Диагностические методы изучения личности учащегося
методическая разработка по теме
Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника и детского коллектива в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностические методы | 54.5 КБ |
презентация | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методы изучения личности учащегося
Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника и детского коллектива в целом. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать ребёнка.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса, целью которого является оптимизация учебно-воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную (выявить относительный уровень развития ребёнка), прогнозирующую (выявление потенциальных возможностей развития учащихся), оценочную (иметь представление о результативности педагогического взаимодействия), развивающую (использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития).
Основные задачи диагностики в начальной школе:
- определить уровни развития ребёнка;
- обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
- увидеть норму и отклонение;
- проанализировать полученные факты;
- установить причины изменений;
- выработать план действий коррекционной работы по результатам диагностики.
Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.
Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка, уровень тревожности учащихся класса.
Мой портрет в интерьере
В образовательной системе «Школа 2100» в предмете технологии за 1 класс есть очень интересная тема-диагностика «Мой портрет в интерьере». Дети изготавливают рамочку для своей фотографии, на которой размещают предметы интерьера. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.
Что у меня на сердце
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Учитель даёт следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, найти пути их преодоления.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Десять моих «Я»
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Краски
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, одноклассники, каникулы, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе.
Фотография
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое фото ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Дом, в котором я живу
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанности учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Настроение
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.
Например:
Математика
Физкультура
Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.
Солнце, тучка, дождик
Каждый ученик класса получает листок бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка и дождик. Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно дополнить предложения рисунками.
Например: В классе мне - Дома мне - С друзьями мне -
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, мироощущения ребёнка.
Сказки
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. В начальной школе учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:
- Сказка о моём портфеле.
- Сказочные каникулы.
- Необычная история об обычном дневнике.
- Необычные приключения обычного школьника.
- Сказочная история о том, как… (я учил уроки, я не хотел идти в школу, я проспал и т.д.)
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):
- Мой самый счастливый день в школе.
- Мой самый грустный день в школе.
- Мой самый любимый предмет.
- Моё самое любимое занятие.
- Мой выходной день.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.
Существуют и диагностические методики изучения семьи учащихся. Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Сочинение-размышление
Темы размышлений могут быть самыми разнообразными:
- «Быть отцом (матерью) первоклассника – это…»
- «Мой дом – моя крепость?!»
- «Радости моего дома»
- «Праздники и будни моей семьи»
- «Истории и предания моего рода»
- «Советы родителям по воспитанию детей»
- «Законы жизни семьи»
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Определение самостоятельности ребёнка
Можно предложить родителям следующее задание – определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.
Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Ваш ребёнок делает самостоятельно | Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения |
… | … |
Перечень действий:
- Собирается в школу;
- Выбирает себе одежду для школы и для праздника;
- Делает уроки;
- Определяет, с кем ему дружить;
- Готовит еду, если это необходимо;
- Помогает по дому и на даче.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Так как одно из главных правил, продиктованных жизнью: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей». Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растёт ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функции диагностики: Информационная Прогнозирующая Оценочная Развивающая
Задачи диагностики: Определить уровни развития ребёнка Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону Увидеть норму или отклонение Проанализировать полученные факты Установить причины изменений Выработать план дальнейшей коррекционной работы
«Мой портрет в интерьере»
«Что у меня на сердце»
Десять моих «Я» Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - умный красивый смелый
«Краски» звонок книга физ-ра школа урок учитель дом.зад. тетрадь портфель класс
«Фотография» Я Соня Валя Вася Лена Настя Галя Юра Толя Коля Таня Миша Оля Лёша Вова Рома Саша Маша Катя Ваня Петя Ира Даша Аля
Дом, в котором я живу
«Настроение» Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Физическая культура Трудовое обучение Изобразительное искусство Музыка
«Солнце, тучка, дождик» В классе мне – Дома мне – С друзьями мне –
«Сказки» Сказка о моём портфеле. Необычная история об обычном дневнике. Сказочные каникулы. Необычные приключения обычного школьника. Сказочная история о том, как… (я учил уроки, я не хотел идти в школу, я проспал и т.д.)
«Сочинение» Мой самый счастливый день в школе. Мой самый грустный день в школе. Мой самый любимый предмет. Моё самое любимое занятие. Мой выходной день.
Сочинение - размышление «Быть отцом (матерью) первоклассника – это…» «Мой дом – моя крепость?!» «Радости моего дома» «Праздники и будни моей семьи» «Истории и предания моего рода» «Советы родителям по воспитанию детей» «Законы жизни семьи»
Определение самостоятельности ребёнка Ваш ребёнок делает самостоятельно Только по Вашему требованию, с Вашей помощью и с Вашего разрешения … ... Собирается в школу; Выбирает себе одежду для школы и для праздника; Делает уроки; Определяет, с кем ему дружить; Готовит еду, если это необходимо; Помогает по дому и на даче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методы изучения личности учащихся.
Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка....
Диагностические методы изучения личности учащихся.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол...
Диагностические методы изучения личности учащихся
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическ...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...
Диагностические методы изучения личности учащегося
В работе указаны основные задачи диагностики в начальной школе, перечислены правила работы с диагностическими методиками, приведены методики по определению репрезентативных систем школьника, изучению ...
Диагностические методы изучения личности учащегося
Классные часы...
Диагностические методы изучения личности учащихся
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка....