рабочая программа "Умники и Умницы"
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Дополнительная образовательная программа
общеобразовательного, общеинтеллектуального направления
«Умники и умницы»
Автор-составитель:
Вежнина Наталья Владимировна,
II квалификационная категория
Рассчитана на детей 8-10 лет
Срок реализации программы: 3 года
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа общеинтеллектуальной направленности «Умники и умницы» адресована обучающимся начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ № 1».
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Структура, содержание и оформление рабочей программы приведены в соответствие с Положением НРМОБУ «Салымская СОШ № 1» «О рабочей программе».
Актуальность программы определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, новых методов преподавания, заложенных в концепцию обновления образования.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет, одновозрастной группы.
Формы и режим занятий: курс включает 102 занятия: Занятие проводится 1 раз в неделю по 40 минут. Во 2 – 4 классах - по 34 часа в год.
Программа рассчитана на 3 года обучения
Занятия групповые 10- 15 человек.
Ожидаемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
2 класс
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
● учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
● учиться выражать свои мысли, аргументировать;
● овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
● учиться отличать факты от домыслов;
● овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
● формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
● овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
● перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
● находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
● учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
● развивать доброжелательность и отзывчивость;
● развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
● применять правила сравнения;
● задавать вопросы;
● находить закономерность в числах, фигурах и словах;
● строить причинно-следственные цепочки;
● упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
● находить ошибки в построении определений;
● делать умозаключения.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
3 класс
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
● уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
● сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
● формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
● формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
● осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
● овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
● соблюдать нормы этики и этикета;
● овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
● учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
● учиться аргументировать, доказывать;
● учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
● выделять свойства предметов;
● обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
● сопоставлять части и целое для предметов и действий;
● описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
● приводить примеры истинных и ложных высказываний;
● приводить примеры отрицаний;
● проводить аналогию между разными предметами;
● выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
● рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
4 класс
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
● развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
● формировать личностный смысл учения;
● формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
● осваивать способы решения проблем поискового характера;
● определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
● осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
● осознанно строить речевое высказывание;
● овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
● учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
● учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
● формировать мотивацию к работе на результат;
● учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
● определять виды отношений между понятиями;
● решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
● находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
● устанавливать ситуативную связь между понятиями;
● рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
● решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Способы проверки результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Занятия по курсу «Умники и умницы» - занятия безотметочные.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля:
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Осуществляется педагогом и в конце курса по итогам диагностики познавательных УУД.
- Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия, года
- Итоговый контроль обучающихся осуществляется педагогом дополнительного образования с 15 по 25 мая. (Приложение 1)
Можно выделить следующие формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. (в любой форме по выбору воспитанников);
Учебно-тематический план занятий кружка "Умники и умницы"
во 2 классе
№ занятия | Раздел. Тема | всего | Количество часов | ||
практика | теория | ||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 1 | |||
| Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | ||
| Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | ||
| Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | ||
| Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | ||
| Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | ||
| Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 | ||
| Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | ||
| Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | ||
| Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | ||
| Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 34 | - |
в 3 классе
№ занятия | Развиваемые способности | всего | Количество часов | |||
Практика | Теория | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 1 | |||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
4 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | |||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | |||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | |||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
27 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 | |||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
30 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
31 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
32 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
33 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
34 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 34 | - |
в 4 классе
№ занятия | Развиваемые способности | всего | Количество часов | ||
практика | теория | ||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
27 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
30 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
31 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
33 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
34 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 34 | - |
Содержание дополнительной образовательной программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 8-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
На занятия во 2 классе отводится 40 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ
(15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
4. Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
На занятия
в 3 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
- Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
- Логически – поисковые задания (10 минут)
- Веселая переменка (2-3 минуты)
- Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
На занятия по РПС в 4 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
- Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
- Логически – поисковые задания (10 минут)
- Веселая переменка (2-3 минуты)
- Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Форма подведения итогов.
Форма текущей аттестации (тестирование, зачет,) определяется педагогом дополнительного образования и отражается в дополнительной образовательной программе.
Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы:
Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями;
Средний уровень-деятельность выполняется по образцу, качественно, аккуратно;
Высокий уровень- проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности
Результаты заносятся в таблицу (Приложение 2, 3).
Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятии | ||
легкое | среднее | трудное |
Учебно – методическая литература для учителя
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- ДемидоваМ.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. – М.: РОСТ книга.
Календарно-тематический план
№ | Дата по плану | Дата по факту | Раздел программы, тема | Всего | Количество часов | |
Практика | теория | |||||
04.09 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 1 | |||
11.09 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
18.09 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
25.09 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
02.10 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
09.10 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
16.10 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | ||||
23.10 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
30.10 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
13.11 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
20.11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
27.11 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
04.12 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
11.12 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | |||
18.12 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
25.12 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
15.01 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
22.01 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
29.01 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
05.02 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
12.02 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | |||
19.02 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
26.02 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | 1 | |||
04.03 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | |||
11.03 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | |||
18.03 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | |||
01.04 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | |||
08.04 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | 1 | |||
15.04 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | |||
22.04 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | |||
29.04 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | |||
06.05 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 | 1 | |||
13.05 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 | 1 | |||
20.05 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Праздник «Учение с увлечением» | 1 | 1 | |||
итого | 34 | 34 |
Приложение 1
Примерная форма фиксации уровня текущей аттестации обучающихся детского объединения дополнительного образования
№ п.п. | ФИ | Название изучаемой темы, раздела/ уровень усвоения темы | Название изучаемой темы, раздела / уровень усвоения темы | Название изучаемой темы, раздела / уровень усвоения темы |
Иванов Иван | высокий | |||
Приложение 2
Критерии оценки результатов аттестации.
уровень теоретической подготовки обучающихся | практическая подготовка воспитанников | уровень развития и воспитанности |
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; - широта кругозора; - свобода восприятия теоретической информации; - развитость практических навыков работы со специальной литературой; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии. | - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; - свобода владения специальным оборудованием и оснащением; - качество выполнения практического задания; - технологичность практической деятельности. | - культура организации практической деятельности; - культура поведения; - творческое отношение к выполнению практического задания; - аккуратность и ответственность при работе; - развитость специальных способностей. |
Приложение 3
ПРОТОКОЛ
РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Название объединения: _________________________________________________ ФИО педагога __________________________________________________________ |
Образовательная программа и срок ее реализации __________________________ |
Класс, возраст обучающихся:_____________________________________________ |
Дата проведения аттестации ______________________________________________ |
Учебный год__________________________________________________
№ п.п | Ф.И. обучающихся | год обучения | вид аттестации | уровень освоения программы (высокий, средний, низкий) |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
… | ||||
Всего прошли аттестацию ________человек
Из них
Количество обучающихся | |
Всего прошли аттестацию | |
Высокий уровень | |
Средний | |
Низкий | |
Переведено на следующий год | |
Выпущено в связи с окончанием обучения |
Подпись педагога дополнительного образования______________________________
Подпись членов аттестационной комиссии__________________________________
__________________________________
______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса
Новизна данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...