Классный час «Толерантность спасет мир»
классный час (4 класс) на тему

познакомить учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная» и                      

          «интолерантная» личность, историей возникновения толерантности;

          - развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;

          - развивать навыки толерантного обшения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Толерантность спасет мир»58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 имени О.А. Морозова»

Классный час в 4 классе

«Толерантность спасет мир»

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Миненкова Татьяна Николаевна

г. Ефремов

Цель: формирование толерантных установок у учащихся.

Задачи:

          - познакомить учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная» и                      

          «интолерантная» личность, историей возникновения толерантности;

          - развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;

          - развивать навыки толерантного обшения

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, кружки красного и черного

            цветов, музыкальная фонограмма, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей,                                                                    

            цветные карандаши, фломастеры, 2 конверта с качествами личности, ватман с

            изображением дерева, памятки учащимся «Толерантность спасет мир», плакат

             «Мир всем народам на свете!»

                               

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- Дорогие ребята! Этот классный час мне бы хотелось начать с высказывания Б. Шоу.

                                                             

СЛАЙД № 2

   

- И действительно, набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще слышим слова: беженец, теракт, заложники, жертва насилия…

   Сегодня мы попытаемся разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране и в нашей школе, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы живем в большой многонациональной стране. На территории Российской Федерации проживают десятки разных народов и национальностей: русские, татары, мордва, буряты, эвенки...

   Сейчас невозможно найти ни одну страну в мире, на территории которой проживали  бы только коренные жители. И в нашей стране, да и в Тульской области, можно встретить и африканца с черной кожей, и представителя  Азии с желтой кожей. Россияне тоже проживают в разных странах мира.

Исторически так сложилось, что Тульская область – многонациональная территория. Сегодня на Тульской земле живут представители более 120 национальностей и народностей.

СЛАЙД № 3

УЧИТЕЛЬ

  - Мы как хозяева своей страны должны относиться терпимо и уважительно к приезжим, даже если они чем-то отличаются от нас.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЖ. РОДАРИ «ВСЕМИРНЫЙ ХОРОВОД»  

                                                     

СЛАЙД № 4

1УЧЕНИК

   Стихи для ребят

   Всех народов и стран:

  Для абиссинцев и англичан,

  Для испанских детей

  И для русских, шведских,

  Турецких, немецких,

  Французских,

  Негров, чья родина –

  Африки берег,

  Для краснокожих обеих Америк.

  Для желтокожих,

  Которым вставать

  Надо, когда мы ложимся в кровать,

  Для эскимосов, что в стужу и снег

  Лезут в мешок меховой

2 УЧЕНИК

  На ночлег;

  Из тропических стран,

  Где на деревьях

  Не счесть обезьян;

  Для ребятишек

  Одетых и голых –

  Тех, что живут

  В городах и селах…

  Весь этот шумный,

  Задорный народ

  Пусть соберется в один хоровод.

  Север планеты

  Пусть встретится с Югом,  

  Запад – с Востоком,

  А дети друг с другом.

 

УЧИТЕЛЬ

   - О чем это стихотворение?

   (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.)

  -  Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

   (Чтобы не было войны на Земле, все жили счастливо.)

УЧИТЕЛЬ

   - В настоящее время наиболее остро встает вопрос о воспитании толерантной личности, умеющей уважать, любить, понимать людей, умело разрешать конфликты.

   Президент нашей страны Д. Медведев сказал:

СЛАЙД № 5

УЧИТЕЛЬ

   - Не всем, может быть, знакомо понятие «толерантность», и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.

СЛАЙД № 6

   ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ЯВЛЕНИЯ.

УЧЕНИЦА

   - Я немного расскажу из истории возникновения толерантности.

   На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющем интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

УЧИТЕЛЬ

  -  В 1995 году была принята декларация принципов толерантности.

СЛАЙД № 7

   16 ноября (в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея организации ЮНЕСКО) был объявлен Международным Днем Толерантности (терпимости).

СЛАЙД № 8

УЧИТЕЛЬ

   - Что же такое толерантность?

УЧЕНИК

  Толерантность. Что это такое?

   Если спросит кто-нибудь меня,

   Я отвечу: « Это все земное.

   То, на чем стоит Планета вся.»

   Толерантность - это люди света

   Разных наций, веры и судьбы

   Открывают что-то, где-то,

   Радуются вместе. Нет нужды

   Опасаться, что тебя обидят

   Люди цвета, крови не твоей.

   Опасаться, что тебя унизят

   Люди на родной земле твоей.

   Ведь Планета наша дорогая

   Любит всех нас: белых и цветных!

   Будем жить, друг друга уважая!

   Толерантность – слово для живых!

УЧИТЕЛЬ

   - Каждый из нас понимает слово «толерантность» по-своему. Четкого однозначного толкования этого термина нет.

СЛАЙД № 9

УЧИТЕЛЬ

   - Какое из определений вам импонирует более всего? Почему?

   -Что же объединяет эти определения?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ

   - Все люди на Земле разные. И религии у них тоже разные. Но вы вчитайтесь в следующие строки и постарайтесь найти общие моменты.

СЛАЙД № 10

   (Ответы детей)

   

СЛАЙД № 11

СЛАЙД № 12

УЧИТЕЛЬ

   - Проблема толерантности уходит своими корнями  глубоко в древность и остается актуальной  по сей день.

   - Как вы думаете, почему?

(Объяснения детей)

   - Убедиться в этом мы сможем, прочитав высказывания мудрецов.

СЛАЙД № 13

УЧИТЕЛЬ

   - Проблема толерантности волновала не только великие умы, но и простых людей. Это нашло отражение в пословицах.

   - Какой общий смысл есть в них?

СЛАЙД № 14

( УЧАЩИЕСЯ – Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение, традиции других. Они должны быть толерантными друг к другу.)

ОБРАЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ. (Работа в группах)

УЧИТЕЛЬ

   _ У толерантности должно быть свое лицо. Как вы думаете, как она должна выглядеть? Давайте попробуем составить ее портрет.

   (Учащиеся могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из пластилина, использовать маски, фотографии, мягкие игрушки (все это лежит на столе.))

ЗАЩИТА ОБРАЗА ТОЛЕРАНТНОСТИ.

  (Работы вывешиваются на стенд. Дети защищают свои работы: читают стихи, высказываются, поют песни и т. д.)

УЧИТЕЛЬ

   - Образ толерантности мы составили, давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантными  качествами.

КАЧЕСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ. (Работа в группах)

УЧИТЕЛЬ

   - Ребята, у вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение,

                       понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие,

                       бестактность, сердечность, хвастовство, зазнайство, благосклонность,

                       уважение.

Конверт № 2: миролюбие, прощение, уважение, вспыльчивость, милосердие, диалог,

                       раздраженность, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, ложь,

                       сотрудничество, сострадание, скупость, согласие, зависть, доброта.

(Команды наклеивают на плакат цветик-семицветик, где на его лепестках прикрепляют качества толерантной личности.)

УЧИТЕЛЬ

   - Какие черты личности мешают быть толерантным?

   -Попробуйте дать название личности, которой присущи оставшиеся качества.

  (Высказывания учащихся)

СЛАЙД № 15

   УЧИТЕЛЬ
  - Терпимо надо относиться и к своим одноклассникам. У каждого свои недостатки и достоинства. И вы должны научиться жить в мире и согласии со своими товарищами, помогать им в трудной ситуации, радоваться вместе с ними.

ТЕСТ «НАСКОЛЬКО Я ТОЛЕРАНТЕН?»

   

УЧИТЕЛЬ

   -Давайте попытаемся выяснить, насколько мы толерантны. Только отвечать надо честно. У вас на столе лежат красные и черные кружки. Если вы выбираете первый ответ – вправо откладываете черный кружок, если второй – слева красный кружок.

                                              СЛАЙД №16

1. Для того, чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда

     б) нужно понять, почему они происходят

2. В школе проходит акция «Милосердие» …

     а) это тебя не интересует

     б) пытаешься, чем можешь, помочь

3. Ты не согласен с кем – то…

     а) ты не слушаешь его, не даешь ему договорить

     б) ты все-таки слушаешь его

4. У тебя в классе беженец из другой республики…

     а) ты не общаешься с ним

     б) помогаешь ему влиться в классный коллектив

5. Ты противостоишь насилию…

     а) насилием

     б) ты присоединишься к другим людям, чтобы сказать «нет»

- Посчитай количество кружков каждого цвета.

 

                                                  СЛАЙД № 17

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

Все кружки красные – Прекрасно! Ты проявляешь хорошую толерантность. Объясни своим друзьям, как это у тебя получается.

2-3 красных кружка – Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязывать свои идеи, но проявляешь любознательность, у тебя хорошее воображение. Используй свои качества для борьбы с не толерантностью.

1-2 красных кружка – Беда! Ты совсем не толерантен. Приложи усилия! Работай над собой!

ИГРА «ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ».

   - Продолжите фразу «В моем классе…»

(Дети добавляют качества своих учеников)

УЧИТЕЛЬ

   - У нас получился портрет нашего класса.

ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ РУКА».

УЧИТЕЛЬ

   - Обведите на листе бумаги свою руку. Напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке то, что хотелось бы изменить в себе.

СЛАЙД № 18

   УЧИТЕЛЬ

   - Мы разные, но мы все вместе. Мы – классная семья. Хочется, чтобы в этой семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор. У нас только 4 класс, и мы постараемся построить в будущем настоящий толерантный класс. Мы изменимся сами в лучшую сторону, поможем измениться товарищу. И, может быть, тогда мир станет светлее и добрее.

1 УЧЕНИК

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

2 УЧЕНИК

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

ВСЕ ХОРОМ

Если каждый  друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

УЧИТЕЛЬ

   - Теперь давайте встанем все вместе в круг, положим руки друг другу на плечи. По моей команде сделайте шаг к центру. Весело скажем все:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

УЧИТЕЛЬ

   - В США в День Толерантности ежегодно 16 ноября создают вертушки. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.

   У нас в России чаще всего «выращивают» дерево толерантности, на листьях которого дети также оставляют свои пожелания и рисунки.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

  (Ученики на бумаге в форме листочка какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева. Рисунок вешается на стенде.)

УЧЕНИК

Люди на свете рождаются разными:

Непохожими, разнообразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

СЛАЙД № 19

   (Оформляется как памятка и дарится детям)

УЧИТЕЛЬ

   - Наша Земля – место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантность.

   Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час вам понравился. Я надеюсь, что он оставил  глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

   Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша страна всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

СЛАЙД № 20

   

   

 

 

   

   

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Доброта спасет мир"

Презентация к классному часу "доброта спасет мир"...

Классный час "Доброта спасет мир".

Классный час во 2 классе, посвященный международному дню инвалидов....

Классный час "Доброта спасет мир"

Предложенная разработка классного часа  поможет педагогам дополнительного образования,  классным  руководителям  и  воспитателям групп продленного дня  организо...

Классный час "Доброта спасет мир"

Классный час, посвящённый Международному Дню инвалидов...

Классный час : «Доброта спасет мир»

Классный час в 4 классе посвящённыйМеждународному Дню инвалидов.«Доброта спасет мир»...

Классный час "Доброта спасет мир"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Calibri", sans-serif; font-size: 11pt; ...

Классный час "Любовь спасет мир" для обучающихся начальной школы

В данном конспекте рассматривается понятие любовь для детей начальной школы с разных точек зрения....