«Памятники г. Кемерово. Жизнь и творчество скульптора Г.Н.Баранова»
классный час (2 класс) на тему
Занятие помогает формировать у обучающихся гражданскую позицию и патриотические чувства на основе изучения культурных традиций родного города.
Ребята знакомятся с историей создания одного из символов г. Кемерово - памятника Михайле Волкову, а также биографией автора скульптуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 24.38 КБ |
prezentatsia_pamyatniki_.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие в рамках программы по внеурочной деятельности «Мой край родной-Кузбасс»
Тема: «Памятники г.Кемерово. Жизнь и творчество скульптора Г.Н.Баранова»
Количество часов отведенных на его реализацию и класс: 1 час, 2 класс.
Учитель начальных классов: Коцарь Наталья Самвеловна
МБОУ Гимназия №71 («Радуга»)
Цель: Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своего города, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Задачи:
- Познакомить с историй создания памятника Михайле Волкову и биографией его автора Г.Н.Барановым;
- Способствовать развитию кругозора детей, интереса к историческому прошлому своего города и края;
- воспитывать уважительное отношение к своим землякам, чувство любви к свое малой Родине.
Оборудование для учителя: Проектор, презентация «Памятники города Кемерово.Жизнь и творчество скульптора Г.Н.Баранова»
Оборудвание для учащихся: пластилин, картон, салфетки, доска для лепки.
Ход занятия:
I. Подготовительная часть.
Если в карту
Сибири всмотреться,
в ней обозначены
Контуры сердца.
И бьется оно,
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в буднях эпохи,
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя –
КУЗБАСС!
Геннадий Юров
Мы живем в регионе, название которого Кузбасс. (показ слайдов) Столица нашей области Кемерово. Чем славен наш Край?
Каждый из нас обязан знать историю своего края и города, их особенности, традиции. Все мы любим наш город. Видим, как он преображается с каждым годом, становится все чище и современнее.
Каждый из нас может и должен вносить свою частичку в улучшение своего города. Как это можно сделать?
А есть люди, которые внесли огромный вклад в развитие города.
Актуализация знаний.
Все мы видели памятники и скульптуры в нашем городе, они стали для нас привычными и родными. А знаем ли мы их историю, кто их создатели, что вдохновило их на создание своих работ.
Какие памятники, скульптуры вы знаете в нашем городе? (показ слайда). Самый известный памятник находится на главной площади – площади Советов, это памятник В.И.Ленину. Скульптор Л.Е.Кербель(1970 год создания). Все мы видели и знаем памятник Пушкину на одноименной площади, скульптор М.Г.Манизер (1954г создания), все, безусловно, знают Памятник воинам-кузбассовцам, павшим за Родину в 1941-1945 гг. скульпторы А.Щербаков и Н.Ковальчук (1970 год создания)
А знаете ли памятник, который является символом нашего города? Как вы считаете, почему именно этот памятник стал символом Кемерово? (ответы детей)
II. Основная часть.
Кто такой Михайло Волков? (показ слайда) Что он держит в руках? А кто создатель памятника? Оказывается, большинство горожан не знают имен скульпторов – авторов памятников в нашем городе, а ведь это практически то же самое, что не знать автора книги. Поэтому сегодня мне хочется познакомить вас с краткой биографией Георгия Николаевича Баранова, который подарил памятник Михайло Волкову, ставший символом города. (показ слайда)
Георгий Николаевич родился в 1917 году в деревне Берёзово Топкинского района в многодетной крестьянской семье. Он с детства был приучен к труду и рисовал тоже с детства – речку, облака, лесные поляны. Затем его семья переехала в Кемерово. В школе Георгий рисовал стенгазеты, участвовал в оформлении школы. После окончания школы уехал в Алма-Ату, поступил в Казахский университет на историко-филологический факультет, получил диплом учителя истории и литературы и вернулся в Кемерово, работал в школах №42 и 21. в 1943 году стал художником в клубе коксохимического завода: рисовал портреты ударников труда. В 1947 году любители живописи и скульптуры объединились в товарищество «Художник», а еще через 4 года произведения Георгия Баранова попали на Всероссийскую выставку. И уже в 1958 Георгий Николаевич стал членом Союза художников. В течении своей творческой жизни скульптор создал множество произведений: «Ермолаевна», «Профессор Бернштейн», «Знаменосец мира», «Пушкин и Маяковский», «Студент» …, но самым его известным произведением стал памятник Михаиле Волкову, установленный на одноименной площади города Кемерова.
Что касается рудознатца, то впервые Баранов узнал о нем в 1946 году, когда в Томске в университетской библиотеке прочитал статью профессора А.Заворыкина о Кузбассе, и сразу же загорелся идеей вылепить Михайлу. Каким он был? История не донесла до нас изображения Волкова, Георгий Николаевич собирал его образ по крупицам, даже в своих снах он мысленно разговаривал с ним. Скульптору представлялось, что он может быть мужественным, уверенным в себе человеком, способным ради высокой идеи преодолевать многие трудности и лишения. Тогда, Баранов сделал несколько скульптур Волкова. (слайд). Одна из них – прообраз нынешнего памятника – демонстрировалась на Всероссийской выставке, потом на Всесоюзную выставку. Скульптура была отмечена поощрительной денежной премией и одобрена самим Н.В.Томским – членом академии художеств СССР.
Нынешнему памятнику предшествовали долгие творческие поиски. Баранов одевал Волкова в разные одежды, обувал в лапти и сапоги, менял ему прическу, выражение лица и, наконец, остановился на привычном нам образе. Статная фигура Волкова с одухотворённым лицом, взглядом, устремлённым вдаль, оказалась наиболее удачной. Рукава казакина – полукафтана закатаны по локоть, чтобы были видны сильные руки, бережно прижимающие к груди драгоценную находку. (слайд)
Место для памятника тоже выбрали символическое – напротив нынешнего КузГТУ, который готовит специалистов угольной промышленности. Открытие памятника приурочили ко Дню шахтёра – 23 августа 1968г.
Скончался Георгий Николаевич в 1995 году. Мне посчастливилось лично знать скульптора и его семью. Запомнился как интеллигентный, очень образованный, улыбчивый человек. Он очень любил красоту во всем ее проявлении. Спасибо его родным, которые предоставили фотоматериал к нашему сегодняшнему уроку.
Итак, что же такое скульптура? Чем скульптура отличается от живописи? (она объемная, ее можно рассмотреть с разных сторон) (слайд). Может ли скульптура передавать настроение? С помощью чего? (поза, выражение лица…) Как называют человека, ваяющего скульптуры? (скульптор). Из каких материалов может быть скульптура? (мрамор, металл, гипс…) Кто-нибудь из вас знает какими способами делается скульптура? Разными, в зависимости от размера и материала из которых скульптор собирается ее выполнить. Есть такое мнение, что каждый скульптор является художником, но не каждый художник является скульптором. Почему? (скульптор сначала изображает на бумаге с разных сторон). Затем подбирает материал, и лишь потом начинает лепить, если это не цельный кусок породы.(не гранит, на мрамор). Если скульптура большая, то он готовит Г-образные подпорки, так как лепит он сначала из пластичного материала, специальный пластилин или глина. Затем, когда скульптура приобретёт конечный вид, скульптор отдает ее другим специалистам, которые берут слепок и делают пустую форму, которая заливается нужным металлом (обычно алюминий или бронза). А если скульптура из цельного куска породы, то с помощью специальных инструментов скульптор выбивает нужную форму. Может ли скульптура является памятником?
III. Творческая часть
Сегодня каждый из вас побудет в роли скульптора, а специальный пластилин или глину вам заменит обычный пластилин. Создавать композицию можно в группах, индивидуально.
IV. Заключительная часть.
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Выставка работ.
Группы представляют свои работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятник первооткрывателю кузнецкого угля Михайло Волкову
ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ БАРАНОВ
История создания памятника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
Презентация на урок литературного чтения в 3 классе при изучении творчества Л.Н.Толстого....
Жизнь и творчество В. Драгунского
В презентации в красочной форме представлены биографические сведения и этапы творчества детского писателя В. Драгунского....
Жизнь и творчество Б. Заходера
В работе представлены биография и творчество замечательного детского писателя Б. Заходера....
Жизнь и творчество Н .Н. Носова
В презентации представлена краткая биография и этапы творческого пути Н. Носова...
Классный час "Памятники города Кемерово"
Классный час, посвященный памятникам нашего города. Гланая задача - знакомство детей с достопримечательностями города Кемерово....
Памятники города Кемерова.
Презентация к занятию по внеурочной деятельности " С любовью к городу"...
Методическая разработка внеурочного занятия, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина. «Дружба в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
Внеурочное занятие, посвященное теме дружбы Пушкина и его однокурсников-лицеистов....