Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру на тему

Свидинская Надежда Владимировна

Статья о роли  экологического воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

       

     Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

             Задумываясь, о значение окружающего мира для нашей жизни мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство - не только последнее достижение технической мысли, благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый растительный мир, а также ценнейшее  достижение-земля.

             Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас  без преувеличения можно сказать, что большинство людей на планете лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельность. Они лучше «вписывались» в окружающею среду (Гумилёв,1990). Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть? чем обогреться?) и над сложными вопросами (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниям постоянно контактируют все люди Земли.

              Уничтожение среды обитания зашло столь далеко и так хорошо заметно для обывателя, что беспокойство и даже страх делают его более восприимчивым к экологической информации и к природоохранным вопросам в особенности.

         Важнейшей задачей современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции  по отношению к природе, т.е. воспитания у школьников экологической культуры.

               Экологическое образование-это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций  и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной  среды.

               В учебном процессе экологическое образование необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:

-выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

-определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы:

-выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических  идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически  безопасного существования человека;

-характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном, региональном уровнях;

-практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологически проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

        Особое место системы экологического воспитания и образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала, экологической культуры детей.

        Реальной возможностью для решения задач экологического образования в начальных классах имеет самостоятельный предмет «Окружающей мир» под редакцией А.А. Плешакова.

       Основная задача курса - расширение представлений детей, о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащения их нравственного опыта, формирования бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.

        Программа курса « Ознакомление с окружающим миром» предусматривает экологическое воспитание младших школьников. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие, в природе и окружающем мире. Идея «всё связано со всем», как бы цементирующая разнообразные элементы содержания, одновременно решает важнейшую задачу экологического образования

      В курс «Окружающий мир» включены такие темы: «Что нас окружает»,  «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды»,  «Экономия воды в быту» и др. Работая с этим темам на уроке, дети знакомятся не только с природными явлениями, но и с другими компонентами природы, а также влиянием деятельности человека на состояние данного компонента природы.

       Чтобы привлечь внимание детей к проблеме экологического кризиса, на своих уроках проводятся конкурсы рисунков в защиту окружающей среды, составляются памятки  с правилами поведения в природе, придумываются плакаты на такие темы, как «Птицы любят тишину», «Не ловите бабочек» и др.  

       Дети младшего школьного возраста любят играть. Невозможно экологическое образование и воспитание без применения на уроках окружающего мира экологических игр. Экологическая игра – это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональностей включённости.

       На уроках дети играют в такие соревновательные игры, как «КВН», викторины «Знатоки природы», «Лесная аптека», «Зелёный друг». Проводя викторину «Знатоки природы», дети отправляются путешествовать по таким тропинкам: растительный мир, пернатые друзья, музыкальная пауза, звери в природе, в гостях у лесного лекаря.

      Играя в эту игру, у детей пробуждается интерес к экологии, воспитывается экологическая культура, развивается мыслительная деятельность.  

       Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу. На экскурсиях школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать непрагматическое отношение к нему, осваивать природоохранные технологии, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

        Например, отправляясь на экскурсию в зимний парк, послушайте с детьми зимний лес, как падает охапками снег с веток. Понаблюдайте за изменением леса с приходом зимы. Дети находят знакомые и незнакомые деревья, сравнивают их, находят отличия. Ребята узнают, как зимуют травы, какую пользу приносит снег. Очень интересно рассматривать снежинки на одежде,

         Вернувшись с экскурсии, предложите нарисовать веточку сосны и ели, понравившуюся снежинку, определить по рисунку или с помощью гербария листья и веточки  деревьев написать их названия.

      Таким образом, при организации экологического воспитания и образования на уроках «Окружающего мира» необходимо владеть следующими умениями:

-планировать и корректировать цели, задачи и формы экологического воспитания на основе изучения и анализа уровня воспитанности школьников;

-выделять экологические знания в предмете, вооружать учащихся мыслительными операциями (сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно-следственных связей);

-осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;

-организовывать экскурсии, общественно полезную деятельность экологического содержания:

-вести работу по изучению природы родного края;

-владеть разнообразными формами и методами осуществления экологического воспитания.

            Литература

  1. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- Москва: «ЦГЛ» 2003
  2. Грибов Н. Д. Как человек исследует, изучает, использует природу.- Волгоград: Учитель, 2004
  3. Агаларова П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании   школьников.// Начальная школа.- № 12.-2007
  4. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.// Начальная школа.- №10.-2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников

В данной программе предлагаются  различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных  классов, тематическое планирование с  1-го по 4-й классы на факультативных зан...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Патриотическое воспитание школьников является одним из важнейших на- правлений в системе образования России, так как способствует формированию у детей чувства любви к  Родине, высокого патриотиче...

«Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира»

Проблема экологического воспитания не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношений человека к природе, от его знаний, готовности к экологической деятельности и от его п...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе

Несмотря на то, что экология как наука появилась почти 2 века назад, интересовались ею только учёные, и долгое время экологическому воспитанию не уделялось должного внимание, и люди не задумывались о ...