Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания
консультация (1 класс) на тему
Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobr_po_fgos.doc | 98 КБ |
rodit_sobr_po_fgos.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Крутинский лицей»
Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания
Тема :
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
Провела
учитель начальных классов
Назарова Г. Н..
2012-2013 учебный год.
Цели и задачи родительского собрания.
Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями.
В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:
- создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;
- повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;
- вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;
- информационной открытости образовательной деятельности школы.
Собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать такие задачи как:
– познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами;
– изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;
– познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс в данную школу в комплекте представляемых документов;
– получить разъяснения смысла основных требований ФГОС начального
общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в
конкретной школе;
– получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники.
Эффективность реализации всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников.
Конспект родительского собрания.
Родительское собрание
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
Цели:
- знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения
Задачи:
- дать представление о том, что такое ФГОС;
- в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;
- познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием;
дать представление о том, как родители могут участвовать в реализации идей ФГОС нового поколения.
Оборудование:
- чистые листы – по количеству участников собрания;
- листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;
- наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп;
- клей-карандаш – по количеству групп;
Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп)
В собрании принимают участие представители администрации ОУ.
Ход собрания
- Приветственное слово учителя.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.
- Введение в тему собрания.
- Знакома ли вам аббревиатура ФГОС? Давайте попробуем её вместе расшифровать. (выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на доске).
- С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения.
ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Это – принципиально новый для отечественной школы документ и представляет общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе. Сегодня важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований: требований к результату образования; требований к структуре основных образовательных программ; требований к условиям реализации стандарта.
Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:
1. личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;
2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;
3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания.
3.Создание проблемной ситуации и организация групповой работы. Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. ( Вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? Каким станет ребёнок к концу обучения? Не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? и т.д.)
- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. (В классе сначала повисает пауза, все молчат в недоумении, никто не готовился к такого рода работе, т.к. шли на собрание, чтобы получить информацию, потом родители начинают беспокоиться, появляются различные вопросы к ведущему собрания.)
- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?
(Ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)
- Действительно, такого рода задание вызвало значительное эмоциональное напряжение, потребовало и определенного умственного напряжения. Каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. Согласны?
Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.
У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми, по-вашему, должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы?
Умный, добрый, умный, послушный, доброжелательный, внимательный, трудолюбивый, старательный, активный, здоровый, самостоятельный, готовый к сотрудничеству, уважает взрослых, вежливый, воспитанный, патриот, любознательный, ответственный. (Родители выполняют задание в группах)
-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.
(Планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)
4. Соотнесение результатов работы групп с образцом
- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?
В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
5.Рефлексия
- Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.
(Ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)
- Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.
6. Введение понятия «системно - деятельностный подход»
- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, о которых я упоминала ранее.
Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.
7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.
Уважаемые родители! Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). У вас есть анкета, которую вы заполните дома. Материалы данного исследования предполагают изучение потребностей,
связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей. Мы ознакомимся с ними и учтём при планировании внеурочной деятельности.
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., в которых вы можете принять активное участие.
Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.
8. Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Каковы же формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения?
Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.
Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
Данный вид деятельности предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.
Формы участия родителей в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; семейные альбомы;
мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”; конференция “Круг семейного чтения”; совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года; выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”; совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
Проведение открытых мероприятий для родителей:
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”; конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”; конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”; организация благоустройства и озеленения школьного двора; ремонт и оформление классных кабинетов.
В-третьих, управленческая деятельность. Здесь предполагается участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
создание Управляющего совета; организация деятельности Родительского комитета; создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Работа в составе школьного совета:
участие родительского комитета в разработке Устава школы;
участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).
проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.
Хочу обратить Ваше внимание на ещё одну проблему – это здоровье детей.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей. Здесь родители могут оказать учителю неоценимую помощь. Проведение таких мероприятий как конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, турпоходы или прогулки на лыжах, спартакиады, товарищеские встречи по футболу, хоккею или баскетболу приблизит родителей к детям, помогут сделать их жизнь в школе ещё интересней.
8. Подведение итогов собрания: обратная связь.
Родителям предлагается ответить на вопросы:
- Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?
Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?
- Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?
(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с родителями)
Проект «Наша новая школа» и госстандарты второго поколения предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Регулярно расписываться в дневнике, посещать родительские собрания, решать за ребенка трудные задачки – это вчерашний день. Сегодня родительские функции гораздо шире и глубже. Это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета
Уважаемые родители!
Данное исследование предполагает изучение потребностей,
связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей
Мы просим Вас помочь в проведении этого исследования
и дать ответы на предложенные вопросы
Для заполнения анкеты выберите вариант, который соответствует Вашему мнению, отметьте его или напишите свой
- Есть ли у Вашего ребенка возможность заниматься внеурочной деятельностью?
• да
• нет
2. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками?
• да, безусловно
• нет, не считаю
• затрудняюсь ответить
• другое_______________________________________________
3. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными?
• спортивно-оздоровительное,
• духовно-нравственное,
• социальное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное
- Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка?
• классные часы,
• экскурсии,
• кружки,
• секции,
• круглые столы,
• конференции,
• школьные научные общества,
• олимпиады,
• соревнования,
• поисковые и научные исследования,
• общественно полезные практики
другое _____________________________________________
5. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности:
• организаторские
• хореографические
• творческие
• актерские
• импровизаторские
• режиссерские
• музыкальные
другие______________________________________________________
5. Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?
• нет
• занимается в спортивной секции
• занимается в кружке
• занимается в музыкальной школе
другое_______________________________________
6. Какие кружки или секции, с Вашей точки зрения, необходимо организовать в школе?______________________________________________________________
7. Какие интересы (способности) проявляет Ваш ребенок, чем увлекается?
_________________________________________________________
8. Какую помощь Вы готовы оказать школе, классу в организации внеурочной деятельности?
• подготовка и проведение классного часа,
• сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход,
• разработка проект другое:______________________________________________________
Предварительный просмотр:
МКОУ «Крутинский лицей»
Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания
Тема :
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
Провела
учитель начальных классов
Назарова Г. Н..
2012-2013 учебный год.
Цели и задачи родительского собрания.
Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями.
В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:
- создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;
- повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;
- вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;
- информационной открытости образовательной деятельности школы.
Собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать такие задачи как:
– познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами;
– изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;
– познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс в данную школу в комплекте представляемых документов;
– получить разъяснения смысла основных требований ФГОС начального
общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в
конкретной школе;
– получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники.
Эффективность реализации всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников.
Конспект родительского собрания.
Родительское собрание
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»
Цели:
- знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения
Задачи:
- дать представление о том, что такое ФГОС;
- в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;
- познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием;
дать представление о том, как родители могут участвовать в реализации идей ФГОС нового поколения.
Оборудование:
- чистые листы – по количеству участников собрания;
- листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;
- наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп;
- клей-карандаш – по количеству групп;
Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп)
В собрании принимают участие представители администрации ОУ.
Ход собрания
- Приветственное слово учителя.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.
- Введение в тему собрания.
- Знакома ли вам аббревиатура ФГОС? Давайте попробуем её вместе расшифровать. (выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на доске).
- С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения.
ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Это – принципиально новый для отечественной школы документ и представляет общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе. Сегодня важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований: требований к результату образования; требований к структуре основных образовательных программ; требований к условиям реализации стандарта.
Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:
1. личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;
2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;
3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания.
3.Создание проблемной ситуации и организация групповой работы. Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. ( Вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? Каким станет ребёнок к концу обучения? Не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? и т.д.)
- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте, пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. (В классе сначала повисает пауза, все молчат в недоумении, никто не готовился к такого рода работе, т.к. шли на собрание, чтобы получить информацию, потом родители начинают беспокоиться, появляются различные вопросы к ведущему собрания.)
- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по окончанию школы. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?
(Ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться некомпетентным, ошибиться и т.д.)
- Действительно, такого рода задание вызвало значительное эмоциональное напряжение, потребовало и определенного умственного напряжения. Каждый из вас почувствовал себя как минимум некомфортно. Согласны?
Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного по-другому, работая в группе.
У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми, по-вашему, должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы?
Умный, добрый, умный, послушный, доброжелательный, внимательный, трудолюбивый, старательный, активный, здоровый, самостоятельный, готовый к сотрудничеству, уважает взрослых, вежливый, воспитанный, патриот, любознательный, ответственный. (Родители выполняют задание в группах)
-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.
(Планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)
4. Соотнесение результатов работы групп с образцом
- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?
В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
5.Рефлексия
- Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.
(Ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)
- Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.
6. Введение понятия «системно - деятельностный подход»
- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, о которых я упоминала ранее.
Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.
7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.
Уважаемые родители! Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). У вас есть анкета, которую вы заполните дома. Материалы данного исследования предполагают изучение потребностей,
связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей. Мы ознакомимся с ними и учтём при планировании внеурочной деятельности.
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., в которых вы можете принять активное участие.
Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.
8. Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Каковы же формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения?
Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.
Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
Данный вид деятельности предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.
Формы участия родителей в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; семейные альбомы;
мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”; конференция “Круг семейного чтения”; совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года; выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”; совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
Проведение открытых мероприятий для родителей:
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”; конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”; конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”; организация благоустройства и озеленения школьного двора; ремонт и оформление классных кабинетов.
В-третьих, управленческая деятельность. Здесь предполагается участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
создание Управляющего совета; организация деятельности Родительского комитета; создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Работа в составе школьного совета:
участие родительского комитета в разработке Устава школы;
участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).
проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.
Хочу обратить Ваше внимание на ещё одну проблему – это здоровье детей.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей. Здесь родители могут оказать учителю неоценимую помощь. Проведение таких мероприятий как конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, турпоходы или прогулки на лыжах, спартакиады, товарищеские встречи по футболу, хоккею или баскетболу приблизит родителей к детям, помогут сделать их жизнь в школе ещё интересней.
8. Подведение итогов собрания: обратная связь.
Родителям предлагается ответить на вопросы:
- Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?
Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?
- Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?
(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с родителями)
Проект «Наша новая школа» и госстандарты второго поколения предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Регулярно расписываться в дневнике, посещать родительские собрания, решать за ребенка трудные задачки – это вчерашний день. Сегодня родительские функции гораздо шире и глубже. Это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета
Уважаемые родители!
Данное исследование предполагает изучение потребностей,
связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей
Мы просим Вас помочь в проведении этого исследования
и дать ответы на предложенные вопросы
Для заполнения анкеты выберите вариант, который соответствует Вашему мнению, отметьте его или напишите свой
- Есть ли у Вашего ребенка возможность заниматься внеурочной деятельностью?
• да
• нет
2. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками?
• да, безусловно
• нет, не считаю
• затрудняюсь ответить
• другое_______________________________________________
3. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными?
• спортивно-оздоровительное,
• духовно-нравственное,
• социальное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное
- Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка?
• классные часы,
• экскурсии,
• кружки,
• секции,
• круглые столы,
• конференции,
• школьные научные общества,
• олимпиады,
• соревнования,
• поисковые и научные исследования,
• общественно полезные практики
другое _____________________________________________
5. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности:
• организаторские
• хореографические
• творческие
• актерские
• импровизаторские
• режиссерские
• музыкальные
другие______________________________________________________
5. Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?
• нет
• занимается в спортивной секции
• занимается в кружке
• занимается в музыкальной школе
другое_______________________________________
6. Какие кружки или секции, с Вашей точки зрения, необходимо организовать в школе?______________________________________________________________
7. Какие интересы (способности) проявляет Ваш ребенок, чем увлекается?
_________________________________________________________
8. Какую помощь Вы готовы оказать школе, классу в организации внеурочной деятельности?
• подготовка и проведение классного часа,
• сопровождение детей совместно с педагогом на экскурсию, в поход,
• разработка проект другое:______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школьная форма" родительское собрание 1 класс
Школьная форма - обязательная повседневная форма для детей. Какой она должна быть? Давайте разбираться....
Формы родительских собраний
Материал для родителей...
"Нетрадиционные формы родительских собраний в рамках ФГОС"
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совмес...
Виды и формы родительских собраний
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ1. ДЕЛОВЫЕ:а) Как помочь ребенку учиться.б) Собрание–размышление.в) У хороших детей счастливые родители.г) Привитие интереса к чтению.д) День открытых дверей.2. ИНФОРМАЦИОННЫ...
Консультация для родителей учащихся "Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабо успевающим ученикам"
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей ...
Родительское собрание на тему"Формы родительского собрания"
Даннный материал для классных руководителей в помощь выбора формы родительского собрания...
Консультация для родителей учащихся по теме «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».
Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье...