Программа внеурочной деятельности "Национальный календарь" духовно-нравственное направление
методическая разработка (3 класс) на тему
Программа представляет духовно-нравственоое направление и предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность самореализации и возможности получить позитивную "Я-оценку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_nats.kalendar.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Оржицкая общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
| «Согласовано»
| «Утверждено»
|
Программа внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
Серия праздников
«Национальный календарь»
Возрастной состав детей 3класс (9-10 лет)
Срок реализации программы - 1 год
Составитель программы:
Учитель начальных классов
Спирина Ольга Александровна
Ломоносовский муниципальный район
2016 год.
Пояснительная записка:
Программа “Национальный календарь” представляет духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.
Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Среди форм работы в классе традиционные «календарные» праздники, памятные даты занимают пожалуй, самое большое место. Во все времена и во всех школах проводятся линейки первого сентября, День учителя, 8 марта, день Победы и др. Обращение к этим праздникам в школе вполне объяснимо –их смысл и содержание затрагивает или собственно школу или участников педагогического процесса.
Если внимательно присмотреться к современному календарю, можно найти в нем много праздничных дней, которые вроде бы и не относятся напрямую к школе, но могут стать ярким воспитывающим делом в классе, в объединении в целой школе.
В современном календаре отразились практически все исторические и культурные события нашей страны и человечества в целом. Все, что было дорого, значимо для людей в прошлом, что важно для нас в настоящем -отмечено в календаре.
По большому счету, по календарю можно изучать историю, географию, литературу... Памятные и праздничные ни календаря фиксируют общечеловеческие ценности и идеалы, сохраняют сведения о великих и знаменитых людях. На наш взгляд события, которыми так богата история России и всего мира можно обратиться как серьезному основанию построения годового цикла работы. Тема и содержание многих праздников и памятных дат может быть поводом и для общего разговора, и для дискуссии, и для коллективно работы. В программе представлены варианты организации работы класса, в основе которых лежат различные даты в календаре учебного года как повода обращению к общечеловеческим ценностям, развитию исторической памяти, патриотизма.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Цель и задачи программы:
Цель – создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в общении и участии в классных мероприятиях; сформировать навыки правильного поведения в школе, в общественных местах.
Задачи - воспитывать любовь к прекрасному, формировать интерес к искусству;
-развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, находчивость и фантазию;
- активизировать познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- воспитывать культуру поведения в театре, на природе, в школе;
Предполагаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
- Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
- Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения;
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- Выделение нравственного содержания своих поступков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения;
- Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия;
- Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество;
- Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
- Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- Умение адекватно оценивать свою деятельность;
- Умение адекватно воспринимать оценку со стороны;
- Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
- Формирование основ оптимистического восприятия мира;
- Формирование готовности к преодолению трудностей.
Принципы построения:
- добровольность;
- общественная направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
- учет интересов ребенка;
- содружество и сотворчество детей и взрослых.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на год -1 час в неделю(34 часа в год).
Формы контроля:
Утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на конкурсах и концертах, праздниках, подготовка презентации, фотовыставки, создание портфолио.
Содержание курса:
Праздники сентября 5ч.
- «День знаний»;
- Конкурс «Природа и фантазия»;
- Конкурс чтецов;
Праздники октября 4ч.
- Подготовка и проведение праздника «Золотая осень»
Праздники ноября 3ч.
- Подготовка и проведение праздника посвященного Дню матери;
Праздники декабря 5ч.
- Подготовка к празднованию Нового года;
- Участие в конкурсе поделок;
- Проведение Новогоднего утренника.
Праздники января 3ч.
- Подготовка к годовщине Дня снятия Блокады Ленинграда;
- Проведение митинга.
Праздники февраля 4ч.
- Смотр строя и песни- подготовка и участие;
- Участие в акции открытка для Защитника Отечества.
Праздники марта 4ч.
- 8 Марта;
- Масленица.
Праздники апреля 2ч.
- День космонавтики;
- Неделя экологии- подготовка и участие.
Праздники мая 4ч.
- 9 Мая- подготовка и участие в празднике;
- Праздник «Здравствуй лето!»
№ по порядку | Тема занятия | Дата план. | Дата факт. | Прим. |
сентябрь | ||||
1 | 1сентября – День знаний. | |||
2 | Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала, подготовка к конкурсу «Природа и фантазия» | |||
3 | Изготовление поделок к конкурсу «Природа и фантазия» | |||
4 | Стихи русских поэтов об осени. Конкурс чтецов. | |||
5 | Подготовка ко дню учителя. Разучивание песен, стихов. Оформление творческих работ. | |||
октябрь | ||||
6 | Подготовка к празднику «Золотая осень», разучивание песен, танца. | |||
7 | Подготовка костюмов к показу «Осенняя мода». | |||
8 | Подготовка к празднику «Золотая осень», разучивание танца, песен, стихов, подготовка конкурсов. | |||
9 | Проведения праздника «Золотая осень» | |||
ноябрь | ||||
10 | Подготовка к Дню матери. Изготовление подарков к празднику. | |||
11 | Разучивание песен, танцев, стихов. | |||
12 | Проведение праздника «Любимой маме!» | |||
декабрь | ||||
13 14 | Подготовка к празднованию Нового года. Разучивание стихов, танцев, песен. | |||
15 | Подготовка поделок к выставке «Новый год у ворот» | |||
16 | Подготовка к празднованию Нового года. Разучивание стихов, танцев, песен. | |||
17 | Проведение Новогоднего утренника. | |||
январь | ||||
18 19 | Подготовка к годовщине дня прорыва Блокады Ленинграда, к выставке рисунков, конкурсу чтецов. | |||
20 | Участие митинге в честь Дня прорыва Блокады. | |||
февраль | ||||
21 | Подготовка к участию в акции «Открытки для защитников нашего Отечества» | |||
22 23 | Подготовка в «Смотру строя и песни» | |||
24 | Участие в «Смотре строя и песни» | |||
март | ||||
25 | Подготовка к проведению Масленицы, разучивание песенок, стихов, частушек. | |||
26 | Подготовка утренника к международному женскому дню. | |||
27 | Участие в проведении праздника посвященного Международному женскому дню. | |||
28 | Скоро день космонавтики! История появления праздника. Подготовка к проведению мероприятия. | |||
апрель | ||||
29 | Спортивный праздник «День космонавтики» | |||
30 | Подготовка к проведению Дня экологии.Участие в акции «Освободим природу от мусора». | |||
май | ||||
31 | Подготовка к празднованию 9 Мая, конкурс рисунков и песен, конкурс чтецов . | |||
32 | Участие в праздновании Дня Победы. | |||
33 | Подготовка к празднику «Здравствуй, лето!» | |||
34 | Проведение праздника «Здравствуй, лето!» |
Методическое обеспечение:
Для проведения праздников в школе имеются разработки конкурсов, сценарии календарных и народных праздников, фонд школьного музея (экспонаты, экспозиции), медиатека, библиотека (30 томов энциклопедии, художественная и методическая литература).
Материально-техническое оснащение:
Для проведения занятий в школе функционирует Музейбоевой и трудовой славы, компьютерные классы, актовый зал, спортивные залы, современная спортивная площадка, имеется проекционная техника, фотоаппарат.
Литература:
1.Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Программа курса «Духовно-нравственное развитие народов России». –М., АСТ, Астрель.
2.Детско-взрослая образовательная общность в школе будущего/науч. редактор Ю.В.Громыко, под общей редакцией Э.С.Акоповой.-М., Учебно-издательский центр «Березка», 2007.3.М.А.Тыртышная. Лучшие сценарии школьных праздников. –Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
4.С.В.Данилов, Л.С.Илюшин. Праздник длиною в учебный год. Санкт-Петербург, «КАРО», 2002.
5.Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий/ под редакцией Э.С.Акоповой, Е.Ю.Ивановой.-М., 2006,МИОО.
6.О.И.Глазунова, Э.С.Акопова, Е.Ю.Иванова. Сценарии занятий для детского сада и средней школы. Опыт работы экспериментальных площадок.-М.; Пушкинский институт, 2010.
7.И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Театральные постановки в средней школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»
Пилотная площадка 1 класс. Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...