Программа внеурочной деятельности "Национальный календарь" духовно-нравственное направление
методическая разработка (3 класс) на тему

Спирина Ольга Александровна

Программа представляет духовно-нравственоое направление и предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность самореализации и возможности получить позитивную "Я-оценку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_nats.kalendar.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Оржицкая общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей
_____________________
_____________________
     ФИО
Протокол № ___
от «__»_______2016г.

«Согласовано»


заместитель директора по УВР
________      /Н.И.Коноплева/
     ФИО
«__»_________2016г.

«Утверждено»


приказ № ________
от «__ »____2016г.
директор
_________/С.В.Шевчук/
     ФИО

                                                                            Программа внеурочной деятельности

                                                                             (духовно-нравственное направление)

                                                                                           Серия праздников

«Национальный календарь»

                                                                     Возрастной состав детей  3класс (9-10 лет)

Срок реализации программы - 1 год

                                                                                Составитель программы:

Учитель начальных классов

Спирина Ольга Александровна

                                                     

Ломоносовский муниципальный район
2016 год.

Пояснительная записка:

Программа “Национальный календарь” представляет духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.

Среди форм работы в классе традиционные «календарные» праздники, памятные даты занимают пожалуй, самое большое место. Во все времена и во всех школах проводятся линейки первого сентября, День учителя, 8 марта, день Победы и др. Обращение к этим праздникам в школе вполне объяснимо –их смысл и содержание затрагивает или собственно школу или участников педагогического процесса.

Если внимательно присмотреться к современному календарю, можно найти в нем много праздничных дней, которые вроде бы и не относятся напрямую к школе, но могут стать ярким воспитывающим делом в классе, в объединении в целой школе.

В современном календаре отразились практически все исторические и культурные события нашей страны и человечества в целом. Все, что было дорого, значимо для людей в прошлом, что важно для нас в настоящем -отмечено в календаре.

По большому счету, по календарю можно изучать историю, географию, литературу... Памятные и праздничные ни календаря фиксируют общечеловеческие ценности и идеалы, сохраняют сведения о великих и знаменитых людях. На наш взгляд события, которыми так богата история России и всего мира можно обратиться как серьезному основанию построения годового цикла работы. Тема и содержание многих праздников и памятных дат может быть поводом и для общего разговора, и для дискуссии, и для коллективно работы. В программе представлены варианты организации работы класса, в основе которых лежат различные даты в календаре учебного года как повода обращению к общечеловеческим ценностям, развитию исторической памяти, патриотизма.

Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

                                                                                               Цель и задачи  программы:

Цель – создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в общении и участии в классных мероприятиях; сформировать навыки правильного поведения в школе, в общественных местах.

Задачи - воспитывать любовь к прекрасному, формировать интерес к искусству;

-развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, находчивость и фантазию;

- активизировать познавательный интерес;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- воспитывать культуру поведения в театре, на природе, в школе;

Предполагаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • Выделение нравственного содержания своих поступков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения;
  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия;
  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество;
  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • Умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны;
  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
  • Формирование основ оптимистического восприятия мира;
  • Формирование готовности к преодолению трудностей.

Принципы построения:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов ребенка;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на год -1 час в неделю(34 часа в год).

Формы контроля:

Утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на конкурсах и концертах, праздниках, подготовка презентации, фотовыставки, создание портфолио.

Содержание курса:

           Праздники сентября 5ч.

  • «День знаний»;
  • Конкурс «Природа и фантазия»;
  • Конкурс чтецов;

Праздники октября 4ч.

  • Подготовка и проведение праздника «Золотая осень»

Праздники ноября 3ч.

  • Подготовка и проведение праздника посвященного Дню матери;

Праздники декабря 5ч.

  • Подготовка к празднованию Нового года;
  • Участие в конкурсе поделок;
  • Проведение Новогоднего утренника.

Праздники января 3ч.

  • Подготовка к годовщине Дня снятия Блокады Ленинграда;
  • Проведение митинга.

Праздники февраля 4ч.

  • Смотр строя и песни- подготовка и участие;
  • Участие в акции открытка для Защитника Отечества.

Праздники марта 4ч.

  • 8 Марта;
  • Масленица.

Праздники апреля 2ч.

  • День космонавтики;
  • Неделя экологии- подготовка и участие.

Праздники мая 4ч.

  • 9 Мая- подготовка и участие в празднике;
  • Праздник «Здравствуй лето!»

№ по порядку

Тема занятия

Дата план.

Дата факт.

Прим.

сентябрь

1

 1сентября – День знаний.

2

Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала, подготовка к конкурсу «Природа и фантазия»

3

Изготовление поделок к конкурсу «Природа и фантазия»

4

Стихи русских поэтов об осени. Конкурс чтецов.

5

Подготовка ко дню учителя. Разучивание песен, стихов. Оформление творческих работ.

октябрь

6

Подготовка к празднику «Золотая осень», разучивание песен, танца.

7

Подготовка костюмов к показу «Осенняя мода».

8

Подготовка к празднику «Золотая осень», разучивание танца, песен, стихов, подготовка конкурсов.

9

Проведения праздника «Золотая осень»

ноябрь

10

 Подготовка к Дню матери. Изготовление подарков к празднику.

11

Разучивание песен, танцев, стихов.

12

Проведение праздника «Любимой маме!»

декабрь

13

14

Подготовка к празднованию Нового года. Разучивание стихов, танцев, песен.

15

Подготовка поделок к выставке «Новый год у ворот»

16

Подготовка к празднованию Нового года. Разучивание стихов, танцев, песен.

17

Проведение Новогоднего утренника.

январь

18

19

Подготовка к годовщине дня прорыва Блокады Ленинграда, к выставке рисунков, конкурсу чтецов.

20

Участие митинге в честь Дня прорыва Блокады.

февраль

21

Подготовка к участию в акции «Открытки для защитников нашего Отечества»

22

23

Подготовка в «Смотру строя и песни»

24

Участие в «Смотре строя и песни»

март

25

Подготовка к проведению Масленицы, разучивание песенок, стихов, частушек.

26

Подготовка утренника к международному женскому дню.

27

Участие в проведении праздника посвященного Международному женскому дню.

28

Скоро день космонавтики! История появления праздника. Подготовка к проведению мероприятия.

апрель

29

Спортивный праздник «День космонавтики»

30

Подготовка к проведению Дня экологии.Участие в акции «Освободим природу от мусора».

май

31

Подготовка к празднованию 9 Мая, конкурс рисунков и песен, конкурс чтецов .

32

Участие в праздновании Дня Победы.

33

 Подготовка к празднику «Здравствуй, лето!»

34

Проведение праздника «Здравствуй, лето!»

Методическое обеспечение:

Для проведения праздников в школе имеются разработки конкурсов, сценарии календарных и народных праздников, фонд школьного музея (экспонаты, экспозиции), медиатека, библиотека (30 томов энциклопедии, художественная и методическая литература).

Материально-техническое оснащение:

Для проведения занятий в школе функционирует Музейбоевой и трудовой славы, компьютерные классы, актовый зал, спортивные залы, современная спортивная площадка, имеется проекционная техника, фотоаппарат.

Литература:

1.Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Программа курса «Духовно-нравственное развитие народов России». –М., АСТ, Астрель.

2.Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего/науч. редактор Ю.В.Громыко, под общей редакцией Э.С.Акоповой.-М., Учебно-издательский центр «Березка», 2007.3.М.А.Тыртышная. Лучшие сценарии школьных праздников. –Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.

4.С.В.Данилов, Л.С.Илюшин. Праздник длиною в учебный год. Санкт-Петербург, «КАРО», 2002.

5.Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий/ под редакцией  Э.С.Акоповой, Е.Ю.Ивановой.-М., 2006,МИОО.

6.О.И.Глазунова, Э.С.Акопова, Е.Ю.Иванова. Сценарии занятий для детского сада и средней школы. Опыт работы экспериментальных площадок.-М.; Пушкинский институт, 2010.

7.И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Театральные постановки в средней школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...