Экологическое образование и воспитание младших школьников
статья на тему
В статье описывается опыт работы учителя начальных классов по экологическому образованию и воспитанию младших школьников, представлена система урочной и внеурочной работы со школьниками по изучению экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому я эту работу начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы.
Так, на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в тёплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто-жёлтую листву кустарников, багрянец клёна. А поздней осенью особо подчёркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые, и выглядят они голыми и беззащитными.
Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения.
Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например, «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того что было. Таким образом знакомлю ребят и с живым миром, и с пернатым населением нашего края, учу детей отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки.
Знание отличительных особенностей, повадок, условия обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. Так, постоянно довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – зимние холодные дни. Поэтому мои ученики делают кормушки для птиц, подкармливают пернатых друзей. Помогают им в этом родители, старшие братья.
Сейчас перед учителем встала важная, серьёзная задача: воспитывать гуманное отношение ко всем живому. Как помочь ребёнку побороть неприязнь к некоторым животным? Заинтересовать! Например, обращаю внимание на особые черты этих животных: наблюдение за пауками помогает ответить детям на вопросы: почему паук называется крестовик? Зачем он плетёт сеть-паутину? Какую пользу приносят эти насекомые? В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваивают их естественно - в процессе её изучения.
Начиная с 1 класса, стремлюсь воспитать своих учеников как друзей природы. У нас в классе есть цветоводы, которые ухаживают за комнатными растениями. Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Я знакомлю их с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания.
Ребята моего класса принимают активное участие в охране окружающей среды. Так, во время экскурсии к реке они увидели сваленные остатки производства и решили обратиться к руководителям окрестных предприятий с просьбой не засорять берега реки. В результате свалка была закрыта.
Стараюсь воспитывать у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения мы знакомимся с рассказами и стихотворениями о природе, дети заучивают загадки и пословицы. Провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов, русских художников. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, о белоствольной берёзке. Дети пишут мини-сочинения по репродукциям картин.
Во 2 и 3 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы, и он не может существовать вне её.
На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Узнали ребята о значении Красной книги в охране природы.
Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. Например, на уроке по теме «Части растений» знакомлю не только с частями растений, но и говорю о значении каждой части: цветка, плода, корня. Говорю, что люди, собирающие охапками цветы, наносят природе вред. Растения с оборванными цветками не даёт плодов и семян, значит, не оставляет потомства. Большое внимание я уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь подкрепить теорию практикой.
Свои наблюдения дети заносят в тетради. Для экологического воспитания использую многие учебные ситуации. Так, ремонтируя книги, воспитывая в детях бережное отношение к книге, я напоминаю ребятам, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. Объясняю, что, собирая макулатуру, мы тоже сберегаем лес, 60 кг макулатуры сберегут одно дерево.
Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Провожу утренники: «Охранять природу – значит охранять Родину», «Берегите планету», «Золотая осень», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна идёт! Весне дорогу!», в которых использую пейзажную лирику, музыку, созвучные темам. Разбудить радостные чувства, восполнить картины природы помогают музыкальные произведения, такие, как «Времена года» П. И. Чайковского, «Утро в лесу».
Мой класс всегда участвует в общественной выставке детского творчества «Природа и фантазия». На выставку мы готовим поделки из природного материала, составляем букеты.
В результате проводимых работ мои ученики активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе. Дети научились выращивать цветы из черенков, озеленили класс, вырастили и передали в группы детского сада комнатные растения.
Экологическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном контакте с родителями.
Таким образом, учитель начальной школы может внести большой вклад в дело воспитания уважительного и бережного отношения к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников
В данной программе предлагаются различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных классов, тематическое планирование с 1-го по 4-й классы на факультативных зан...
Экологическое образование и воспитание младших школьников.
Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знани...
Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о роли экологического воспитания младших школьников....
Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».
Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....
Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы
В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....
Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»
В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...
Экологическое образование и воспитание младших школьников
В работе освещается роль начальной школы в экологическом образовании и воспитании....