« Формы родительских собраний»
методическая разработка на тему
С принятием нового Закона РФ « Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и педагога дополнительного образования.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_roditelskoe_sobranie.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
« Формы родительских собраний»
С принятием нового Закона РФ « Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и педагога дополнительного образования.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Должна использоваться нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая бы повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку и активизировало родителей на решение проблем воспитания. Каждый педагог должен сам выбрать ту форму, которая бы помогла ему заинтересовать и привлечь родителей.
1. Формы и методы работы с родителями.
. Используется:
- родительские собрания,
- дни открытых дверей,
-организация совместного досуга.
- наглядная пропаганда
- беседы и консультации,
- открытое занятие
- выставка.
- творческий отчет,
- конференции родителей,
- анкетирование
- круглые столы,
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.
Формы взаимодействия с родителями
Одной из основных форм работы является родительское собрание.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).
Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад педагога на какую –то тему и обсуждение организационных вопросов . Как правило , на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность –это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей .Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.
Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год ( в начале и в конце учебного года.) .Объявить о собрании следует заранее- за одну-две недели до его проведения
Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ДОД.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни объединения, содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении и в частности данного объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами .
3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в учреждении, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.
4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету и т.д.
5.По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.
В учреждении должно быть положение о родительских собраниях. Протоколы подписываются председателем и секретарем родительского собрания и хранятся у педагогов.
День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты Педагоги знакомят родителей с кабинетами, где будут проходить занятия, оборудованием, дидактическим материалом, приглашают их на занятия, Организуя совместный досуг, праздники, дни открытых дней, выставки. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети, чем занимаются. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и педагогов-организаторов.
Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями , является организация совместных досуговых мероприятий. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.
Организуя совместный досуг, педагоги добиваются сплоченности коллектива детей и родителей. Постепенно в результате совместной работы с родителями они являются не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Наглядная пропаганда(информационный стенд)-Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение. Осуществлять педагогическую пропаганду, можно используя сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов , тематических выставок,но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
Консультацию проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.
Залог успешной консультации
- Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
- Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
- Улыбайтесь.
- Называйте родителей по имени и отчеству.
- Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).
- Держите паузу.
- Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
- Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
- Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
- Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Учитывайте личные интересы родителей.
Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения
Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.
Выставка – форма представления творческих работ воспитанников . Может быть совместной с родителями. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.
Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: концерт, выставка, соревнования, мероприятие и т. д.. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.
Конференция - Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом . Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в отделе или в организации в целом.
.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, а главную ведущую роль в этом должен занять педагог.
Каждый педагог должен сам выбрать ту форму , которая бы помогла ему заинтересовать и привлечь родителей.
Анкета 1
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
- Какого мнения вы о нашем учреждении и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
- Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
- Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
- Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
- Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
- Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анкета 2
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
- С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
- Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
- Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
- Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
- Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
- Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?
- 7 Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
- Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школьная форма" родительское собрание 1 класс
Школьная форма - обязательная повседневная форма для детей. Какой она должна быть? Давайте разбираться....
Формы родительских собраний
Материал для родителей...
"Нетрадиционные формы родительских собраний в рамках ФГОС"
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совмес...
Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания
Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями....
Виды и формы родительских собраний
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ1. ДЕЛОВЫЕ:а) Как помочь ребенку учиться.б) Собрание–размышление.в) У хороших детей счастливые родители.г) Привитие интереса к чтению.д) День открытых дверей.2. ИНФОРМАЦИОННЫ...
Формы родительских собраний
Различные формы родительских собраний помогут общение учителя и родителей сделать более эфективным, сделать родителей союзниками, соратниками, помощниками....
Родительское собрание на тему"Формы родительского собрания"
Даннный материал для классных руководителей в помощь выбора формы родительского собрания...