ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
проект (2 класс) на тему
Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс является проектный метод. Проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания, в частности в процессе работы с первоисточниками. В этом смысле велико значение школьного музея. Предлагаю вам презентацию своего опыта работы над проектом "Дети войны-дети мира" с использованием школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shkolnyy_muzey_kak_vazhnyy_istochnik_informatsii_o_vov.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Мясникова Надежда Сергеевна
ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ГБОУ СОШ «ОЦ» Самарской области
п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области
Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Интеграция школьного музея в учебно-воспитательный процесс – позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.
Наш школьный музей адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Это немало важный аспект, поскольку как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик. Таким образом, интеграция в учебно-воспитательный процесс придает музею более высокий статус. Музей на деле становится важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества.
В свою очередь школа как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, используя разные формы и методы.
Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс является проектный метод.
Проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания, в частности в процессе работы с первоисточниками. В этом смысле велико значение школьного музея. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что особую ценность и уникальность нашего школьного музея представляет комната Боевой Славы, где прослежен боевой путь воинских частей, дислоцируемых на территории п. г. т. Рощинский.
Предлагаю вашему вниманию проект «Дети войны - дети мира», как один из примеров интеграция школьного музея в учебно-воспитательный процесс.
Данный проект был разработан для реализации мероприятий к 70-летию Победы на базе школьного музея, участники – дети 2-4 классов.
Проект направлен на изучение и сохранение памяти современными школьниками подвига их сверстников – «детей войны». На мой взгляд, рассказать о мужественном подвиге ровесников, о нелёгкой доле, выпавшей на их хрупкие плечи, значит отдать должное памяти героев. Особенно важно и то, что нынешнее поколение школьников станет последним поколением, успевшим увидеть «детей войны», соприкоснуться с правдой жизни военного времени 1941-1945 гг. Они имеют уникальную возможность прочувствовать историю, ту страшную войну душой людей её переживших.
Значимость и актуальность проекта
Празднование 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. позволяет ещё раз обратиться к истокам гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить понимание гражданского долга.
Школьный музей – один из важнейших источников, имеющий возможность вести достоверный рассказ о героико-патриотических традициях нашей Родины, формирующий у детей чувство гордости за величие страны, чувство уважения к старшему поколению.
В ходе реализации мероприятий проекта: экскурсий в школьный музей, знакомства со страницами боевой славы, бесед и встреч школьников с «детьми войны», акций, конкурсов, создания собственных презентаций, видеороликов, агитационных материалов, “музея в чемодане” – учащиеся смогут осознать роль личности в истории, сформировать собственное отношение к понятиям «подвиг», «защита Отечества», героям военного лихолетья.
Цели проекта | Задачи проекта |
Сохранение исторической памяти о юных героях Великой Отечественной войны как бесценного наследия своего народа. Приобретение учащимися навыков социального партнёрства и сотворчества. |
|
Характеристика проекта:
- Тип – практико-ориентированный, творческо-поисковый.
- Предметная область – межпредметный, внеурочный.
- Характер координации – проект с открытой явной координацией.
- Характер контактов – групповой, индивидуальный.
- Продолжительность – среднесрочный (январь-февраль 2015г.)
Участники проекта : учащиеся 2 «а» класса ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т.Рощинский Самарской области.
Партнёры: руководитель школьного музея, библиотекари школы и ГДО, родители учащихся 2 «а» класса и старшее поколение, руководитель школьной фотостудии, учителя музыки и рисования, учителя начальной школы.
Реализация проекта (этапы):
- Организационный: выделение проблемы, планирование
работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.
Формирование групп (с учётом интересов и способностей детей):
Группы | Круг вопросов | Обязанности |
1-я (поисковая) | Как справлялись с тяжёлыми испытаниями дети во время Вов? Что помогало им преодолевать трудности, не сломиться, стать достойными людьми? Каким образом они помогли приблизить победу? Смогли бы вы поступить так, как юные герои? Чему бы хотели у них научиться? Какие черты характера перенять? | Исследователи |
2-я (социальное направление) | Какой след оставила война в твоей семье? Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников? | Журналисты |
3-я (творческая) | Что общего и различного у детей войны и у вас, современных ребят? Почему нельзя забывать военное прошлое? | Дизайнеры - оформители |
- Проектирование
- Презентация
Группа | Деятельность | Результат |
1-я, 2-я, 3-я | Экскурсия в школьный музей Коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о ВОв | У детей сформировалось собственное отношение к понятию «подвиг», к героям военного лихолетья |
1-я | Сбор информации и подготовка рассказов-презентаций о юных героях ВОв (впоследствии это материал для «музея в чемодане») | Презентации о юных героях Книга «Мы в памяти храним героев имена!» |
2-я | Участие в акции «Найди своего героя!»: беседы с родственниками о военных годах, запись их воспоминаний | Рассказ о родственниках, которые были детьми в военные годы |
3-я | Составление рекомендательного списка произведений о малолетних героях ВОв, изготовление закладок. Подбор материала для создания агитационных роликов Распространение данной информации среди учащихся начальной школы (в рамках внеклассной работы) | Закладки для книг с рекомендательным списком Агитационный ролик «Прочти книгу о войне – стань ближе к подвигу!» |
1-я, 2-я, 3-я | Участие в конкурсе рисунков и поделок «Детство, опалённое войной», «Мы – за мир!» Создание панорамной выставки музея (сюжеты войны с участием детей; счастливого детство «детей мира») | Панорамная выставка «Дети войны – дети мира» |
Результаты проекта:
- учащиеся приобрели навыки сотворчества, социального общения со взрослыми, работы в малых группах, навыки самостоятельного сбора информации из разных источников;
- закрепили сведения о героях с помощью сочинений, рассказов, презентаций;
- пополнили базу школьного музея;
- создали коллективную творческую панораму «Дети войны – дети мира»;
- почувствовали себя сопричастными к истории своей страны, своего рода, свою значимость в деле сохранения исторического прошлого.
Кроме того, в ходе работы над проектом возникла идея создания сочинений-писем, адресованных узникам концлагерей, которые проживают в настоящий момент на территории нашего посёлка (эту информацию дети получили во время экскурсии в школьный музей). Данная работа будет проведена ко дню Победы в форме акции «Я говорю «спасибо!»». Также у детей возникло желание коллективного просмотра художественного фильма о ВОв. Это тоже вошло в планирование дальнейшей внеклассной работы. Это говорит о том, что дети не остались безучастными, тема войны, судьбы детей военного лихолетья затронули их души, отозвались болью в сердце.
И в заключении хотелось бы сказать, что патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями в школе. Нельзя измерить уровень их сформированности тестами и графиками. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, школьные воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война.
Наш проект «Дети войны – дети мира» стал важным шагом на пути к этой цели.
Библиографический список
Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт. – сост. Н.В.Засоркина и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Владос, 2001.
Рассказы о юных героях / сост. Р. Данкова. – Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2015.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. О работе школьных общественно-
политических музеев. М.:Просвещение, 1988.
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО
РФ, 2002.
Час мужества: Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. – Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2015.
Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций
/Авторский коллектив /Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьной библиотеки в обеспечении и информационной поддержке учебно-воспитательного процесса
Роль школьной библиотеки в обеспечении и информационной поддержке учебно-воспитательного процессаОрганизация образовательного пространства школы на базе библиотечно-информационного центра ...
Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного возраста в учебно - воспитательном процессе."
Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...
Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе как возможность анализировать учебно-воспитательный процесс.
Анкеты для детей и для родителей...
Сертификат, удостоверяющий авторскую публикацию на тему "Интеграция образования в учебно - воспитательном процессе - одно из ведущих направлений ФГОС НОО.
Сертификат получен за публикацию в сетевом издании "Образование: эффективность, качество, инновации"...
Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"
В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста...