В данном мероприятии представлены стихи, загадки, песни об осени.
материал на тему

Трофимова Марина Юрьевна

Воспитательная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турнир-викторина "Лесные тайны"

по книге В. Бианки «Лесная газета»

4-й класс

Уже несколько десятков лет школьники с удовольствием читают книги Виталия Бианки о природе и узнают из них много интересного о жизни растений и животных. Одной из таких книг является "Лесная газета".
Чтобы организовать работу с этим произведением более эффективно и занимательно, советую разделить знакомство с "Лесной газетой" на сезоны и проводить опрос детей в форме турнира-викторины.
По аналогии с предложенными материалами составляются викторины на все времена года.

ТУРНИР-ВИКТОРИНА I

Тема. "Лесные тайны. Осень".

Цель. Расширять знания ребят о природе, развивать их познавательный интерес, формировать умение работать в коллективе.

Оборудование. Рисунки с изображениями: зайчат осенью, сохи, лося с рогами, бегущего зайца, водяной крысы (ондатры), паука, муравейника; птиц: бормотушника, чечевичника, куличка-косача (самца), сойки, синицы, пищухи, поползня, птичьих гнезд; пластинки с голосами птиц и c популярными песнями о природе; призы; книги В.Бианки.

Способ проведения. Перекрестный поединок. Команды готовят несколько вопросов и задают их друг другу поочередно. Вопросы берутся на одну тему из книги В.В. Бианки "Лесная газета". Команды по очереди атакуют и обороняются.

Подготовка: 1) проводится общий сбор-старт, на котором класс делится на две команды, выбирается способ проведения турнира-викторины: перекрестный поединок – атака и оборона; 2) проводится несколько коротких совещаний (по 15–20 мин), на которых каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и выносит решение, на какую тему они хотят провести турнир-викторину (учитель подводит учеников к тому, чтобы тема была одна); 3) команды объявляют свои названия и девизы, представляют капитанов, выдвигают предложения по теме; 4) дается несколько дней для подготовки команд. Дети думают, как представить свою команду, знакомятся с литературой, советуются со старшими, продумывают те вопросы и ответы на них, которые будут задавать соперникам, готовят сценки о природе. Ведущим может быть сам учитель, но лучше вместе с кем-либо из детей; 5) учитель должен обязательно просмотреть вопросы и решить, доступны ли они.

Знакомство детей с правилами: 1) после того как задан вопрос, вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например 30 с. По определенному сигналу, например по звонку, команда выбирает человека, который дает ответ (или несколько человек); 2) если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить ей самой. (Ведущий говорит атакующей команде: "Идите на выручку!")

Оценивание ответов:

1) правильный и полный ответ – 2 балла;
2) неполный ответ – 1 балл;3) наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружная работа команды тоже оцениваются в баллах. Учитывается оформление.

Примерный план проведения турнира-викторины

1. Представление жюри и знакомство детей с правилами турнира

2. Представление команд друг другу и жюри

А. Название команды (например, "Листопадничек", "Ягодка");
Б. Девиз (например, "Охранять природу – значит охранять Родину");
В. Тема (например, "О птицах и зверях в лесу осенью", "Вести с охоты", "О лесных растениях осенью", "О зверях осенью");
Г. Оформление (эмблемы и пр.).

3. Музыкальная разминка

Ведущий. Отгадайте голос птицы.

Каждой команде предлагается узнать по три голоса птиц.

– Что за песня о природе прозвучала?

Команды должны определить название и композитора песни. (Лучше предлагать те произведения, с которыми ученики знакомились на уроках музыки.)

4. Перекрестный поединок

Команды по очереди задают друг другу по одному вопросу. Вопросы записаны на карточках, ответы на них – с обратной стороны.

Начинает атаку та команда, которая набрала больше баллов в музыкальной разминке.

Примерные вопросы и задания команде 1 – "Листопадничек"

Тема: "О зверях"

1. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)

2. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова "соха", на которую похожи рога старого лося.)

3. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)

4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)

5. Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)

6. Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.)

7. Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.)

8. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)

Примерные вопросы и задания команде 2 – "Синичка"

Тема: "О птицах"

1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? Если не все, то объясните. (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)http://nsc.1september.ru/2004/23/18.gif

2. Какие птицы весной бормочут: "Куплю балахон, продам шубу"? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

3. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи.)

4. Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)

5. Вот рисунок головы ушастой лесной совы. Укажите на рисунке уши совы. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.)

6. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)

7. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

8. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье? (Это значит, что в том месте в лесу находится падаль или раненое животное.)

5. Музыкальная разминка

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

6. Конкурс на лучшую сценку о природе

7. Конкурс загадок о природе

Проводится в форме перекрестного поединка.

Примерные загадки команде 1

1. Русло – повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось. (Орех.)

2. Идет-идет, а пойти не может, хоть лови не лови – не изловишь. (Река, пена на ней.)

3. Бежать-бежать – не добежать лететь – не долететь. (Горизонт.)

4. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Листва.)

Примерные загадки команде 2

1. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)

2. Тело носим, кости бросим, а голову едим. (Лен.) Докажи.

3. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.)

4. В воде родится, а воды боится. (Соль.)

8. Подведение итогов

Жюри подводит общие итоги. Объявляет команду-победительницу. Высказывает свое мнение о детях, их работе.

ТУРНИР-ВИКТОРИНА II

Тема. "Лесные тайны. Зима".

Оборудование. Рисунки с изображениями рыси, выдры, норки, зайцев – беляка и русака, медведя, жабы, летучей мыши, барсука, тетерева, куропатки, рябчика, клеста, синицы, воробья, оляпки, грача, скворечника; сетки кроссвордов и задания к ним; пластинки с голосами птиц и песен о природе; призы; книги В.Бианки.

Примерный план проведения турнира-викторины

1. Представление жюри и знакомство детей с правилами турнира

2. Представление команд друг другу и жюри

А. Название команды;
Б. Девиз;
В. Тема: "О зверях зимой" или "Птицы зимой";
Г. Оформление (эмблемы и пр.).

3. Музыкальная разминка

4. Перекрестный поединок

Примерные вопросы и задания команде 1

Тема: "Животные (звери) зимой"

1. На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)

2. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру и норку – за то, что они истребляют рыбу.)

3. Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)

4. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)

5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)

6. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)

7. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)

8. Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь.)

9. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)

Примерные вопросы и задания команде 2

Тема: "Птицы зимой"

1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)

2. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)

3. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.)

5. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и множество их поедают.)

6. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.)

7. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.)

8. Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.)

9. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.)

5. Музыкальная разминка

Конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

6. Конкурс на лучшую сценку о природе

7. Конкурс кроссвордов о природе

Дети обмениваются кроссвордами и работают самостоятельно. Кроссворды начерчены на больших листах ватмана, к ним прилагаются задания в письменном виде.

Кроссворд "Ориентирование, план и карта"

http://nsc.1september.ru/2004/23/20.gif

Вопросы

По горизонтали:

4. Какая сторона находится справа от полуденной тени?
7. Как называется умение находить север, юг, запад, восток?

По вертикали:

1. Как называется число, показывающее, во сколько раз уменьшены или увеличены предметы на карте?
2. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
3. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?
5. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?
6. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы

По горизонтали: 4. Запад. 7. Ориентирование.

По вертикали: 1. Масштаб. 2. Компас. 3. Горизонт. 5. Восток. 6. Север.

Кроссворд "Погода"

Напиши словами.

Задания

http://nsc.1september.ru/2004/23/21.gif

Ответы: 1. Ветер. 2. Снег. 3. Туман. 4. Град. 5. Дождь. 6. Гололед.

Кроссворд "План местности"

Напиши словами.

Задания

http://nsc.1september.ru/2004/23/22.gif

Ответы: 1. Болото. 2. Овраг. 3. Дорога. 4. Огород. 5. Мост. 6. Озеро.

8. Конкурс загадок о природе зимой

В перекрестном поединке команды загадывают друг другу по пять загадок.

Примерные загадки первой команды

1. С какого дня начинается зима (по календарю) и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

2. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

3. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

4. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

5. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Примерные загадки второй команды

1. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

2. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

3. С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

4. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

5. В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

9. Подведение итогов



Предварительный просмотр:

                                                                             

Цель: установление признаков конфликтной ситуации, обучение совместному разрешению конфликта.

Задачи урока:

  1. Показать, что такое конфликт между людьми.
  2. Сформировать умение определять признаки конфликтной ситуации.
  3. Выработать навыки разрешения конфликта путем совместного принятия решения.

Оборудование:  

         1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

          2.Плакат с кроссвордом;

          3.Бумажные сердечки: грустное, серьезное, веселое;

          4.Лист ватмана

          5.Миниатюрные фигурки человечков, деревьев, камней, домиков, цветов и т.д.;

         6.Карточки  с рассказом К. Ушинского.

Используемые формы работы:

  1. кроссворд
  2. беседа
  3. групповая творческая работа
  4. сюжетно-ролевая игра
  5. разминка

                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

Раз, два, три – слушай и смотри.

Три, два, раз – начинаем мы сейчас.

               Разминка:

Учитель: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Добрый день».  

 Игра «Добрый день»

Я скажу слова: «Добрый день …» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Добрый день  всем девочкам!... Добрый день всем мальчикам!... Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!... Добрый день  всем, кто любит конфеты!... Добрый день всем, кто хочет знать во что мы будем играть сегодня… Молодцы!»

2.Повторение

1.Учитель. - Ребята, сегодняшний классный час к мы начнем с определения  настроения. Сегодня я предлагаю вам выбрать понравившееся сердечко.

/На доске три сердца: первое –  грустное, второе – серьезное, третье – веселое./

- Мы с вами  много говорили о дружбе, создавали правила дружбы. Сегодня, прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним  какие отношения можно назвать дружескими.  Нам предстоит с вами разгадать кроссворд «Дружба»

Вопросы:

1.Делай людям … и оно вернётся сторицей.

2. Он всегда поможет в трудную минуту, значит это настоящий…

3.      Нежные чувства людей друг к другу.

4.   Ее протягивают друг к другу.

5.      Вера в надежность друга (чувство).

6.      Объявить за хорошую учебу, труд…

7.      Отношения между двумя или несколькими людьми.

8.      Человек, который не предаст никогда, всегда поддержит, будет на твоей стороне. Это качество человека.

(Ответы: 1. Добро; 2. Друг; 3. Любовь; 4. Рука; 5. Доверие 6. Благодарность; 7. Дружба. 8. Верность.)

Учитель: Вот на что опирается дружба.

II.      Новая тема. Просмотр мультфильма «Ссора» («Лунтик и его друзья»)

1. Определение темы урока.

Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма и  назовите тему нашего классного часа.

/Дети делают вывод, что разговор пойдет о ссорах/

Учитель: Молодцы!

- А что же такое ссора?

(Ответы детей).

- Давайте прочитаем определение, которое дает В. И. Даль.

«Ссора – несогласие, раздор, размолвка, вражда, разлад, неприязнь».

(Определение записано на  слайде.).

2.Беседа:

- Были ли у вас подобные ситуации, то есть вы когда - нибудь ссорились. Из – за чего происходила ссора?

- Легко ли вам просить прощение?

- Вспомните, какой-либо случай из своей жизни, когда умение прощать помогло вам сохранить дружбу.

- А теперь послушайте сказку. Слушайте внимательно. После прочтения, я вам буду задавать вопросы. Сказка называется «Тысячецвет», а написала ее А. Неёлова.

/Слайд./

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.

Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.

- Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето…  Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:

«Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всё больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

Вопросы  и задания к сказке:

1.Сейчас вы разделитесь на пары. Один человек в паре – цветочек, другой – ручеек. Вы должны придумать другой конец, небольшие сценки-диалоги, как цветочек и ручеек помирились.

2.На месте ручейка вы бы простили цветочек? Как вы думаете, изменился бы цветочек, если бы ручеек его простил?

3.Представьте, что ручеек простил цветочек и напоил его. Перечислите добрые качества, которые появились в цветочке после этого.

4.Что вы бы посоветовали человеку, который не умеет прощать людей?

3. Физминутка.

4.Работа  по карточкам. Рассказ К.  Ушинского « Вместе тесно, а врозь скучно»

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!»

Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»

Дети расселись по разным  углам; но скоро им обоим стало скучно.

Учитель: Скажите, брат с сестрой могут поссориться. Прочитайте рассказ К. Ушинского.  Скажите, почему произошла ссора между братом и сестрой.

Игра «Ссоримся и миримся»

Учитель: А теперь мы поиграем в игру «Ссоримся и миримся»

Правила игры таковы: вы работайте в паре, найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь. ( можно раздать варианты: причины ссор)

(Несколько пар разыгрывают сценки-диалоги.)

Учитель: Молодцы!

5.  Творческое задании (групповое).

Учитель: Вы замечательно справились с заданиями в тетради. Ну, а сейчас вновь игра, но необычная. Вы будете работать группами: 1 ряд - 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

- Представьте, что вы – волшебники. Вы находитесь в стране, в которой ещё никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждая группа выберет для себя трех героев, которых они хотели бы поселить в новой стране. Ещё возьмите деревья, камни, цветы, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. Я буду вам рассказывать сказку, а вы вовремя прослушивания будете на листе ватмана строить волшебную страну.

(Дети выбирают миниатюрные фигурки человечков и других необходимых предметов.)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки, на волшебной поляне сказочного леса жили волшебные жители в трех домиках.

/дети каждой группы прикрепляют свои домики в любом месте листа ватмана, а рядом все остальные предметы, которые они выбрали./   Жили они дружно и весело.

Как-то раз, волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли гулять по волшебному лесу. По дороге все жители перессорились.

Не успели они ещё вернуться домой как, в наказание за ссору, полил сильный дождь. Дождь шёл долго. От этого разлились реки и разделили сказочную поляну на три части бурными реками.

/учитель проводит черным маркером линии, отделяя  домики друг  от друга/

- Как же могут встретиться и помириться жители сказочной поляны?

/Детям дается 5 минут на обсуждение, затем каждая группа предлагает свое решение. Должны быть использованы:

  1. слова приветствия
  2. слова извинения
  3. мимика, жесты
  4. интонация

Если они не находят решения, или не будет такого варианта, учитель предлагает построить через реки мостики дружбы/

Вот и помирились жители сказочной страны. Они взялись за руки, заплясали и поняли, что вместе они умеют творить чудеса.

Учитель:

- Трудно ли было играть в эту игру?

- Что было труднее делать в ходе игры?

- Чему научила нас эта игра?

III      Заключение.

Упражнение «Рука друга».

Учитель: «Ссора до добра не доводит». (Русская пословица);( слайд)

- В заключение нашего классного часа я предлагаю вам взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать  вслух  хорошие пожелания.

- В начале урока мы выбирали сердечки, которые вам понравились. Сейчас я прошу вас сделать это ещё раз.

Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь.
  2. Неёлова А. Сказка «Тысячецвет»
  3. Ушинский К.Д. Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно»
  4. Мультфильм «Лунтик и его друзья» 104 серия «Ссора»


Предварительный просмотр:


Проблемы взаимоотношений в семье по рассказу В.Осеевой "Бабка": обсуждение произведения

http://1.bp.blogspot.com/-iIyh5a1RYEw/T1HezBI4-RI/AAAAAAAAASI/0gH3c1cKu64/s1600/19223.jpg

Цели:

  1. Учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
  2. Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово библиотекаря. 

2. Стадия вызова. Сказка-притча (рассказать):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.

Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.) Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами проанализируем этот рассказ, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа “Бабка” (краткий пересказ).

Обсуждение содержания:

  1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
  2. Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
  3. Почему рассказ называется «Бабка»? (Название показывает, что к бабушке в семье было пренебрежительное отношение.)
  4. Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
  5. А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту , подтвердите словами из текста.)
  6. Почему вы так решили? (Много морщин.)
  7. О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
  8. Вспомните, как называли её в семье?(Бабка, мамаша, старушенция.)
  9. А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.)
  10. Как выдумаете, почему?
  11. А как вы называете своих бабушек, значит и про вашу бабушку тоже говорится в этом рассказе!

Отношение к бабке её домашних?

Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними?  -(Работа по тексту.)

Да, бабка всех раздражала своим присутствием, она была старая.

Отношение к бабке Борьки

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура Борьки. Поговорим о ней поподробнее.

  • Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
  • А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
  • Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)

Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)

Поняли ли его родители? -  (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа)

Анализ заключительной части рассказа.

  • Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте.
  • Что осталось? (Шкатулка.)
  • Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
  • Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (Потому что они ее обижали.)
  • Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? (К близким людям.)
  • А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
  • Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.
  • Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.

  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
  • У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
  • А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Ребята, у вас у всех есть бабушки и мне радостно от того, что вы относитесь к ним не так как Борька. Включается презентация: на каждом слайде фото бабушки с подписью из сочинений, учащиеся сами читают о своих бабушках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном разделе представлены работы для МО

Рабочая программа по внеурочной деятельности  2 класс...

Праздник "Золотая осень". Песня на осеннюю тематику "Падают листья", 24.10.2019 г., 1-а кл.

Праздник "Золотая осень". Песня на осеннюю тематику. "Падают листья", муз. М.Красева, сл. М.Ивенсен....

Стихи – загадки «Дары осени»

Стихи – загадки «Дары осени»...

Внеклассное мероприятие "Родина в стихах и песнях"

Путешествие по страницам поэтической тетради«Родина в стихах и песнях»Цель и задачи мероприятия: приобщение учащихся к искусству слова, развитие творческих способностей, формирование...

Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п

Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...

Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п

Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...

Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п

Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...