды.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
-- У Ярослава Смелякова есть замечательные строки, с которых мне бы хотелось начать наш классный час:
Спервоначалу и доныне,
Как солнце зимнее в окне,
Должны быть все-таки святыни
В любой значительной стране?
-- Как вы считаете должны быть святыни, к которым должен стремиться каждый человек?
-- Да, конечно, этот вопрос нашего южно-уральского поэта на сегодняшний день звучит очень актуально. Нужны ли святыни современному человеку, который стремится добиться успеха любой ценой? Нужны ли святыни эпохе, которая сомневается во всем без исключения: в любви, вере, культуре, благородстве?
-- Но разве могут не волновать и сегодня нравственные категории, ставшие вечными?
-- Наш русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.
-- Главное на сегодняшний день – необходимость поиска и возвращения в нашу жизнь духовности. Библия говорит: «Беды приходят тогда, когда человек забывает заботиться о своей душе».
Если душа бьется, тоскует, вспыхивает страстью, озарена милосердием, добротой, значит, жив человек, значит, есть в нем человеческое.
Как же предостеречь всех нас от опасности душевного очерствения, как усвоить и пополнить духовный багаж, накопленный предыдущими поколениями? Что поможет нам это сделать? Я думаю, что это скорее всего то, о чем говорит Василий Шукшин: Я хочу, чтобы наши люди… чаще привлекали бы для решения вопросов в тех или иных ситуациях совесть, силу своего сердца, мужество… – вот это не должно исчезать». Именно эти святыни помогают человеку оставаться человеком в самых немыслимых условиях, помогают любить жизнь, ценить ее радости.
-- И сегодня мне бы хотелось поговорить об одной из нравственных категорий, благодаря которой совершаются подвиги, и о противоположном качестве, оно очень часто встречается в нашей жизни.
И речь сегодня пойдет - Мужество и трусость. Каковы их последствия? И эпиграфом нашего часа я взяла слова какого-то мудрого человека:
Будь тверд –
И пускай надвигаются беды лавиной.
Ты все их осилишь отвагою львиной.
-- Каждый человек ставит себе цель, к достижению которой он стремится. Одному хотелось бы изобрести нечто нужное людям, другому – стать выдающимся мастером своего дела, третьему – завоевать спортивный разряд и достичь рекордов, четвертому – вызвать восторженные рукоплескания своей игрой на музыкальном инструменте. Есть цели и более скромные: получить высокую оценку за ответ на уроке, найти работу по избранной специальности, поступить учиться. Чтобы достичь той или иной цели, мы совершаем сознательные действия, одни действия совершаются легко, а другие – только после преодоления трудностей.
-- В чем же суть этих трудностей?
II. Проблемный блок
-- Мы очень часто задумываемся о жизни, задаем себе вопрос, почему это происходит так, а не иначе. А когда-нибудь вы задавали себе вопрос, С чем можно сравнить человеческую жизнь. Представьте себе на минутку, что вы не на занятии, а на свежем воздухе. Прекрасное летнее утро, может быть, и день. Вы сидите в лодке и управляете ею. У каждого из вас своя река и своя лодка. Никого рядом с вами нет.
1. Что собой представляет река?
2. Что вы будете делать?
3. А если река с сильным течением?
4. Каковы ее глубинные воды?
5. Что может происходить на поверхности реки?
6. Можно ли справиться с волнами, не будучи умным лодочником?
7. Как вы думаете, легко ли бороться с трудностями?
8. Какие качества для этого нужны? (предполагаются ответы – мужество, смелость, отвага)
III. Ролевая игра «Мой выбор»
Предлагаю детям обсудить следующую ситуацию: «Пусть каждый из вас представит, что он с одноклассником или одноклассницей нашел потерянный учителем листок с ответами на тесты, которые будут даны в классе на уроке» Ты и только ты должен решить, отдать этот листок учителю или нет.
-- Прошу одному из вас сыграть роль этого человека.
Второму – роль мужества, третьему – роль трусости.
Вывод по результатам игры:
Почему человеку было трудно сделать выбор, почему вообще возникают эти жизненные трудности? Давайте попробуем сформулировать причины жизненных трудностей.
Причины жизненных трудностей человека:
1. тебя могут неправильно понять;
2. ты рискуешь остаться в меньшинстве или в одиночестве;
3. ты должен отказаться от удовольствий;
4. ты должен принять болезненное решение для себя самого и для окружающих;
5. ты должен предвидеть последствия своих поступков для окружающих и для себя.
6. …
IV. Анализ ситуаций
1. Ребята, а в вашей жизни встречались ли подобные ситуации, где проявлялось то или иное качество: мужество или трусость? Может быть кто-нибудь сегодня во время этого серьезного разговора сможет рассказать об этом. Помните, ребята, что признать свои ошибки это тоже проявление мужества. (предполагаются примеры учащихся)
2. Рассмотрение предложенных ситуаций:
a) Ситуация 1. Ваш лучший друг или подруга поступают с вами несправедливо. Вам нужно расставить все точки над «и», но при этом вы не хотите терять своих друзей.
b) Ситуация 2. Вы совершаете плохой поступок и знаете заранее реакцию на него ваших родителей. Вы признаетесь сразу или будете оттягивать финал?
c) Ситуация 3. Самые лучшие друзья пытаются заставить тебя курить. Как ты поступишь?
Вывод после обсуждения:
Памятка
Как преодолеть жизненные трудности:
Учись управлять собой;
Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказать;
Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.
Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.
V. Рефлексия
-- Мы много сегодня говорили о мужестве и трусости.
И больше всего мне бы хотелось узнать какое же качество вам все-таки ближе и почему?
-- И я хочу, чтобы сделали это в форме синквейна.
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк.
В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример синквейна: МУЖЕСТВО
Благородное, безграничное.
Воспитывает, сохраняет, помогает.
Мужество подобно подвигу.
Честь.
-- Говорить о мужестве можно бесконечно. Главное, мужеству учиться, ведь учиться никогда не поздно. Поэтому продолжением памятки, которую вы получили, пусть станут слова Э. Асадова:
Учитесь мечтать, учитесь дружить,
учитесь милых своих любить
И жить горячо и смело.
Воспитывать душу и силу чувств
Не только труднейшее из искусств,
но сверхважнейшее дело!
- Позвольте, - воскликнет иной простак, -
Воспитывать чувства? Но как же так?
Ведь в столбик они не множатся!
Главное в жизни без лишних слов –
Это найти и добыть любовь.
А счастье само приложится!
Спорщики, спорщики! Что гадать,
Реку времён не вернете вспять,
Чтоб заново жить беспечно.
Так для чего повторять другим
Всех наших горьких ошибок дым,
Жизнь-то ведь быстротечна.
Нельзя, не учась, водить самолёт,
но разве же проще любви полет,
где можно стократ разбиться?
Веру, тепло и сердечность встреч
Разве легко на земле сберечь?
Как же тут не учиться?!
Учитесь, товарищи, уступать,
Учитесь по совести поступать
И даже в пиру – не упиться.
Не просто быть честным всегда и везде.
И чтобы быть сильным в любой беде,
Трижды не грех учиться.
С готовой, с красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек.
Ничто ведь само не строится.
Уверен, что скромником и бойцом,
отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся!
Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы,
Как в спорте, как в музыке, как в труде,
Тренаж нужен людям везде-везде.
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты,
любви и действительной доброты.
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание «Человек», -
Стоит, друзья, учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества посвященный 2 февраля.
Урок мужества "Через года, через века - помните!".Данный материал можно использовать для проведения уроков мужества посвященных 2 февраля....
Урок мужества
Классный час на тему " Никто не забыт-ничто не забыто"...
Урок-мужества Ничто не забыто ,никто не забыт
Воспитывать чувства любви, уважения к ...
Урок Мужества к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция, которую можно представить для ветеранов Великой Отечественной войны. Использованы стихи, песни о войне, отрывки из сочинений детей, исторические материалы о городе ...
"Час мужества пробил на наших часах: Курская битва".
Внеклассное мероприятие, посвященное День Победы....
Урок мужества "Город мужества и славы "
Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....