" Школа-наш дом"
рабочая программа на тему

Титова Ирина Юрьевна

 Программа воспитательной работы " Наш- дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы      «Школа - наш дом»

                                                                                    Автор : Титова Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают такие задачи, как формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового  воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
 Программа развития воспитательной системы «Школа - наш дом»» – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику  содержания внеучебной и внеклассной воспитательной работы школы, особенности организации, кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса.
В связи с изменениями в российском обществе, в системе школьного образования педагогический коллектив считает актуальным внедрение программы « Школа- наш дом» через гражданско-правовое и духовно – нравственное воспитание школьников.
  В основе механизма социализации личности школьника  лежит активная преобразующая деятельность детей, посредством которой происходит включение их в жизнь тех или иных сообществ, формирование социальных связей, развитие систем ценностных и социальных ориентаций.
 Итоги воспитательной работы  за  последние три года свидетельствуют о том, что в школе заложены условия для реализации программы  «Школа - наш дом»: создана организационно-нормативная база, обновлено научно-методическое обеспечение воспитательного процесса,   педагогический коллектив находится в состоянии постоянного совершенствования своего профессионализма, имеется поддержка родителей и общественности.
 Предлагаемая программа направлена  на дальнейшее развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежат  известные принципы педагогики сотрудничества:
  -  переход от педагогики требований к педагогике отношений;
   -гуманно-личностный подход к ребенку;
   - единство воспитания и обучения.
Программа направлена на развитие потенциальных возможностей ребенка, формирование его  социального опыта.
 Реализация воспитательной программы «Школа- наш дом»»   (с 1 по 11 класс) позволит   осуществить  переход школы на более высокий уровень культуры воспитательных и образовательных процессов, повышение качества ЗУН учащихся и профессионализма педагогов.

Общие положения
Воспитательная программа Бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» Должанского района Орловской области района  определяет цели воспитания с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов обучающихся и их родителей.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
• Закон РФ «Об образовании».
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
• Конвенция о правах ребенка.
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
• Устав Бюджетного образовательного  учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа»
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.
Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.
Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы.
Цель воспитательной программы: 
Создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде, воспитание у учащихся гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и  религиозной терпимости.
Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка;
создать условия для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Данная программа может быть рассчитана не на один год, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
 Воспитание
 на основе общечеловеческих и научных ценностей, усиление внимания к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию.
 Формирование высоких нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности и др.

 Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию.

 Совершенствование системы трудового воспитания школьников, с ориентацией на новые социально-экономические условия.

 Создание
 условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья обучающихся школы, формирование здорового образа жизни.
 Координация деятельности и взаимодействия
 всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.
 Сотрудничество с семьями обучающихся, работа с родителями.

 Формирование
 интереса обучающихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, – формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы.
 Развитие школьного самоуправления.

 Развитие материальной базы и инфраструктуры воспитательной работы.

Основные направления воспитательной деятельности:

 

Направление воспитательной работы

 

 

 

Название

 

 

Спортивно-физическое, ЗОЖ

 

 

«Безопасность и здоровье»

 

 

Гражданско-патриотическое, правовое,нравственное

 

 

«Я и моё отечество»

 

 

Семейное воспитание

 

 

«Семья»

 

 

Организация учебно-познавательной деятельности

 

 

«Ученье – свет»»

 

 

Эстетическое

 

 

«Мир твоих увлечений»

 

 

Экологическое

 

 

«Будем жить в ладу с природой»

 

 

Профессиональное самоопределение обучающихся

 

 

«Я и мой выбор»

 

 Концептуальные ориентиры Программы
                                                   Лицо у каждой школы есть свое,
                                                   А нашу школу трудно не узнать.
                                                   Всегда быть первой – вот девиз её!
                                                   Всегда вперед к успеху!
                                                   Так держать!
Миссией школы является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу обучающихся, в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями. Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем свою модель воспитательной работы.
Новая школа должна создать новую систему стимулирующего и педагогически целесообразного влияния на жизнедеятельность обучающихся, служащего целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов школьников, их прав на свободный выбор видов и форм внеучебной деятельности, развития принципов природосообразности и культуросообразности как основы воспитательного процесса. 
В основу системы воспитания педагогический коллектив школы считает необходимым положить следующие исходные принципы:
1) принцип гуманистического воспитания;
2) принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
3) принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у обучающихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
4) принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
5) принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
6) принцип толерантности.
  Основой содержания воспитательного процесса являются общечеловеческие и национальные культурные ценности, ведущие идеи воспитывающей деятельности:
. ВОЗВЫШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКРУГ НЕГО КУЛЬТУРНОЙ МИКРОСРЕДЫ И ОСОЗНАНИЯ ИМ УНИКАЛЬНОСТИ И САМООЦЕНКИ СВОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ;
• ПОМОЩЬ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ И ВЫСОКИХ, ЧЕМ ЕСТЕСТВЕННЫЕ, ПРИРОДНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВОЗРАСТОМ.

Для осуществления этих принципов необходимо применять диагностические методики, помогающие изучить познавательные интересы, возможности, склонности учащихся, предоставить им широкий выбор секций, кружков, объединений, стимулирующих проявление инициативы. Педагоги должны корректировать и регулировать выбор, советовать, рекомендовать, проводить диагностику развития и необходимую коррекцию условий и ситуаций развития.
Эффективным средством воспитания должно стать ученическое самоуправление как совместная деятельность педагогов и обучающихся по управлению деятельностью своего учебного коллектива.

.

 

Цели и задачи воспитательной работы
Цель воспитательной работы – создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде, воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и  религиозной терпимости.
 Создать условия для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.

1. Основные направления воспитательной деятельности

1.0 Трудовое воспитание
Трудовое воспитание школьников реализуется через общественно - полезную работу, участие в работе трудового десанта.
Организация деятельности трудового воспитания направлена на выполнение следующих воспитательных задач:
 Воспитание у обучающихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края.

 Реализация экологического воспитания.

 Укрепление здоровья.

 Формирование трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов.

 Соединение теоретического обучения с практикой.

 Формирование и воспитание всесторонне развитой личности.

 Подготовка обучающихся к активной трудовой деятельности.

 Привлечение общественности к процессу трудового обучения и трудового воспитания.

 Подготовка к сознательному выбору профессии.

1.1 Патриотическое и гражданское воспитание Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества.
Заполняя с раннего детства духовный мир подростка такими высокими понятиями, как «Родина», «Отечество», «Россия», государство воспитывает полноценных граждан.
Педагогический и ученический коллектив ставит перед собой двуединую задачу: воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека и воспитание патриотизма в подлинном смысле этого понятия, воспитание любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории.
Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому к задаче патриотического воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.
Патриотическое воспитание ставит своими задачами:
 расширение
 кругозора школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа, а также развитие интеллектуальных способностей обучаемых, чувства коллективизма;
 пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;

 воспитание чувства патриотизма с помощью достижений русского искусства, фольклора;

 развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;

 совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;

 формирование
 здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (имеется в виду здоровье физическое, психическое и социальное);
 приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство.

 

Основными направлениями работы являются:
- изучение истории своего села;
- коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы: участие в социальных, благотворительных, краеведческих акциях; 
- праздники общешкольные: День Знаний, День Защитника Отечества, Праздник Осени, День пожилого человека, Новогодние праздники, Татьянин день, Всемирный день борьбы с курением, День победы, спортивные праздники, «Зарница», митинги Памяти;
- устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, походы по родному краю, спортивные турниры по различным видам спорта, дни здоровья, участие в районных соревнованиях и туристическом слёте, пропагандистская работа по здоровому образу жизни, поездки;
- работа по правовому воспитанию;
- выпуск классных газет;

1.2 Формирование здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения
Направления работы:
-     Формирование системы знаний о здоровье сбережении.
- Спортивно-массовая работа.
- Экологическое воспитание.
- Совместная деятельность по профилактике правонарушений, преступлений, зависимого поведения несовершеннолетних с  РОВД.
- Совместная деятельность с ГИБДД.
Плановый медицинский осмотр квалифицированными специалистами  из ЦРБ.
Формирование системы знаний о здоровьесбережении решается на уроках, через систему классных часов, консультаций специалистов, тематических вечеров, викторин.
Практические навыки формируются при работе трудовых объединений, проведении спортивных мероприятии, праздников, слетов и т.д.
Одним из важных факторов укрепления физического, нравственно-психического здоровья обучающихся является спортивно-массовая работа, которая реализуется через работу спортивных секций:  общей физической подготовки для разных возрастных групп.
Экологическое воспитание школьников реализовывается через природоохранную работу, в том числе школьное лесничество, экологический кружок, классные мероприятия, праздники, общешкольные туристические слеты, исследовательские проекты, участие в конкурсах, выставках.
 
1.3 Эстетическое воспитание
Осуществляется через работу классных руководителей с обучающимися, вовлечение их в занятия в кружках, секциях и участие во внеклассной работе по предметам.

1.4 Внеурочная деятельность
Программа внеурочной деятельности реализуется через:
 Трудовые объединения и трудовой десант.

 Общешкольные 
 традиционные мероприятия (спартакиада школьников, спортивные праздники, походы, экскурсии, туристический слёт, дни здоровья, месячник военно-спортивной работы, мероприятия, посвященные Дню Победы, и др.).
 Мероприятия, намеченные Советом школы, классными коллективами, органами ученического самоуправления.

 Участие в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, смотрах, выставках, акциях.

1.5 Школьное самоуправление
Участие школьников в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них.
Общественное самоуправление школой осуществляют следующие структурные подразделения:
 Общее собрание трудового коллектива.

 Управляющий Совет школы.

 Педагогический совет.

 Родительский комитет школы.

 Совет старшеклассников.

Деятельность общественного самоуправления школой строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, гласности, открытости. Оно обеспечивает представление интересов детей и взрослых, права учителей, учащихся и их родителей; оптимальное сочетание единоначалия и участия в управлении общественности, коллективного принятия решений и персональной ответственности за их выполнение и результаты.

1.6  Работа с родителями
Важным звеном воспитательной работы школы является работа с родителями как с наиболее заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачами такой работы являются:
- просвещение родителей в вопросах семейной педагогики;
- распространение новостей и пропаганда идей, связанных с развитием инновационных процессов в школе;
- привлечение родителей к активному участию в общественной жизни школы;
- изучение общественного мнения с целью выяснения степени удовлетворенности школой.
Решение этих задач реализуется через следующие мероприятия:
- общешкольные и классные родительские собрания;
- работа родительского комитета и участие родителей в работе Совета школы;
- организация постоянно действующей консультационной службы для родителей;
- ежегодные отчеты перед родителями и представителями общественности о результатах работы за год и ходе реализации Программы развития;
- выставки творческих и исследовательских работ учащихся для родителей;
- мероприятия, организуемые и проводимые школой для родителей и жителей села;

2. Механизмы реализации Программы

6.1 Мероприятия, направленные на реализацию Программы:
- Ежегодно  педагогом-организатором совместно с классными руководителями разрабатывается план воспитательной работы, который обсуждается на Совете школы и утверждается директором школы.
- Вопросы воспитательной работы школы регулярно обсуждаются на педагогических советах.
- Организуется работа МО классных руководителей.
- Педагогические исследования в целях совершенствования и корректировки воспитательной работы.
6.2 Организация внутришкольного контроля
Контроль реализации Программы осуществляет администрация школы в форме обязательного присутствия на всех общешкольных и некоторых классных мероприятиях, проверки документации, собеседований и др. Результаты контроля обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заместителе директора и директоре.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по планированию, организации разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни;
Сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных;
Социализация личности, формирования у неё активной жизненной позиции, развитие лидерского потенциала;
Формирование нравственных качеств личности: коллективизма, ответственности, забота о младших, окружающей природе;
Формирование положительного имиджа детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...