"Я-Гражданин России"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения г. Москвы
« Школа с углубленным изучением отдельных предметов №879»
на 2015-2016 учебный год
по курсу «Я- гражданин России! » для 4 класса
Учителя начальных классов
Белозеровой Елены Николаевны
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Программа кружка разработана в соответствии со следующими документами:
Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2, статья 12, 14, 15; глава 6, статья 58; глава 11, статья 88);
Стандартами второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования, 2011 год.
Федеральным государственным образовательным стандартом. 2011 год.
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования;
ФГОС.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся от 24.11.2011 № МД – 1552/03 Министерство образования и науки РФ.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Я – гражданин России!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную дея-тельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Разработанная программа кружка направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ № 191 города Новосибирска.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 9 - 11 лет
1.6. Сроки реализации программы кружка
Во внеурочной деятельности отводится 1 ч в неделю, всего 38 часов: в 4-ом классе.
1.7. Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: игры, соревнования, родительские собрания, совместные мероприятия для младших школьников, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Социальные связи: школьный музей; Совет старшеклассников; родительский комитет классов, социальный педагог школы, библиотека школы.
Время проведения: вторая половина учебного дня, каникулы.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце учебного года.
Предполагаемый результат:
сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
Участие в школьных олимпиадах.
Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ.
2.Учебно-тематический план
№ | теория | практика | Тема занятия | Кол –во |
направление «Моя семья» | ||||
1,2 | 1 | 1 | Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья» | 2 |
3,4 | 1 | 1 | Изготовление панно «Моя семья» | 2 |
направление «Я – человек» | ||||
5 | 1 | Я имею право. Кодекс моих прав. | 1 | |
6 | 1 | Мы школьники, а это значит.. | 1 | |
7 | 1 | За что уважают в семье и обществе | 1 | |
8 | 1 | Полезные и вредные привычки. Проверь себя. | 1 | |
9 | 1 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | 1 | |
10-11 | 1 1 | Как научиться разговаривать с людьми. Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье. | 2 | |
12,13 | 2 | Встреча с интересными людьми. | 2 | |
направление «Я и Отечество» | ||||
14 | 1 | Я – гражданин России. | 1 | |
15,16 | 2 | Символы Российских городов. | 2 | |
17 | 1 | Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» | 1 | |
18 | 1 | Чем и кем славен мой город? | 1 | |
19-20 | 2 | Города - герои. | 2 | |
21 | 1 | Юные герои Великой Отечественной войны. | 1 | |
22,23 | 1 | 1 | Викторина «Золотое кольцо России» | 2 |
24 | 1 | Конкурс презентаций о городах России. | 1 | |
25 | 1 | Кто такие патриоты? | 1 | |
26 | 1 | Экскурсия в Музей Боевой Славы школы | 1 | |
27 | 1 | Знакомство с Книгой Памяти | 1 | |
28 | 1 | «Защитники Родины» | 1 | |
29 | 1 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | 1 | |
30 | 1 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | 1 | |
31 | 1 | Деловая игра: «Мы вместе» | 1 | |
32-34 | 1 | 2 | Мы в ответе за планету! | 3 |
35-36 | 1 | 1 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | 2 |
37-38 | 2 | Конкурс презентаций о городах России. | 2 | |
Итого | 14 | 24 | Итого | 38 |
3.Содержание программы кружка
№ п/п | Наименование тем | Содержание занятия | УУД | Форма организации. Виды деятельности | дата |
Направление «Моя семья» | |||||
1,2 | Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья» | Объяснение значение пословиц по заданной теме | Л.- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. П.- устанавливать причинно-следственные связи Р.- адекватно воспринимать оценку своих работ К.- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | анкета | |
3,4 | Изготовление панно «Моя семья» | Я – в середине, а по лучам – члены семьи | Проект творческая работа семейные праздники | ||
направление «Я – человек» | |||||
5 | Я имею право. Кодекс моих прав. | Представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения; | Л. различать основные нравственно-этические понятия– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; П. Делать предварительный отбор источников информации Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Викторина беседа | |
6 | Мы школьники, а это значит.. | Права и обязанности детей | Игры, уроки в первых классах | ||
7 | За что уважают в семье и обществе | Нормы поведения в социуме | беседа | ||
8 | Полезные и вредные привычки. Проверь себя. | Как бороться с вредными привычками, профилактика | Анкета, презентация для классных часов | ||
9 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | Определении собственных творческих возможностей | родительское собрание | ||
10-11 | Как научиться разговаривать с людьми. Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье. | потребности к самовоспитанию Потребность в здоровом образе жизни | Беседа соревнование | ||
12-13 | Встреча с интересными людьми. | Культура общения | Игры викторина | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
14 | Я – гражданин России. | понятия «гражданин», | Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | беседа | |
15-16 | Символы Российских городов. | Герб, памятники старины, сбор информации | викторина | ||
17 | Что значит быть счастливым в своей стране? | Круговая беседа-представление»Я и моя Страна» | беседа | ||
18 | Чем и кем славен мой город? | Знаменитые люди нашего города | Творческая работа | ||
19-20 | Города - герои. | Знакомство с городами-героями | Слайды о городах-героях, буклеты | ||
21 | Юные герои Великой Отечественной войны. | Биографии юных героев Великой Отечественной войны | Проекты, творческая работа | ||
22,23 | «Золотое кольцо России» | Презентации(заочные путешествия по старинным городам России) | Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция К.– характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Викторина, соревнование | |
24 | Конкурс презентаций о городах России. | Сбор информации, консультации | Проект, творческая работа | ||
25-26 | Кто такие патриоты? Экскурсия в музей | Понятие «патриот» | Беседа. Экскурсия | ||
27 | Знакомство с Книгой Памяти | активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины. | встреча с ветеранами или беседа о ветеранах | ||
28 | «Защитники Родины» | Сбор информации. Презентация | беседа | ||
направление «Я и природа» | |||||
29 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | Плакаты, призывающие к охране природы. | Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | Выставка плакатов | |
30 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему | Проект Анкетирование экскурсия | ||
31 | Деловая игра: «Мы вместе» | умение оценивать своё поведение в природе | игры | ||
32-34 | Мы в ответе за планету! | активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле | Викторина творческая работа | ||
35-36 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | Определении собственных творческих возможностей | Л. различать основные нравственно-этические понятия– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; П. Делать предварительный отбор источников информации Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, | Анкета, презентация для классных часов родительское собрание | |
37-38 | Конкурс презентаций о городах России. | Сбор информации, консультации | Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция К.– характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Проект, творческая работа |
4. Методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- подборка видеофрагментов, презентаций
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, проектор;
- цифровой фотоаппарат
- портреты писателей и поэтов
Учебно-методическая литература
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | ЖиренкоО.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007 | Гражданское и патриотическое воспитание.- Москва.: «ВАКО», 2007. | Классные часы по эти-ческому и эстетическому воспитанию |
2. | Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачёва С.И. 2012. | Внеклассные мероприятия: 3-4классы.- М.: ВАКО,2012.(Мозаика детского отдыха) | Подробные сценарии праздников, авторские разработки праздничных мероприятий для учащихся 3-4 классов. |
3. | Дик Н.Ф. 2007 | Сердце отдаю детям.- Ростов- на- Дону.: Феникс, 2007. | Классные часы и нестандартные уроки. |
4. | Дереклеева Н.И. 2010. | Педагогика, психология, управление.- Москва.: «ВАКО», 2010. | Справочник классного руководителя |
5. | Тубельская Г.Н.2010. | Детские праздники в семье и школе.- Русская школьная библиотечная ассоциация ,2010. | Сценарии общешкольных и классных мероприятий |
6. | Серов Б.Н. 2010. | Государственная символика: Герб, Флаг, Гимн.- М.: ВАКО,2007. | В помощь школьному учителю. |
7. | Зайцева И.В.2013. | Классные праздники от сентября до июня.- М.:Либерея-Бибинформ,2013. | Полное собрание школьных торжеств и адресовано учителям, специалистам дополнительного образования и родителям. |
8. | Игонина Г.С., Горелова Н.А. | Наша Родина – Россия.- М.: «Просвещение», 2014 | Кроссворды, ребусы, |
5. Список использованной литературы.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.Программы внеурочной деятельности. Игры. Досуговое общение.-М.: «Просвещение»,2013.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2012. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы и основной школы. – Волгоград.: Учитель,2012.
Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. Книга для учащихся 4 класса- М.: «Просвещение», 2014.
Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. Книга для учителя. 4-5 классы. – М.: «Просвещение»,2014.
Конвенция ООН по правам ребенка .
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
Данилов А.А. Россия ХХ века в лицах. Деятели культуры, науки, спорта. – М.: «Просвещение», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"
Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....