Зимующие птицы
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Габова Ирина Александровна

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Экологическая азбука" , тема "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx735.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности «Экологическая азбука»

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки-мозаики с фото зимующих птиц, ватманы форматом А3, конверты с материалами для создания плакатов,  презентация «Птичий дом»; запись пения птиц; корм для птиц.

Ход занятия

  1. Орг.момент.

Сегодня у нас занятие по  кружку «Экологическая азбука» будет проходить в форме исследования. Вы сегодня будете работать по группам.

- Какие правила работы в группе вы знаете?

На каждом столе лежат конверты с номерами и 1 большой лист бумаги. На него вы будете приклеивать информацию, которую будете узнавать в группе. Таким образом у вас получится 6 небольших информационных плакатов.

 

  1. Календарь природы

Мы с вами на кружке «Экологическая азбука» ведем календарь природы. Давайте отметим погодные условия на сегодняшний день. (дети по цепочке отмечают)

- Что теперь регулярно происходит с температурой? (понижается, становится холодно, минус)http://www.piponchik.ru/images/products/55/opt1/big/opt-10.jpg

  1. Введение в тему

       Действительно, зима вступает в свои права, дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят и сильно качаются на ветру. И живая и неживая природа меняют свой привычный режим существования. Обо всей природе мы сейчас поговорить не сможем, а поговорим лишь об одной группе представителей природы. Я буду называть ряд слов, если вы догадались о ком идет речь, то поднимаете руку.

Зимующие, городские, лесные, кочующие, перелетные, проводят большую часть жизни в воздухе, детеныши появляются из яйца, передние конечности  - крылья, тело покрыто перьями.

- Кто это? ПТИЦЫ.

Мы сегодня будем говорить о птицах.

- Где  мы уже говорили о птицах подробно? (на уроке окружающего мира)

- Они относятся к живой или неживой природе? Докажете (дети называют признаки)

      Знания с уроков окружающего мира мы будем использовать и сегодня на занятии.

Говорить мы будем не о всех птицах, а лишь о некоторых.

4. Задание №1 - ПАЗЛЫ

- Что это за птицы, вы узнаете выполнив 1 задание.

Конверт №1 – картинка мозаика. Соберете картинку, приклейте на лист.

Подобрала я этих 6 птиц не случайно. Сегодня мы будем говорить именно об этих птичках. А что их объединяет вы узнаете, послушав сказку.

СКАЗКА О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ.

Отцвело, отзвенело  красное лето птичьими голосами. Наступила осень. Букашки попрятались подальше от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?

Доктор – лесной дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно  погубителей деревьев – короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло, там мои гнезда. Не хочу бросать свой дом».

Сорока поддержала голубя, потому что тоже привыкла жить в городе.

Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других мелких птиц, которые с холодами прилетят из леса в город – синичек ,снегирей. Думаю, голода мы испытывать не будем».

Эти птицы стали зимующими.

Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, утка – улетели, потому что вода зимой замерзает, а они водоплавающие.

Скворцы, ласточка, кукушки и другие птицы, которые питались насекомыми, тоже улетели в теплые края, стали перелетными.

Один грач долго думал-думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.

С тех пор так и повелось, что одни птицы перелётные отправляются в теплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Часть птиц остаются в городе и ищут себе пропитание, называются они оседлые или зимующие.  Остались эти птички на попечение  людей, воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.

- Итак, что же объединяет птиц на ваших картинках, которые вы собрали? (зимующие птицы)

- Почему другие улетают? (нет пищи и холодно)

- Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Конечно же, голод. Например, в особо холодные зимы из 10 синичек выживает только одна. Остальные 9 погибают от голода.

- Кто же может помочь птицам зимой? (люди)

           Даже в сказке, которую мы только что прочитали  говорится о том, что птички остались на попечение людей. Попечение, значит забота. Чтоб люди заботились о зимующих птицах и воспитывали в себе тем самым доброту и чуткость, т.е. проявлять человечность, беспокоиться о птичках.

5.  Цель

- Кто из вас может помочь птичкам?

Помогать птицам совсем не сложно, важно только знать как им помочь. Сегодня мы с вами об этом и поговорим: как помочь разным птичкам зимой.

Как я уже сказала. Вам нужно будет сегодня работать в группах и узнавать о птичках информацию. Потому что надо знать какие птички прилетают к нашему дому, школе или даче, знать как заботиться о каждой из них. Ваша группа будет узнавать о какой-то одной птичке и всю информацию размещать на листе. В итоге у вас получится небольшой плакат о птичке, который будет содержать полезную информацию. У нас 6 групп и я взяла 6 самых распространенных птиц, которых вы сможете увидеть вблизи ваших домов, нашей школы.

6. Название птицы

Чтоб было понятно, о какой птице идет речь, надо будет определить название. Я вам в этом помогу. Я загадаю загадку, в которой речь будет идти об 1 птице, по описанию вы должны будете угадать, к какой группе относится эта загадка.

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг 
Подымает стрекот-крик. 
(Сорока)

Эта серенькая птица
Во дворах людей гнездится.
Серых пёрышек наряд.
Глазки бусинки блестят.
Прыг да скок и, чик-чирик, –
Суетлив и невелик.

(воробей)

Сизый - дикий, каждый знает.
И почтовым он бывает!
Очень нежный, очень смелый 
Символ мира – это белый.
(Голубь) 

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка 
И полоска шарфика. 
(Синичка)

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь) 

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

(Свиристель)

Как выглядят птицы и как они называются вы теперь знаете.

Из конвертика №2 достаньте  эту загадку и название птицы. Приклейте на лист.

7. Звуки птиц

Следующее интересное, что бы я хотела вам поведать о птицах – это звуки, которые они издают. Записать на ваш лист мы это не сможем, будем только слушать. Проверю ваше умение слушать.

Пением это можно назвать не у всех, но послушать будет интересно. Я включаю звук какой-то птицы, а вы послушаете. 3 из них вам будет угадать легко.

Теперь вы сможете узнавать о том, что пернатый друг прилетел, и по звуку.

8. Следы птиц

А представьте, что вы птичку не заметили, но заметили на снегу вот это.

http://zoomet.1gb.ru/osh/osh60.gif

Что это? (следы)

В конверте №3 у каждой группы лежит по 3 карточки. Из всех карточек вам нужно будет выбрать 1, где по вашему изображены следы вашей птицы. Вам нужно будет пояснить свой ответ.

Приклейте картинку с правильным ответом на ваш плакат.

Теперь, по свежему выпавшему снежку и следам на нём вы сможете попытаться догадаться, кто уже к вам наведывался из птиц.

9. Кормушка

Продолжаем узнавать дальше.

У нас с вами было занятие, где мы говорили о птичьих домах. И поняли, что кормушки ошибочно называют птичьим домом.

- Это верно? (нет)

Точнее их назвать столовой для птиц. Совсем недавно в школе и в данное время в детской библиотеке проходит конкурс-акция, на который вы изготавливали кормушки. В нашем классе 11 ребят с родителями сделали кормушки на конкурс. Давайте посмотрим на эти работы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Какая из этих кормушек лишняя? (у Вани)

- Почему? (Потому что это скворечник)

 Он птичкам пригодиться весной, чтоб в темноте, в безопасности вывести птенцов.

А птички, которых прилетают в кормушку кушать, очень пугливы. Кормушки для зимующих птиц нужно строить такие, чтоб они могли туда легко влететь и вылететь, нужно несколько входов-выходов, чтоб птичка не боялась туда залететь и там не должно быть темно.

- Каких по размеру птичек чаще всего можно увидеть у кормушек? (небольших)

Хотя и голуби, и сороки – крупные птицы, они могут покружить около кормушки, но чаще всего они  клюют пищу с земли. Корм им сыпать нужно не в сугробы, не на пушистый снег, а лучше на очищенные от снега дорожки, открытый асфальт или специальные низкие кормушки, просторные и крепкие. Если насыпать корм для мелких птиц в кормушку, то так же необходимо убирать оттуда снег.

10. Корм

          Птички эти все разные, размеры у них тоже разные, корм они предпочитают клевать тоже разный. На столе выложены различные  пакетики с кормом для птиц. Чтобы узнать, какой корм подходит вашей птичке, вам нужно будет сначала прочитать текст из конверта №4. Выберите в группе человека, который лучше читает и поручите ему прочесть текст о питании вашей птицы. После этого подойдите к шкафчикам и выберите те пакетики с пищей, о котором написано в вашей карточке. Сумейте договориться, чтоб не взять лишнее.

Воробей:  пшено, овес, хлебные крошки, геркулесовые хлопья.

Синица: сало, семена подсолнуха, тыквы, арбузные семечки, семена дыни, орехи, геркулесовые хлопья.

Снегирь: рябина, калина, клюква, семена подсолнуха, тыквы, семена шишек

Голубь: семена подсолнуха, хлебные крошки.

Сорока: все, что найдет на мусорке + хлебные крошки, орехами, семенами различных растений  и плодами на деревьях.

Свиристель: рябина, клюква, семечки дыни, арбуза, подсолнуха.

Вы выбрали пакетики, наклейте их на свой плакат.

Итак, наши плакаты заполнены. Мы с вами наполнили их достаточной информацией про каждую птицу. Нас работало 6 групп, вы сможете познакомиться с работой других групп.

11. Итог

Чтобы подвести итог я вам предлагаю продолжить мою фразу:

  • На занятии я узнал…
  • Самое интересное было…
  • Теперь я знаю…
  • Каждый день мы с одноклассниками будем…

Ребята, я призываю вас сделать кормушку для птиц вблизи своего дома. Около школы висит достаточное количество кормушек. Но самое главное не забывать туда насыпать корм. Если вы хотите понаблюдать за красивыми птичками, их повадками, послушать их пение, то вы легко сможете приучить их прилетать к месту их зимнего кормления. Ведь 1 кормушка за зиму может прокормить 50 синичек, а 1 синичка спасает от вредителей-насекомых целых 10 деревьев. А ведь деревья как известно дают нам кислород и 1 дерево обеспечивает кислородом 3 человека. Это очень полезная птичка.

Если начал птиц кормить, 
Ты уж не бросай.
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!

Так доверчивы они,
Верят нам, как дети..
Помни, ты их приручил,
мы за ним в ответе.

Результаты нашего занятия

https://pp.vk.me/c836435/v836435805/15ae2/7SO2svaKV7k.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ

(материал для конвертов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Где зимуют зимуют птицы?

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...


 

Комментарии

Шарандак Инна Борисовна

Отличный материал, Спасибо Ирина Александровна. Использовала и на уроках чтения и окружающего мира