родительское собрание по правилам дорожного двжения "Правила на всю жизнь"
консультация на тему

оказание консультативной и обучающей помощи родителям по обучению детей правилам поведения на улице

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:  «Правила на всю жизнь!»

                                                                      Автор – составитель:

                                                                      Погребная

                                                                      Елена Владимировна

                                                                      Воспитатель ГПД      

Цель: оказание консультативной и обучающей помощи родителям по обучению детей правилам поведения на улице.

Задачи:

- привлечение учащихся к участию в пропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди родителей и сверстников;

- способствовать привлечению внимания родителей к вопросам обеспечения БДД;

- содействовать пропаганде правил безопасного и культурного поведения на дорогах.

- способствовать формированию сознательного и ответственного отношения к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения.

  • способствовать  популяризация детского творчества и  ознакомление общественности с творчеством детей по тематике безопасности дорожного движения.

Предварительная работа:

- Родители учащихся за неделю до проведения собрания отвечают на предложенные вопросы анкеты, передают анкеты через учащихся классному руководителю для анализа;

- Перед началом родительского собрания родителям раздаются жетоны (красного, желтого и зеленого цвета) для голосования за лучшую детскую работу, участвующую в конкурсе «Дорога и мы»;

- предлагается просмотр видеоматериалов подготовленных детьми к конкурсу.

План проведения родительского собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя.                                     3 мин.

2. Выступление Инспектора ГИБДД.                                                    2 мин.

3. Выступление школьного психолога                                                  2 мин.

4. Выступление агитбригады.                                                                5 мин.

5. Просмотр и обсуждение видеоролика «Дорога глазами детей».  10 мин.

6. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».                     8 мин.

7. Итог родительского собрания.                                                          1 мин.

8. Рефлексия.                                                                                          1 мин.

Ход собрания:

1.  Вступительное слово классного руководителя.

        Здравствуйте, уважаемые родители!  Сегодня  мы  проводим родительское собрание на тему: «Правила на всю жизнь». Но речь пойдет не об успеваемости наших детей.   На этом собрании мы поговорим об организации деятельности  родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышении культуры правильного и безопасного поведения ребёнка на дороге.

        Уважаемые родители, считаете ли вы актуальной тему сегодняшнего нашего собрания? Почему? В начале нашего разговора,  предлагаю прослушать результаты анкетирования.

Ежегодно на дорогах  гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов.  Но результат один - чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких.  

Сегодня школа стремится обеспечить детям качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры  поведения  на дороге.  Однако, страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья детей, в результате ДТП на дорогах, ужасает.  Поэтому необходимость проведения родительского собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью.

 Автомобиль стал неотъемлемым спутником прогресса общества. Он оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозке  грузов, так и в перевозке пассажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев.

В каждое третье воскресенье ноября принято чтить память жертв дорожно-транспортных происшествий. Дата отмечается по всему миру с 2005 года.

Это международное событие призвано привлечь внимание всех людей планеты к печальному факту: во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий ежедневно погибает более трех тысяч человек и около ста тысяч получают серьезные травмы. Большая часть из погибших и пострадавших – дети и молодежь.

В повседневной жизни мы стараемся быть вежливыми по отношению друг к другу, а вот ступая на дорогу, садясь за руль автомобиля, становимся другими, как бы перерождаемся. «Не трамвай – объедет», – убеждает себя пешеход, переходя дорогу перед близко идущим транспортом. У водителя мнение насчет пешехода совсем другое: «Не столб – отойдет», а в результате статистика собирает «урожай» дорожных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Пешеходы наравне с водителями обязаны соблюдать Правила дорожного движения. Об этом должны знать и взрослые, и дети.

        2. Выступление Инспектора ГИБДД.

Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Из года в год растет количество ДТП с участием  детей. Примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми  являются:

- переход улицы перед близко движущимся транспортом — 27%;

- переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не

разрешается пересекать проезжую часть, — 27%;

- невнимательность при переходе улиц — 17%;

- неожиданный выход из-за транспортных средств — 9%;

- прочие причины (игры на проезжей части и т. п.) — 20%.

 Но цифры статистики сухи. А ведь за ними стоят смерть, боль, страдания  людей. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов, и водителей.

Как видно из этих данных, большинство несчастных случаев происходит по причинам, связанным с грубым нарушением правил движения. Если все участники дорожного движения будут хорошо знать правила движения, точно их выполнять, то этого можно избежать.

А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.

Прежде всего, родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерешима.

Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда.

Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.

Поэтому, следует  своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными.  

3. Выступление школьного психолога.                                                  

Учитывая психологию детского возраста, знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге,  необходимо с раннего возраста, так как правила,  усвоенные ребенком в детстве,  наиболее прочные,  а их соблюдение,  впоследствии,   становится не только нормой поведения, но и осознанной необходимостью. 

В этой беседе хочется обратить ваше внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:

  • Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
  • Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
  • Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
  • Дети с искажением воспринимают звуки на дороге;
  • У них искажено восприятие размеров транспортных средств.

И еще один совет родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

         4. Выступление агитбригады.

Классный руководитель:  А сейчас мы узнаем, что же знают о правилах дорожного движения наши дети. Они подготовили для вас небольшое выступление.

Участники агитбригады представляют мини-спектакль  «Дорожные приключения Буратино».

5. Просмотр и обсуждение видеоролика «Дорога глазами детей».

- Является ли чувство опасности врожденным у детей (нет);

- До какого возраста у детей отсутствует чувство опасности (7-8 лет);

- Как дети воспринимают дорожное движение (видят его настолько, насколько им позволяет их рост);

- Что детям определять сложнее: расстояние, скорость автомобиля, дистанцию между двумя автомобилями (все эти параметры);

- Что мешает детям сконцентрироваться и увидеть опасность на дороге (психологические особенности их возраста: повышенная возбудимость, увлеченность игрой, излишняя самоуверенность, усталость после учебного дня);

 - Кому подражают дети, нарушая правила дорожного движения (взрослым);

 - Почему дети на велосипедах, скейтбордах, роликовых коньках являются повышенным фактором внимания у водителей (дети не умеют распределять внимание, они сосредоточены на выполнении маневров и могут в любой момент выскочить на проезжую часть).

 - Где и когда дети на дороге представляют особую опасность (школы, парки, игровые площадки; особенно утром и в часы окончания школьных занятий);

- Как научить детей правильно вести себя на дороге (они должны действовать по схеме: остановись, прислушайся, осмотрись, иди);

 - Какова Ваша роль, как родителей в формировании культуры безопасного поведения на дороге у Ваших детей?

   6. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

Классный руководитель:  Часто, на дорогах, людей  поджидают «ловушки», при  которых необходимо своевременно принять правильное решение.

Сейчас мы  проведем деловую игру: «Ловушки на дорогах».   Для  проведения игры,  я прошу вас разделиться на четыре группы.  У каждой группы на  столе  лежит карточка  с описанием «дорожной ловушки (ситуации)», в  которой  может  оказаться  ребенок.  Надо   принять  правильное решение  и  объяснить  ситуацию.

(Родители работают сначала  по группам:  читают ситуацию, обсуждают её, а потом озвучивают правильное решение вслух).

Ловушка  №1. Когда ребенок спешит на автобус, он не видит ничего вокруг.                                                                                                

- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: Научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации, внимательно смотреть вокруг себя и на дорогу.

Ловушка №2. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может    быть скрыта другая.

- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: Нужно показать подобные ситуации  ребенку, объяснить ему, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность.

Ловушка №3. Остановка – место, где дети чаще всего попадают под машину.                                                                                              

- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, 

чем на перекрестке.

Ловушка № 4. Обычно дети, пропустив машину, тут же  бегут через дорогу.

- Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если  сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.

7.  Итог родительского собрания.

Классный руководитель:   Уважаемые родители!  

Подводя итог нашего собрания, мне хочется сказать - воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге.  Помните, что от вашей культуры поведения на дороге, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребенка. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге, так как знать и соблюдать правила дорожного движения должны и взрослые, и дети.

- Какое же решение  нашего собрания мы должны принять?

Решение собрания

• Продолжить работу по закреплению у детей знаний правил дорожного движения в семье.

• Родителям  быть примером для своего ребёнка в выполнении ПДД.

8. Рефлексия.                                                                                  

Классный руководитель:  Прошу  вас  дать  оценку  родительскому собранию, ответив на 3 простых вопроса:

1. Была ли необходимость в проведении данного собрания?

2. Вы  получили  полезную  информацию? Какую?

3. Если нет – что упущено?

В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение школьных предметов в образовательном учреждении.  Ведь безопасность жизни детей важна не менее показателя их интеллектуального развития,  а  даже  намного  значительнее.

Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно,  должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях и  быть примером  для ребенка по соблюдению ПДД.

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на дороге привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь. И напоследок,  каждый из вас сейчас получит памятку.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

1. Обучайте детей правилам дорожного движения всегда, когда для этого предоставляется возможность, и в первую очередь вашим личным примером.

2. Регулярно повторяйте детям следующие установки:

  • Перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен!»
  • Никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу.
  • Перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа нет приближающегося транспорта.
  • Выйдя из автобуса, трамвая, не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу.
  • Не выезжай на дорогу на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках.
  • Не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион.
  • Переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину.
  • Никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя.
  • Когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны!»

3. Не запугивайте детей опасностями на дорогах. Страх также вреден, как неосторожность и беспечность. Школьники должны ориентироваться в дорожной обстановке, а не бояться дороги.

И пусть не будет больше бессмысленных смертей,
Ведь правила движения, ЗАКОН для всех людей!

На этом наше собрание окончено. Благодарю за присутствие и участие.  До  новых встреч.       

Приложение №1

Анкета для родителей

«Как защитить детей на дороге»

Уважаемые родители!

       Воспитание грамотного участника дорожного движения — составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща. Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

1. Уверены ли Вы в своих знаниях правил дорожного движения?

- знаю;

- знаю не всё;

- мне эти знания не нужны.

2. Нарушаете ли Вы правила дорожного движения?

- стараюсь никогда не нарушать;

- редко;

- часто.

3. Нарушаете ли Вы правила дорожного движения, если рядом находятся дети?

- стараюсь никогда не нарушать;

- редко;

- часто.

4. Кто, по Вашему мнению, чаще всего виноват в ДТП?

- водители;

- пешеходы;

- сам нарушитель;

- организация дорожного движения.

5. Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения:

- делаю замечание;

- не обращаю внимания, у них есть свои родители;

- затрудняюсь ответить?

6. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Укажите, какая:

- беседы с ребенком;

- чтение детской литературы по данной теме;

- практические навыки поведения на дороге; показываю на собственном примере, как себя вести на дороге;

- углубленное изучение Правил дорожного движения;

- разрабатываю для него наиболее безопасный маршрут;

- рассказываю о последствиях несоблюдения правил;

- наблюдаю за передвижением ребенка через дорогу;

- сопровождаем лично;

- ничего не делаю, рассчитываю на его самостоятельность;

- пусть этим занимаются педагоги в школе, этого достаточно.

7. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:

- используете жизненный опыт;

- смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;

- на основе рекомендаций педагога.

8. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?_____________________________________________________________

9. Какие формы работы Ваших педагогов с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:

- организация выставки литературы по данной теме;

- проведение лекториев для родителей;

- встречи с инспектором ГБДД;

- проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);

- размещение информации в уголке для родителей;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания по данной теме.

- Ваш вариант ответа_______________________________________________

10. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения в школе: 

- на высоком;

- на среднем;

- на низком. 

11. Какие меры по предупреждению детского травматизма на дорогах вы считаете необходимыми?

- использование светоотражательных элементов.

- изучение ПДД.

- практические занятия.

- Ваш вариант ответа _______________________________________________

12.Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД?

- да;

- нет;

- не знаю?

Благодарим Вас за искренние ответы!

             

Приложение № 2.

Анкета «День без автомобиля»

1. Есть ли у вас в семье транспортное средство:

- автомобиль

- мотоцикл

- скутер

- мотороллер

- велосипед

- квадроцикл

2. Как часто вы им пользуетесь:

- постоянно

- часто

- редко

- по мере необходимости

- очень редко

3. Как Вы считаете, в каких случаях можно обойтись без автомобиля:

4. Как Вы считаете, есть ли польза от автомобиля:

польза

вред

Благодарим Вас за искренние ответы!

         

                                   

  

Приложение № 3.

«Памятки для  родителей №1, №2»

Памятка для родителей №1

- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.

- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

- Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

- Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.

Памятка для родителей №2

1. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.

2. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

3. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

4. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-мото транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.

5. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;

- применяйте при поездках ремни безопасности, детские автокресла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию на тему "Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника"

Материал для подготовки к родительскому собранию "Телевидение:его место в жизни семьи и первоклассника"...

Родительское собрание для 1 класса "Режим дня в жизни школьника"

Методическая разработка родительского собрания для 1 класса "Режим дня в жизни школьника"...

Родительское собрание по правилам дорожного движения с участием работника ГИБДД «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Цель: организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.Задачи: Побудить родител...

Родительское собрание по Правилам дорожного движения «Азбука дорог для родителей »

Родительское собрание по Правилам дорожного движения«Азбука дорог  для  родителей »...

Родительское собрание по правилам дорожного движения

материал для проведения родительского собрания по ПДД...

Родительское собрание: по правилам дорожного движения с участием работника ГИБДД «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения....

презентация к родительскому собранию "О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ “ Родители и дети – ПОМНИТЕ ”

Цель: организация совместной деятельности родителей и учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.Задачи:Побудить родителе...