Рабочая программа "Традиционная культура кубанского казачьего общества"
рабочая программа (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Традиционная культура
кубанского казачества»
Срок реализации: 1-4 классы
Возраст участников: 7-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_traditsionnaya_kultura_kubanskogo_kazachestva.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Красноармейский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ____.08.2012 года
Председатель педсовета
_____________ Н.П.Петрова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образовательная
(тип программы: комплексная/тематическая)
кружка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Традиционная культура
кубанского казачества»
Срок реализации: 1-4 классы
Возраст участников: 7-10 лет
Учитель: Бондаренко Инна Леонидовна
Программа разработана на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009
2016г
- Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуре кубанского казачества в 1 – 4 классах составлена на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа «Традиционная культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения, каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводиться по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используется для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
По окончании обучения учащиеся должны:
Знать/понимать:
- различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
- историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
- основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
- основы духовной жизни кубанских казаков;
- структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь/применять в практической деятельности:
- Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
- Реконструировать основные праздничные обряды;
- Рассказать о своем казачьем роде;
- Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
II. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 |
1 |
| Познакомиться с задачами кружка. Осознавать национальную принадлежность. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 11 | 7 | 4 | Знакомиться с фольклором кубанских казаков. |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | 10 | 6 | 4 | Называть предметы быта казаков. Приводить примеры видов труда по своему району. |
4. | Декоративно-прикладное искусство. | 10 | 6 | 4 | Называть виды народного творчества нашей местности. |
5. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 33 | 20 | 13 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 | 1 |
| Познакомиться с задачами кружка. Осознавать национальную принадлежность. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 11 | 7 | 4 | Знакомиться с фольклором кубанских казаков. |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | 10 | 6 | 4 | Называть предметы быта казаков. Приводить примеры видов труда по своему району. |
4. | Декоративно-прикладное искусство. | 11 | 7 | 4 | Называть виды народного творчества нашей местности. |
5. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 34 | 21 | 13 |
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 | 1 |
| Познакомиться с задачами кружка. Осознавать национальную принадлежность. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 11 | 7 | 4 | Знакомиться с фольклором кубанских казаков. |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | 10 | 6 | 4 | Называть предметы быта казаков. Приводить примеры видов труда по своему району. |
4. | Декоративно-прикладное искусство. | 11 | 7 | 4 | Называть виды народного творчества нашей местности. |
5. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 34 | 21 | 13 |
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди- торные | ||||
1. | Вводное занятие. |
1 | 1 |
| Познакомиться с задачами кружка. Осознавать национальную принадлежность. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 11 | 7 | 4 | Знакомиться с фольклором кубанских казаков. |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | 10 | 6 | 4 | Называть предметы быта казаков. Приводить примеры видов труда по своему району. |
4. | Декоративно-прикладное искусство. | 11 | 7 | 4 | Называть виды народного творчества нашей местности. |
5. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 34 | 21 | 13 |
III. Содержание программы
1 год обучения (33 часа).
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
2 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
3 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.
Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
* С учётом усложнения задания по сравнению со 2 классом.
4 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
* С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты | Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни /1 уровень/ | Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом /2 уровень/ | Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия |
Традиционная культура кубанского казачества |
| ||
| |||
|
Формы и виды контроля
Примерные формы и виды контроля
№ | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем | |
1 1. | Традиционная культура кубанских казаков. | Вводный, текущий, итоговый | Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья» | - Знание различных фольклорных форм кубанского казачества; - знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
различные фольклорные формы кубанского казачества;
праздничные обряды. | |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» |
| ||
4. | Декоративно-прикладное искусство. | Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся |
|
6. Методические рекомендации
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
- Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей.
- В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности.
- Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
- Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.
7. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
а) список литературы для педагога
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
- Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
- Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
- Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
- Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
- Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
- Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
- Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
- Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
- Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
- Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
- Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
- Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
- Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
- Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
- Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
- Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
- Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
- Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
- Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
- Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
- Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
- Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
- Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
- Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.
б) список литературы для учащихся
- Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
- Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
- Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
- От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
в) технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска.
г) экранно – тематические пособия
Презентации, диски песен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Кубанские композиторы. В.Г.Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора"
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формиро...
150 лет Кубанскому казачьему войску
Школьная линейка...
Кубанские казачьи игры
Данный материал содержит подборку различных кубанских игр, в которые можно играть на переменах, праздниках, соревнованиях...
Кубанские казачьи игры (подборка игр)
(сборник казачьих игр)Учитель Харечко Е.К.Играем в игру «Хлибчик»Дети делятся на пары и встают врассыпную.Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей,...
Урок мужества «День образования Кубанского казачьего войска»
Урок мужества «День образования Кубанского казачьего войска»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ" для 1-4 классов с элементами кубанского казачьего фольклора.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17114092","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"192","width":"480"}}]]Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нот...
Рабочая программа для казачьего класса "История и культура Кубанского казачества" для 1-4 класса
Представлена рабочая программа в соответствиис ФГОС. Все компоненты структуры соотвествуют требованиям к оформлению рабочих программ....