Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания
консультация (1 класс) на тему

Назарова Галина Николаевна

Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobr_po_fgos.doc98 КБ
Microsoft Office document icon rodit_sobr_po_fgos.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Крутинский лицей»

Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания

Тема :

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»

Провела

учитель начальных классов

Назарова Г. Н..

2012-2013 учебный год.

Цели и задачи родительского собрания.

Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями.

В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:

  • создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;
  • повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;
  • вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;
  • информационной открытости образовательной деятельности школы.

Собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать такие  задачи как:

– познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами;

– изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;

– познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс в данную школу в комплекте представляемых документов;

– получить разъяснения смысла основных требований ФГОС начального

 общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в

 конкретной школе;

– получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники.

Эффективность реализации всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников.

Конспект родительского собрания.

Родительское собрание

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»

Цели:

  • знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
  • Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения

Задачи:

  • дать представление о том, что такое ФГОС;
  • в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;
  • познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием;

дать представление о том, как родители могут участвовать в реализации идей ФГОС нового поколения.

Оборудование:

  • чистые листы – по количеству участников собрания;
  • листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;
  • наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп;
  • клей-карандаш – по количеству групп;

Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп)

В собрании принимают участие представители администрации ОУ.

Ход собрания

  1. Приветственное слово учителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

  1. Введение в тему собрания.

- Знакома ли вам аббревиатура ФГОС? Давайте попробуем её вместе расшифровать. (выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на доске).

- С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения.

ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Это – принципиально новый для отечественной школы документ и представляет  общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования,  поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.  Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе. Сегодня важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований: требований к результату образования; требований к структуре основных образовательных программ; требований к условиям реализации стандарта.

Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:

1. личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;

2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;

3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания.

3.Создание проблемной ситуации и организация групповой работы. Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. ( Вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? Каким станет ребёнок к концу обучения? Не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? и т.д.)

- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. (В классе сначала повисает пауза, все молчат в недоумении, никто не готовился к такого рода работе, т.к. шли на собрание, чтобы получить информацию, потом родители начинают беспокоиться, появляются различные вопросы к ведущему собрания.)

- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?

(Ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)

- Действительно, такого рода задание вызвало значительное эмоциональное напряжение, потребовало и определенного умственного напряжения. Каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. Согласны?

Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.

        У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми, по-вашему, должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы?

Умный, добрый, умный, послушный, доброжелательный, внимательный, трудолюбивый, старательный, активный, здоровый, самостоятельный, готовый к сотрудничеству, уважает взрослых, вежливый, воспитанный, патриот, любознательный, ответственный. (Родители выполняют задание в группах)

-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.

(Планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)

4. Соотнесение результатов работы групп с образцом

- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?

В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

5.Рефлексия

- Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.

(Ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)

- Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.

6. Введение понятия «системно - деятельностный подход»

- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, о которых я упоминала ранее.

Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности  и приносит удовлетворение от выполненной работы.

7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.

Уважаемые родители! Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). У вас есть анкета, которую вы заполните дома. Материалы данного исследования предполагают изучение потребностей,

связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей. Мы ознакомимся с ними и учтём при планировании внеурочной деятельности.

Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., в которых вы можете принять активное участие.

Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

8. Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Каковы же формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения?

Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это  характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.

Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

Данный вид деятельности  предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.

Формы участия родителей в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; семейные альбомы;

мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”; конференция “Круг семейного чтения”; совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года; выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”; совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

 Проведение открытых мероприятий для родителей:

конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”; конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”; конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”; организация благоустройства и озеленения школьного двора; ремонт и оформление классных кабинетов.

В-третьих, управленческая деятельность. Здесь  предполагается участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д.

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

создание Управляющего совета; организация деятельности Родительского комитета; создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы договоров между родителями и школой;

беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

Работа в составе школьного совета:

участие родительского комитета в разработке Устава школы;

участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).

проведение общешкольных  классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности  в разработке плана реализации  ФГОС и Концепции.

Хочу обратить Ваше внимание на ещё одну проблему – это здоровье детей.

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей. Здесь родители могут оказать учителю неоценимую помощь. Проведение таких мероприятий как  конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, турпоходы или прогулки  на лыжах, спартакиады, товарищеские встречи по футболу, хоккею или баскетболу приблизит родителей к детям, помогут сделать их жизнь в школе ещё интересней.

8. Подведение итогов собрания: обратная связь.

Родителям предлагается ответить на вопросы:

  • Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?

Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?

  • Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?

(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с родителями)

Проект «Наша новая школа» и госстандарты второго поколения предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Регулярно расписываться в дневнике, посещать родительские собрания, решать за ребенка трудные задачки – это вчерашний день. Сегодня родительские функции гораздо шире и глубже. Это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками.

Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!

Список использованной литературы:

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Анкета

Уважаемые родители!

Данное исследование предполагает изучение потребностей,

связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей

Мы просим Вас помочь в проведении этого исследования

и дать ответы на предложенные вопросы

Для заполнения  анкеты выберите вариант, который соответствует Вашему мнению, отметьте его или напишите свой

  1. Есть ли у Вашего ребенка возможность заниматься внеурочной деятельностью?

• да

• нет

2. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками?

• да, безусловно

• нет, не считаю

• затрудняюсь ответить

• другое_______________________________________________

3. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными?

• спортивно-оздоровительное,

• духовно-нравственное,

• социальное,

• общеинтеллектуальное,

• общекультурное

  1. Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка?

• классные часы,

• экскурсии,

• кружки,

• секции,

• круглые столы,

• конференции,

• школьные научные общества,

• олимпиады,

• соревнования,

• поисковые и научные исследования,

• общественно полезные практики

другое _____________________________________________

5. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности:

• организаторские

• хореографические

• творческие

• актерские

• импровизаторские

• режиссерские

• музыкальные

другие______________________________________________________

5. Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?

• нет

• занимается в спортивной секции

• занимается в кружке

• занимается в музыкальной школе

другое_______________________________________

6. Какие кружки или секции, с Вашей точки зрения, необходимо организовать в школе?______________________________________________________________

7.  Какие интересы (способности) проявляет Ваш ребенок, чем увлекается?

_________________________________________________________

8.  Какую помощь Вы готовы оказать школе, классу в организации внеурочной деятельности?

• подготовка и проведение классного часа,

• сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход,

• разработка проект  другое:______________________________________________________



Предварительный просмотр:

МКОУ «Крутинский лицей»

Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания

Тема :

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»

Провела

учитель начальных классов

Назарова Г. Н..

2012-2013 учебный год.

Цели и задачи родительского собрания.

Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями.

В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:

  • создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;
  • повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;
  • вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;
  • информационной открытости образовательной деятельности школы.

Собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать такие  задачи как:

– познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами;

– изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;

– познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс в данную школу в комплекте представляемых документов;

– получить разъяснения смысла основных требований ФГОС начального

 общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в

 конкретной школе;

– получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники.

Эффективность реализации всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников.

Конспект родительского собрания.

Родительское собрание

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»

Цели:

  • знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
  • Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения

Задачи:

  • дать представление о том, что такое ФГОС;
  • в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;
  • познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием;

дать представление о том, как родители могут участвовать в реализации идей ФГОС нового поколения.

Оборудование:

  • чистые листы – по количеству участников собрания;
  • листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;
  • наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп;
  • клей-карандаш – по количеству групп;

Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп)

В собрании принимают участие представители администрации ОУ.

Ход собрания

  1. Приветственное слово учителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

  1. Введение в тему собрания.

- Знакома ли вам аббревиатура ФГОС? Давайте попробуем её вместе расшифровать. (выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на доске).

- С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения.

ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Это – принципиально новый для отечественной школы документ и представляет  общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования,  поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.  Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе. Сегодня важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований: требований к результату образования; требований к структуре основных образовательных программ; требований к условиям реализации стандарта.

Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:

1. личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;

2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;

3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания.

3.Создание проблемной ситуации и организация групповой работы. Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. ( Вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? Каким станет ребёнок к концу обучения? Не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? и т.д.)

- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. (В классе сначала повисает пауза, все молчат в недоумении, никто не готовился к такого рода работе, т.к. шли на собрание, чтобы получить информацию, потом родители начинают беспокоиться, появляются различные вопросы к ведущему собрания.)

- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?

(Ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)

- Действительно, такого рода задание вызвало значительное эмоциональное напряжение, потребовало и определенного умственного напряжения. Каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. Согласны?

Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.

        У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми, по-вашему, должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы?

Умный, добрый, умный, послушный, доброжелательный, внимательный, трудолюбивый, старательный, активный, здоровый, самостоятельный, готовый к сотрудничеству, уважает взрослых, вежливый, воспитанный, патриот, любознательный, ответственный. (Родители выполняют задание в группах)

-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.

(Планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)

4. Соотнесение результатов работы групп с образцом

- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?

В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

5.Рефлексия

- Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.

(Ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)

- Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.

6. Введение понятия «системно - деятельностный подход»

- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, о которых я упоминала ранее.

Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности  и приносит удовлетворение от выполненной работы.

7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.

Уважаемые родители! Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). У вас есть анкета, которую вы заполните дома. Материалы данного исследования предполагают изучение потребностей,

связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей. Мы ознакомимся с ними и учтём при планировании внеурочной деятельности.

Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., в которых вы можете принять активное участие.

Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

8. Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Каковы же формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения?

Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это  характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.

Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

Данный вид деятельности  предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.

Формы участия родителей в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; семейные альбомы;

мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”; конференция “Круг семейного чтения”; совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года; выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”; совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

 Проведение открытых мероприятий для родителей:

конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”; конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”; конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”; организация благоустройства и озеленения школьного двора; ремонт и оформление классных кабинетов.

В-третьих, управленческая деятельность. Здесь  предполагается участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д.

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

создание Управляющего совета; организация деятельности Родительского комитета; создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы договоров между родителями и школой;

беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

Работа в составе школьного совета:

участие родительского комитета в разработке Устава школы;

участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).

проведение общешкольных  классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности  в разработке плана реализации  ФГОС и Концепции.

Хочу обратить Ваше внимание на ещё одну проблему – это здоровье детей.

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей. Здесь родители могут оказать учителю неоценимую помощь. Проведение таких мероприятий как  конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, турпоходы или прогулки  на лыжах, спартакиады, товарищеские встречи по футболу, хоккею или баскетболу приблизит родителей к детям, помогут сделать их жизнь в школе ещё интересней.

8. Подведение итогов собрания: обратная связь.

Родителям предлагается ответить на вопросы:

  • Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?

Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?

  • Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?

(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с родителями)

Проект «Наша новая школа» и госстандарты второго поколения предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Регулярно расписываться в дневнике, посещать родительские собрания, решать за ребенка трудные задачки – это вчерашний день. Сегодня родительские функции гораздо шире и глубже. Это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками.

Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!

Список использованной литературы:

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Анкета

Уважаемые родители!

Данное исследование предполагает изучение потребностей,

связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей

Мы просим Вас помочь в проведении этого исследования

и дать ответы на предложенные вопросы

Для заполнения  анкеты выберите вариант, который соответствует Вашему мнению, отметьте его или напишите свой

  1. Есть ли у Вашего ребенка возможность заниматься внеурочной деятельностью?

• да

• нет

2. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками?

• да, безусловно

• нет, не считаю

• затрудняюсь ответить

• другое_______________________________________________

3. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными?

• спортивно-оздоровительное,

• духовно-нравственное,

• социальное,

• общеинтеллектуальное,

• общекультурное

  1. Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка?

• классные часы,

• экскурсии,

• кружки,

• секции,

• круглые столы,

• конференции,

• школьные научные общества,

• олимпиады,

• соревнования,

• поисковые и научные исследования,

• общественно полезные практики

другое _____________________________________________

5. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности:

• организаторские

• хореографические

• творческие

• актерские

• импровизаторские

• режиссерские

• музыкальные

другие______________________________________________________

5. Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?

• нет

• занимается в спортивной секции

• занимается в кружке

• занимается в музыкальной школе

другое_______________________________________

6. Какие кружки или секции, с Вашей точки зрения, необходимо организовать в школе?______________________________________________________________

7.  Какие интересы (способности) проявляет Ваш ребенок, чем увлекается?

_________________________________________________________

8.  Какую помощь Вы готовы оказать школе, классу в организации внеурочной деятельности?

• подготовка и проведение классного часа,

• сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход,

• разработка проект  другое:______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школьная форма" родительское собрание 1 класс

Школьная форма - обязательная повседневная форма для детей. Какой она должна быть? Давайте разбираться....

Консультация для родителей учащихся начальных классов"Письмо без ошибок"

В тексте консультации кратко характеризуются процессы письма и речи; в качестве реализации деятельностного подхода предлагается группа игровых упражений по теме " Письмо без ошибок"...

Консультация для родителей учащихся "Наши помощники -звуковички"

Консультация для родителей первоклассников об обсобенностях обучения детей  по "Букварю" (авт. -  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. ) ....

Консультация для родителей учащихся "Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабо успевающим ученикам"

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей ...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...

Родительское собрание на тему"Формы родительского собрания"

Даннный материал для классных руководителей в помощь выбора формы родительского собрания...

Консультация для родителей учащихся по теме «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».

Повышения педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье...