Фольклорный праздник для детей, родителей.
классный час на тему
Фольклорный праздник для детей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_prazdnik_dlya_detey_roditeley.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей.
Цели:
• формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народной культуре;
• прививать желание знать и использовать русский фольклор;
• воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям.
Прогнозируемый результат: через знание и понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к Отечеству.
От всех дверей,
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ!
Открываю ворота,
Выходи, кому охота!
Ведущий: Приветствуем, Вас, добрые люди! Добро пожаловать, гости дорогие!
Просим в курень! Красному гостю – почётное место!
Будьте как дома, присаживайтесь!
Милости просим!
Радостно мне, что собрались вы все вместе.
Только вот скажите, по какой причине?
Дети: А собрались мы, чтобы песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!
1.Ой, над Доном туманы плывут
Ой, над Доном заря занимается
Где-то в поле казачки от счастья поют
И Донская волна откликаетс
Хутор на Дону – это маленький организм, где все друг с другом связаны. Старшее поколение старается передать молодёжи все традиции и обычаи прадедов, казачьи песни, танцы, способы изготовления народной одежды. Как же называются некоторые элементы женской и мужской казачьей одежды?
Женская одежда: кубелёк – платье в талию с узкими рукавами; ичиги – узорные расписные сапоги из мягкой разноцветной кожи; фальшонка – шёлковая чёрная кружевная косынка.
Мужская одежда: шаровары – штаны; рубаха – двух видов – русская и бешмет; сапоги; пояс.
2. Родная степь… Бескрайние просторы.
Кузнечики куют как ковали.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чём-то ковыли.
3. Тебя люблю, родимый край…
И тихих вод твоих осоку,
И серебро песчаных кос,
Плач чибиса в круге зелёной,
Песнь хороводов на заре,
И в праздник шум станичного майдана,
И старый милый Дон не променяю ни на что.
4. В родной степи шумят моря и реки
Цветут сады, колышутся поля
Очаровала ты меня навеки
Моя Донщина, родина моя!
Удивительное это растение – ковыль. Не ест его скот, не клюют его семена птицы, не нужно оно вроде бы и человеку. Поётся о нём в грустных песнях про расставания да невозвратимые потери-утраты.
А сейчас послушайте историю о цветке, который вы все видели и знаете.
Сценка
Автор: Потеряла девушка Овдотья брата милого. Батый-хан его в плен захватил. Пришла Овдотья к хану, на колени упала, стала просить, чтобы позволил откупить брата. Удивился Батый.
Батый: Брата? А муж?
Овдотья: Замуж выйду – муж будет; будет муж – свёкор будет; муж будет – сын родится; а сын у свёкра родится – деверем мне будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжёг ты…
Автор: Подивился Батый мудрости русской девушки, наклонился, сорвал первый попавшийся цветок и протянул его Овдотье.
Батый: Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, и тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа.
Автор: И пошла она по его Орде… Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу цветку передать. Собрали её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и многих русичей тогда от смерти спасла. Жил заветный цветок и ещё красивее стал. С той поры и называют его бессмертником.
6. И прадеды мои, и сверстники,
И в наши дни, и в старину
Цветок бесхитростный
Бессмертником с любовью
Звали на Дону.
Ведущий:
Над дымом ковыля чубатого,
Как искорку, как уголёк,
Своё соцветие розоватое
Взметает в мае стебелёк.
А хмурою порой осеннею
По горницам казачьих хат
В букетах он, как при цветении,
Хранит свой скромный аромат.
7. Эх, сторонушка донская,
Сердцу ты всегда мила.
Где б я ни был в дальних странах,
Вспоминал твои поля.
Мне знакома даль степная,
Воды Чира и Донца,
Я всегда свой край узнаю
По дыханью чабреца.
Ведущий: А вот ещё одна легенда о родной степи, о её незабываемом запахе, который будит в душе казака любовь к своей родной земле.
Пожухнет глубокой осенью трава в степи, укроет её до самого окаёма густым и липким туманом, а он чабрец, по-прежнему пахнет горько, и звонко, и радостно. Старые казаки рассказывают, что уехал как-то один казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо, сердце… Послали за ним станичника6 «Расскажи ему, как стали красивы наши девушки». Выслушал, головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу. Было ли, не было так… Горько пахнет чабрец, и не спутаешь его ни с какой другой травой. В нём вся степь раздольная и луг многотравный – словом, весь край родной.
8. Казаки, казаки!
Кто сказал, что отныне
Наше время ушло,
Как вода сквозь песок?
Наша вера жива,
И Россия едина –
Всё связалось навеки
В тугой узелок.
Ведущий: А теперь время пришло хлопцев и девчат испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовьсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все загадки!
1. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)
2. Над домом висит полбуханки хлебаю (Луна)
3. На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (Снег весной)
4. В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)
5. Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (Кот)
6. Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)
7. В зимнюю стужу раздето, а в жару одето. (Дерево)
8. Стоит старушка на грядках, вся замотана в платках. (Капуста)
9. Отгадай – ка, что это: из под земли вылезает, одетым в жаркую баню идёт, а после бани его раздевают. (Картофель)
10. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Вёдра и коромысло)
Ведущий: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!
1. Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!
2. Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
3. Речка Дон у нас красива
Чистая до донышка.
А улыбки у девчат –
Яркие, как солнышки!.
4. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок.
Выйдет шёлковый платок!
5. Закудахтал пёс Барбос:
В конуре яичко снёс…
В марте стаял снег и лёд –
Это к нам зима идёт!
6. Ой. ребята. Та-ра-ра,
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
7. Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр –
Вот устроили базар!
8. Вот вернулся селезень –
На замок закрыт курень.
Пришёл Петя-кочеток
И ключом открыл замок.
Ведущий: Донской край богат своими говорами и диалектами. Многие из старых казачьих слов перешли к нам в современный язык. Сейчас я буду называть вам старые казачьи слова, а вы объясните их значение:
Батя – отец
Курень – изба, дом
Завеска – фартук
Нехай – пусть
Чувяки – тапочки
Вечерять – ужинать
Хворать – болеть
Кочет – петух
Квёлый – грустный
Буханка – булка
Гутарить – говорить
Цибарка – ведро.
9. Хочу, чтоб небо было – на века.
Хочу, чтоб солнце каждый день всходило,
Хочу, чтобы мне сердце молодила
Журчащая вода из родника.
10. Хочу, чтобы орёл взлетел туда,
Где гром рокочет – с молнией обвенчан.
11. Прошу, поверьте сердцу моему,
Нет ничего почётней в жизни
Всегда душой любить свою страну
Везде служить своей Отчизне.
13. Весенние воды Тихого Дона
В мерцанье ночи золотятся огнём
Душевный восторг колокольного звона
Обжигает нутро волшебным питьём.
Ведущий: У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край, который дарит ему радость, питает душу, даёт силы. Наша малая родина – это посёлок Виноградный, наша родная школа.
14. Я люблю наш хутор Виноградный
Это чудное сияние зари
Что с рожденья дня растает
Утоли мои печали! Утоли!
15. Я люблю наш хутор Виноградный
Мы здесь счастье в жизни обрели.
За любовь нас строго не суди
И, как мы, казачий край люби!
Ведущий: Давно повелось на Дону, что в горе и в праздник семья пела песни. Песня помогала в работе, и в труде, и в праздники, и в будни.
Казачья песня «Как за Доном, за рекой…»
Игра
Дома ль Марья?
Девочки отвечают из- за домика, затем выходят.
1 девочка. -Туточки я, туточки!
Ведущий. Дома ль Дарья?
2 девочка. Туточки я, туточки!
Ведущий. Дома ль Акулина?
3 девочка. Туточки я, туточки!
Ведущий. Дома ль душенька - Танюшенька?
4 девочка. Туточки я, туточки!
Девочки выходят из-за домика, 4 девочка с прялкой садится на завалинку
4 девочка. Сяду ль я молоденька, на лавку, да под белую березку. Буду прясть да попрядывать, на подруженек поглядывать.
Рассказчики потешек.
- Вставай, Дуняша, уже день занимается!
- Пусть занимается, у него до вечера много дел.
- Вставай, Дуняша, петушок поёт!
- Пусть поёт! Петушок маленький, ему и ночь долга!
- Вставай, Дуняша. Уже солнышко восходит!
- Пусть восходит, ему далеко бежать нужно!
- Вставай, Дуняша, каша готова!
- А я уж, матушка, за столом сижу!
Белый рыжего спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не замазкой,
Я на солнышке лежал, кверху бороду держал.
- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Что ж раз мать велит - надо идти.
Стучит, брынчит по улице, Фома едет на курице,
Тимошка на кошке,
Туды же по дорожке.
- Куды Фома едешь,
Куды погоняешь?
- Сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молока доить.
- На что тебе молоко?
- Ребяток поить.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
:
- Что такой весёлый?
- Рукавицы искал.
- Нашёл?
- Нашёл.
- Где ж они были?
- За поясом заткнуты!
- Фома, что из лесу не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда.
- Да он не идёт.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает.
- Тит, иди молотить!
- Живот болит!
- Тит, иди кисель хлебать!
- Где моя большая ложка?!
Девочки-частушницы (поют частушки).
Вам спою сейчас, подружки,
Я капустные частушки.
Я хотя и маленька,
Да зато удаленька!
Топну ножкой да другой -
Раззадорю люд честной!
А когда плясать пойду -
Всех с собою уведу!
На мне новеньки сапожки
И платочек аленький,
А ещё купить серёжки
Обещала маменька.
Мне работать не впервой,
Я ведь девка с головой:
Всем в работе пособлю -
Вам частушки пропою!
Ах, ты, Тима, Тимофей,
Не жалей своих лаптей,
Ты нам, дружка, попляши.
Нас, девчонок, посмеши!
Эх, топни, нога,
Разгуляйся, друга!
Враз душа сама запела
У меня, у паренька!
Любим кушать мы малину,
Да за ней мудрёно лезть.
Мы пришли к вам чин по чину
Пироги с капустой есть!
Вам пропели мы, подружки,
Развесёлые частушки.
Пели мы, старалися,
А вы нам улыбалися!
Хозяйка.
Поиграли, поплясали,
Много нового узнали,
Мне, Хозяйке, помогли.
Славно время провели!
Некому скучать в углах
На капустных вечерах.
А теперича - конец -
Делу славному венец.
Всех вас я благодарю,
на прощанье одарю.
Гости милы-дороги
Станут кушать пироги!
Пироги капустные,
Сытные и вкусные.
Всем поклон мой и наказ:
Жду вас в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности. Развитие интеллектуальных и коммуникатив...
Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники
Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...
"Как на масляной неделе" сценарий фольклорного праздника для детей младшего школьного возраста.
Вданном театрализованном празднике участвуют дети от 7 до 11 лет. У каждого ребёнка есть своя роль. Сценарий состоит из пяти действий. В музыке представлены песни, танц...
Фольклорный праздник для детей младшего школьного возраста «Весёлые потешки».
Данный праздник поможет учителям начальных классов сделать время пребывания учащихся в школе более интересным и весёлым....
Сценарий фольклорного праздника “Масленица’’ для детей 3 класса. (на улице)
Познакомить учащихся с праздником “Масленица”, дать представление о народных традициях, обрядах; развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способности, вызвать по...
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Цели:Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору.Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности.Развитие интеллектуальных и коммуникати...