рабочая программа по занимательной грамматике 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Агмалова Илсияр Расимовна

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта НОО;

- Примерной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Основной образовательной программы НОО МБОУ «КСОШ №2»;

- Учебного плана МБОУ «КСОШ №2» на 2016-2017 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ «КСОШ №2».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika_programma.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Списки детей

Ф.И. ученика

Дата рождения

адрес

1

Гильманова Азалия

04.08.06

1/17-96

2

Глухова Виолетта

05.07.06

2/04 кв.12

3

Гребнев Даниил

16.02.06

2/41кв.120

4

Давлетшин Алмаз

22.03.06

2/05 кв.11

5

Ильина Диана

17.02.07

2/11 кв.28

6

Мелетин Родион

21.01.06

1/05а кв16

7

Мубаракшин Самат

27.03.06

1/19 б -

8

Муртазина Милана

22.05.07

2/11кв.300

9

Новокшонов Гордей

26.08.06

2/16кв.200

10

Окунев Павлик

27.09.06

1/13кв.88

11

Паюсов Климентий

13.06.06

2/11кв.301

12

Першина Валерия

02.01.06

2/41кв.104

13

Плаксин Иван

02.02.06

2/30 а 102

14

Сапожников Владислав

15

Федоров Ярослав

28.12.05

2/41кв.119

16

Хазеева Азалия

30.05.06

2/32 кв.85

17

Халимова Азалия

27.07.06

2/16 кв.164

18

Хакимов Марат

6.08.06

2/10-20

19

Чмыхов Александр

07.07.06

2/13кв.166

20

Чурашова Ольга

27.01.07

1/46 кв.14

21

Шакирзянов Ринат

«Рассмотрено»                                                                   «Согласовано»                                                                            «Утверждено»                                                              Руководитель МО                                                        Заместитель        директора                                                  Директор МБОУ «СОШ № 2»                                   ______/Сабирзянова Р.К../                                                     по УВР МБОУ  «СОШ №2»                                                 ________/ Рябцова Н.А./                  

                   Ф. И. О.                                                          _______/ Татаринцева Т.А../                                                                            Ф.И.О.

Протокол №___    от                                                                             Ф. И. О.                                                                    Приказ № ________от                                 «____» августа  2016г.                                                         «____» августа 2016г.                                                                  «____» ______ 2016г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

«Занимательная грамматика»

ДЛЯ    4 А   КЛАССА

                                                                                                учителя начальных классов

                                                                                            Агмаловой Илсияр Расимовны

первой  квалификационной категории

                                                                                                                                                   Рассмотрено на заседании  педагогического совета

                                                                                                                                                   протокол № ____  от     «_____»____  2016г.

2016–2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта НОО;

- Примерной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Основной образовательной программы НОО МБОУ «КСОШ №2»;

- Учебного плана МБОУ «КСОШ №2» на 2016-2017 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ «КСОШ №2».

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год

Занятия проводятся1 раз в неделю по 45 минут.

Количество в год 34

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание учебного предмета

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.        Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.        Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.        В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 11.        Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.        Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.        Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.        Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.        Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.        Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.        Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.        Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.        «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.        Мы говорим его стихами. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.          Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.        Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.         Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.         Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33.         Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Тематическое планирование 34 часа

4 класс  «Занимательная лингвистика»

Тема занятия

Количество часов

виды учебной деятельности учащихся:

Фонетика и орфоэпия

(7 часов)

1

Что такое орфоэпия?

1

Слушают сказку, рассказ

учителя, читают, анализируют,

размышляют, делают выводы. играют

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

Играют, разыгрывают сценку,

решают головоломки,читают,

анализируют, размышляют,

делают выводы. играют

3

Звуки не буквы!

1

Слушают сказки, отгадывают

загадки, инсценируют

4

Звучащая строка.

1

Слушают учителя,

выполняют задания,

читают, анализируют,

размышляют, делают

выводы. играют,

5

Банты и шарфы.

1

Слушают сказку, читают,

анализируют, размышляют, делают выводы. играют,

пишут

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

Работают со словарем,

решают головоломки

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Вставляют буквы в слова,

слушают,

анализируют,

размышляют, делают

выводы. играют

Лексикология

(27 часов)

8

Имена вещей.

1

Слушают, пишут буквы,

играют, анализируют,

размышляют, делают

выводы. играют,пишут,

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Читают, слушают,

знакомятся со словарем

10

В царстве смыслов много дорог.

1

Отгадывают загадки,

выполняют упражнения

11

Как и почему появляются новые слова?

1

Слушают сказки, ищут

ошибки

12

Многозначность слова.

1

Слушают, решают головоломки

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Слушают, разгадывают ребусы

14

Об одном и том же - разными словами.

1

Сочиняют, слушают,

анализируют, размышляют, делают выводы. играют,

пишут,

15

Как возникают названия.

1

играют, разгадывают

16

Слова – антиподы.

1

Слушают, играют, анализируют, размышляют, делают выводы. играют, пишут,

17

Фразеологические обороты.

1

Работают со словарем, играют

18

Словари «чужих» слов.

1

Инсценируют,

разгадывают ребусы

19

Капитан и капуста.

1

Составляют презентацию

анализируют, размышляют, делают выводы. играют,

пишут

20

«Он весь свободы торжество».

1

Инсценируют, отгадывают

загадки

21

Мы говорим его стихами.

1

Слушают, играют,

анализируют, размышляют, делают выводы, играют, пишут

22

Слова, придуманные писателями.

1

Слушают, играют,

анализируют, размышляют, делают выводы. играют,

пишут,

23

Слова уходящие и слова – новички.

1

Работают со словарем,

инсценируют

24

Словарь языка Пушкина.

1

Играют, анализируют,

размышляют, делают

выводы. играют,пишут

25

Смуглая Чернавка.

1

Играют , анализируют,

размышляют, делают

выводы. играют,пишут

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

Играют,анализируют,

размышляют, делают

выводы,  играют, пишут

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

Играют, анализируют,

размышляют, делают

выводы,  играют, пишут

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Играют, анализируют,

размышляют, делают

выводы,  играют, пишут

29

Словарь- грамотей.

1

Играют, анализируют,

размышляют, делают выводы. играют, пишут

30

Научная этимология.

1

Играют, анализируют,

размышляют, делают

выводы, играют, пишут

31

Какие бывают имена?

1

Подбирают, играют

32

Древнерусские имена.

1

Играют, отвечают,

отгадывают,

размышляют,

делают выводы. играют,

пишут,

33

Отчество и фамилия.

1

Играют, отвечают,

отгадывают,

размышляют,

делают выводы. играют,

пишут,

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Играют, отвечают,

отгадывают,

размышляют,

делают выводы. играют,

пишут,

Итого 34 часа

Учебно-методический комплект    

1.Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады// Начальная школа. 2 -4 классы. -М.: Айрис-пресс, 2005. -128с.

2. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И. В. Мукашова. -Волгоград: Экстремум, 2006. -184с.

3. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1

4. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

5. Е.В.Безкоровная. Русский язык. Вставь букву. Грамматические игры. –М.: Эксмо, 2013.

6. Н.И.Айзацкая. Русский язык. Найди ошибку. Языковые игры. –М.: Эксмо, 2013.

  1. Л.В.Мищенкова. Занимательный русский язык

            Календарно-тематическое планирование

Разделы. Темы

Кол-во час.

Дата

план

факт

1

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

8

Лексикология(27 часов). Имена вещей.

1

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

10

В царстве смыслов много дорог.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова.

1

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари «чужих» слов.

1

19

Капитан и капуста.

1

20

«Он весь свободы торжество».

1

21

Мы говорим его стихами.

1

22

Слова, придуманные писателями.

1

23

Слова уходящие и слова – новички.

1

24

Словарь языка Пушкина.

1

25

Смуглая Чернавка.

1

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

29

Словарь- грамотей.

1

30

Научная этимология.

1

31

Какие бывают имена?

1

32

Древнерусские имена.

1

33

Отчество и фамилия.

1

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по занимательной грамматике 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная грамматика" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс....

Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика"

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...

Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа кружка«Занимательная грамматика», 1 класс

Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут....

Рабочая программа кружка «Занимательная грамматика» (в соответствии с ФГОС)

Рабочая  программа кружка «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе:- При...

Рабочая программа кружка "Занимательная грамматика" 2 класс

Рабочая программа кружка  "Занимательная грамматика" 2 класс...