Классный час "Всемирный День правовой защиты детей" (3 класс)
методическая разработка (3 класс) на тему

Маркова Вера Васильевна

Классный час в 3 классе коррекционной школы - интернат проводился  с целью

1. Познакомить с основным законом - Конституцией России и предстоящим праздником Днем правовой защиты детей.

2. Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права.

3. Формировать представления о правах и обязанностях школьника.

4.  Воспитывать любовь к своей Родине.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_vsemirnyy_den_pravovoy_pomoshchi.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 а  классе, посвященный всероссийскому Дню правовой защиты детей

Дата проведения: 17.11.2016

Учитель начальных классов: Маркова Вера Васильевна

Ц е л и:

1. Познакомить с основным законом - Конституцией России и предстоящим праздником Днем правовой защиты детей.

2. Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права.

3. Формировать представления о правах и обязанностях школьника.

4.  Воспитывать любовь к своей Родине.

Ход классного часа (СЛАЙД -1)

Звучит Гимн России

У ч и т е ль. Мы начинаем наш классный час, посвященный 20-летию создания Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. СЛАЙД – 2

У каждой страны есть свой президент и свои государственные символы (Кто знает?)

Государственные символы России (президент, герб, флаг, гимн)  СЛАЙДЫ 3-6

12 декабря 1993 года  была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых важных государственных праздников России. Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, соединяя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.              

СЛАЙД 3

Конституция является ядром всей правовой системы России.

- Что вы знаете о Конституции? (ответы детей)

-Да, Россия отмечает в этом году 20-летие создания Конституции.

-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

СЛАЙД - 7

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое – законы?

СЛАЙД – 8 (законы, права)

 Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. 2. Знакомство с Конституцией.

У ч и т е ль. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? -

 В Конституции записаны права наших граждан.( Вопросы к детям- какие?) такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.

2. Права и обязанности

- А что же такое - право?

 Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. Права ребенка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.

-  Как вы думаете, когда у человека возникают права?  (с рождения) (конвенция о правах ребенка)

 Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

- Кто такой ребёнок? Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).СЛАЙД 9

 - Сейчас мы поиграем.

Дети будут выступать, а вы отгадывать, какие это права

Сценки и стихи: «Федорино горе», «Айболит», «Три поросенка». После того, как отгадали - слайд

1. Имена (4 «б»)

А теперь поиграем в игру «Назови имя». У каждого ученика стихотворение.

Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая ….(Зина)

Непонятно кто из нас

Поступает в первый класс:

Мама или я

Новиков….(Илья)

 

Мама работала

В вечернюю смену,

Мама ушла,

Поручила мне ….(Лену)

Елку новогоднею

Дедушка принес.

Он был не просто дедушка,

А классный Дед ….(Мороз)

Пробило пять часов утра,

Проснулась младшая сестра,

Кричит: «Чего вы спите?»

Пора вставать….(Никите)  СЛАЙД 10 - право на имя

2. Колобок

Познакомимся с  другим правом на примере сказки «Колобок» (Ребенок рассказывает отрывок - конец) Какое право нарушила лиса? СЛАЙД 11- право на жизнь

3. Федорино горе

- Откуда вы, гости, милые?

- Из сказки «Федорино горе»

- Что с вами случилось? И ответило корыто:

Корыто: на Федору я сердито!

В.В. Вед: И сказала кочерга:

Кочерга: Я Федоре не слуга!

В.В. Вед: и тарелки вьются, вьются, а Федоре не даются

Тарелки: Лучше в поле пропадем, а к Федоре не пойдем!

Таз: Да!!!!

В.В. Вед: промолвил медный таз.

Таз: Поглядите вы на нас: мы поломан, побиты, мы помоями облиты.

В.В. Вед: и ответила посуда:

Все хором: было нам у бабы худо.

Тарелка:  Не любила нас она, била, била нас она.

                Запылила, закоптила, загубила нас она.

Чашка: от того-то мы от бабы убежали как от жабы

Блюдце: и гуляли по полям, по болотам и лугам

Все: а к неряхе-замарахе,  не воротимся!  

               В.В. Вед: ребята, жалко вам посуду? Обратите внимание, что посуда тоже имеет право (выражать свое мнение). И она высказала его. Изменилась ли Федора после этого? (да)

Федора: «Уж не буду………..и любить и уважать»

О каком праве дети рассказали? (на свое мнение)

 СЛАЙД 12 – право на собственное мнение

4. Буратино – загадки СЛАЙДЫ 13-17

Каждый ребенок учиться в школе, читает, пишет, играет с друзьями. У него есть «волшебные друзья», которые помогают им учиться. Кто они отгадайте.

1). Стоит дом, кто в него войдет, тот и ум приобретет (школа) №13

2). Тридцать три сестрички ростом невелички, ели знаешь их секрет, то на все найдешь ответ (буквы). №14

3). Грамоты не знаю. А весь век пишу (ручка) №15

4). не куст, а с листочками, не рубашка. А сшита, не человек, а рассказывает          (книга) № 16

5). До чего же. Скучно, братцы, на чужой спине кататься!. Дал бы мне кто пару ног, чтобы сам я бегать мог. №17

СЛАЙД 18-  Право на образование

5. Айболит 

                  «Ай, ай!

                Мой зайчик попал под трамвай!

                Мой зайчик, мой мальчик,

                Он бежал по дорожке,

                И ему перерезало ножки!

                И теперь он больной и хромой

                Маленький заинька мой!

                И сказал «Айболит: «Не беда»

                Подавай-ка его сюда!

                Я пришью ему новые ножки,

                Он опять побежит по дорожке».

                И принесли к нему зайку,

                Такого больного, хромого,

                И доктор пришил ему ножки,

                И заинька прыгает снова. СЛАЙД 19 – право на лечение

6. Три поросенка

А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова. «Жили были на свете три поросенка, три  брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми розовыми хвостиками. .Даже имена у них были похожие. Звали поросят: Наф –Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.(появляются поросята) Наф-Наф уже несколько дней  был занят постройкой. Он натаскал камней, замесил глину, и теперь не спеша, строил дом, в котором можно было бы укрыться от дождя и мороза. Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы Волк из соседнего леса не мог к нему забраться. Ниф-Ниф и  Наф-Наф застали брата за работой

Ниф-Ниф: Ха- Ха- Ха ! Что за дом ты построил? Это дом для поросенка  или крепость?

Нуф-Нуф: Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать?

Наф-Наф: Дом я строю из камней,

Из камней, из камней,

Поросят я всех умней,

Всех умней, всех умней.

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь,

Эту дверь, эту дверь!  СЛАЙД 20 – право на свое жилье

 СЛАЙД 21

- Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления .

2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

- Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав: 

4. Путешествие по стране Правознайке.

У ч и т е л ь. На основе полученных знаний, повторить  некоторые права, нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы учащимся

 СЛАЙД - 22

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе денным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

СЛАЙД - 23

На этом слайде 3 права: Право на бесплатное образование. Право на свободный труд, защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища.

У ч и т е ль. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

СЛАЙД - 24

У ч и т е л ь. - Какие же права есть у вас, школьников?

У ч е н и к:

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

У ч и т е ль. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

СЛАЙД - 25

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.) Обязанности:

1. Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников).

2. Культурно вести себя в классе, школе и за их пределами.

3.  Ходить опрятным; выполнять устав школы.

Продолжат тему учебы 2 ученика (стихи)

 

Работа по карточкам (закрепление темы) Какое право к какой сказке относится? Затем проверка СЛАЙД 26

У ч и т е ль. Вот и подходит к концу наш  классный час, посвященный  Конституции РФ.  Давайте подведем итог.

Блицопрос (СЛАЙД -27) Что же вы узнали?

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России- Конституции.)

 3. Какие государственные символы России?

В заключение нашего классного часа стих:

Воспитатель:  Мы прекрасно понимаем:

                         Кто с детства трудности преодолевает,

                         Судьбой своей тот управляет.

                         И тот, кто учится отлично в школе,

                         Характер закаляет свой и волю.

                         Мы знаем о законе мало,

                         Не больше всех иных,

                         Мы знаем, делать нужно то,

                         Что благо для других.

Подарки на каждый класс

                          СЛАЙД – 28 песня «Солнечный круг»

                      

Право на жизнь                                                  «Дюймовочка»

Право на имя                                                           «Колобок»

Право на образование                                       «Федорино горе»

Право на собственное мнение                              «Буратино»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Всероссийский День правовой помощи детям".

Классный час "Всероссийский День правовой помощи детям"....

классный час на тему: "Всемирный день правовой помощи детям"

классный час на тему: "Всемирный день правовой помощи детям"...

Классный час. Всероссийский День правовой помощи детям.

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который по-мог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром дете...

Классный час "День правовой помощи"

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Ко...

Классный час «День правовой помощи детям»

Данная разработка позволит обобщить знания детей об основных правах ребенка....

День правовой помощи детям (презентация)

Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность человеку действовать по своему усмотрению или получать определённые блага....