Выступление в ШМО
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Тема выступления:
«Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shaydullinoy_l.r.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции»
Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
- Достижение социальной компетентности обучающихся.
- Гарантия прав граждан на качественное образование.
- Формирование ключевых (базовых) компетенций.
- Обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: “компетенция” и “компетентность”. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:
- Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
- Информационные – владение информационными технологиями
- Социальные – умение жить и работать в коллективе.
- Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
- Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Каков же спектр цифровых информационных технологий, используемых мною в учебной деятельности?
- Разработки уроков на электронных носителях.
- Интеллектуальные игры.
- Тематические презентации.
- Проектные технологии.
- Использование тестовых технологий.
- Компьютерный мониторинг.
- Внеурочная деятельность (классные часы).
Остановлюсь на некоторых из них. Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст, рисунок, звук, фотографии, анимация и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия : учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Роль учителя, как проводника знаний не снижается, а наоборот, от него требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса, как показывают последние исследования, повышается на 20-30%.
Любые технологии сами по себе – ещё не гарантия успеха. Учитывать необходимо и культурную ситуацию в школе, личностные особенности учеников, скорость усвоения учебного материала, уровень владения компьютером.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики.
Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию. Эта деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата (успешный опыт в этом направлении у нас есть).
Использование на уроках современных ИКТ позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо адаптироваться. Оптимальное сочетание традиционных и интерактивных уроков формирует положительную мотивацию к изучению предметов.
Одним из эффективных путей воспитания у младших школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности.
Игра помогает совершенствовать мышление, внимание, творческое воображение. А также формирует: умение работать в команде, ответственность за общий результат. Помимо этого они позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.
Организуя на уроке работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные “информационные” компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам и в завтрашней “взрослой” жизни.
Помимо перечисленного, ИКТ активно можно использовать и во внеклассной деятельности, например, в подготовке и проведении классных часов. Совместная работа учителя и учащихся помогает максимально приблизить учебный процесс к реальной жизненной ситуации, а, значит, у ребят появляется возможность проявить следующие компетенции: способность находить новые решения, быть гибким перед лицом быстрых изменений, умение организовывать свою работу, выполнять свои социальные роли.
Время движется вперёд, меняются взгляды на жизнь, образование, меняются приоритеты, социальный заказ общества, поэтому педагогу всегда есть с кем работать и над чем работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....