Классный час "Заочное путешествие в мемориальный музей Р. Фахретдина".
методическая разработка (3 класс) на тему
Классный час направлен на ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Р. Фахретдина,воспитанию милосердия и толерантости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_zaochnoe_puteshestvie_v_memorialnyy_muzey_r._fahretdina.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
М.К.Ахмадеева
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №20» г. Альметьевск
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
В МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Р. ФАХРЕТДИНА»
Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р. Фахретдина.
2. Способствовать развитию речи, памяти, мышления, внимания,
расширению представлений учащихся об окружающем мире.
3. Воспитывать милосердие, толерантность.
Оборудование:портрет Р. Фахретдина, презентация «Мемориальный музей Р. Фахретдина», книги о жизни и творчестве Р. Фахретдина, мультимедийный проектор, экран.
Планируемые результаты:
предметные:уважительное отношение к истории и культуре родного края;
личностные:формирование чувства гордости за историю России, уважительного отношения к истории, культуре и религии других народов, осознание своей национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества;
метапредметные: готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Ход мероприятия
На классном часу мы продолжим заочное путешествие по памятным местам Республики Татарстан. Мы отправимся из нефтяной столицы Татарстана – города Альметьевск в село Кичучатово. Кто из вас слышал название этого населённого пункта? Кто знает, чем прославилось на всю республику это село? Давайте отправимся в путь, чтобы получить ответы на эти вопросы.
Мы остановились около деревянного дома, окружённого могучими соснами. Это мемориальный музей РизаэтдинаФахретдина.Онбыл открыт25 мая1995 года в присутствии президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева и представляет собой деревенскую избу в национальном татарском стиле. Музей построен на месте дома, где в 1859 году родился Риза (Ризаэддин) Фахретдинов – ученый – просветитель, историк, богослов, религиозный и общественный деятель.
Войдём в музей, в которомразместились 5 экспозиционных залов.Мы видим предметы и документы, которые были собраны основателем музея, краеведом С. Фархутдиновым. В коллекцию музея входит более трёх тысяч предметов.
Центральное место экспозиции – это генеалогическое древо – родословная семьи Фахретдиновых, состоящая из 15 колен, куда внесены более 500 имён. Кроме того, в экспозиции представлены личные вещи РизыФахретдинова и его семьи, в частности, личный Коран и молитвенник, дорожный сундук Р. Фахретдинова, а также семейный фарфоровый сервиз и др.
Ценным экспонатом музея является поднос, подаренный королём Саудовской Аравии во время Первого Всемирного конгресса мусульман в Мекке, где Р. Фахретдинов был избран председателем конгресса. Значительное место в экспозиции занимают рукописи Р. Фахретдинова, его близких и современников, а также рукописные книги середины XVIII века и старопечатные книги на арабском шрифте. Большой интерес вызывают подлинные подшивки журнала «Шура» («Совет»), издававшегося с 1908 по 1918 годы, где с первых дней Р.Фахретдинов работал главным редактором. За это время было выпущено 240 номеров журнала, в которых главным редактором было опубликовано более 700 статей. Журнал приобрел мировую известность и популярность среди мусульман мира.
Сотрудники музея знакомят нас с жизнью и творчеством татарского просветителя, религиозного деятеля, учёного, писателя, публициста Ризаэтдина Фахретдина. Из их рассказа мы узнаём, что Ризаэтдин Фахретдинов родился 4 января 1859 года в селе Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан) в семье имама. Начальное образование Риза получил от отца Фахретдинахазрата и матери Махубы абыстай. Затем десять лет учился в медресе села Нижние Чершилы Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Лениногорский район Республики Татарстан). Уже в раннем возрасте Риза выделялся свои талантом, ещё, будучи шакирдом, он начал преподавать в своём медресе. По окончании медресе он уже был автором четырёх книг.С 1889 года – имам в селе Ильбэк Бугульминского уезда Самарской губернии. На гонорар от одной из своих книг построил здание, где открыл новометодную школу, в которой преподавал. В 1890 году Р. Фахретдинов был избран кадием – главным в России судьёй по мусульманскому праву. Помимо выполнения обязанностей по службе, Риза с головой погружается в научную работу, изучает историю, издаёт более десяти книг. Всего в своей жизни учёный опубликовал 147 книг, 77 из которых – труды по педагогике.Его труды хранятся в Уфе, Санкт-Петербурге, и они требуют изучения.
В своих воспоминаниях он пишет, что дети должны знать арифметику, геометрию, историю. Он говорил: «Любая нация, претендующая на равноправное существование, должна знать и помнить своё прошлое, изучать свою историю». Он чётко говорил, что дети должны знать русский язык. Он сам не обучался в русской школе, но выучил русский язык самостоятельно. Говорил: если мы живём в России, то её язык должны знать. Он – автор многотомного историко-библиографического исследования «Асар». В нём содержится около тысячи жизнеописаний деятелей мусульманской культуры, в том числе связанных с Россией.В 1906-1907 годах – редактор литературного общественно-педагогического журнала «Шура». С 1907 года – директор медресе «Хусаиния» в Оренбурге. В феврале 1918 года, подчиняясь решению Всероссийского съезда мусульман, принял должность кадия в Уфе. В 1922 года был назначен муфтием в Уфе. Его деятельность во главе мусульман России совпадает с очень сложным периодом в стране, когда усиливаются гонения на религию, происходят массовые аресты религиозных деятелей. Широкой популярностью среди мусульман России пользовались книги Фахретдинова по воспитанию. Он был известен как историк, мастер биографического жанра.
У Ризаэтдина Фахретдинова и его жены Нуржамал (Нурьямал) Абдулнасыровны Фахретдиновой (урождённой Тухватуллиной) (1866-1946) было 4 сына и 2 дочери: Габдрахман (1887-1937), Габдулахад (1889-1938), Габдрашит (1892-1953), Сагид (1900-1944), Зейнаб (1894-1985), Асьма (1906-1993).Ризаэтдин Фахретдинов умер 12 апреля 1936 года в возрасте 77 лет.
Вот и закончилось наше заочное путешествие в село Кичучатово. Теперь вы сами можете ответить, чем прославилось на всю республику это село. О жизни и творчестве какого писателя и мыслителя вы узнали? Какие предметы экспозиции музея вам запомнились?
В одной из книг Ризы Фахретдина есть такие строки: «Ради спасения души старайся жить так, словно умрёшь завтра, занимайся земными делами так, словно собираешься прожить тысячу лет». И вы – будущее нашей страны, будьте милосердны, совершайте в своей жизни только добрые поступки, почитайте своих родителей и близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Путешествие в город Здоровейск"
За здоровый образ жизни...
Классный час "Путешествие по городу Вежливости".
О твежливых и добрых словах....
Классный час Путешествие 3 Б: тайна острова Толерантность
Сюжетная игра-путешествие...
Экскурсия в мемориальный музей Космонавтики
В субботу 14 марта 1 класс «А» решил отправиться в космос. И за неимением настоящего космического корабля, решили воспользоваться тем, что предложит нам мемориальный музей Космонавтики на ВДНХ....
Классный час "Путешествие на планету Добра" (игра - путешествие с элементами проектной деятельности)
Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами доброты, показать важность добрых поступков в жизни человека, учить доброжелательности, стремлению понимать д...
Внеклассное мероприятие «Виртуальная экскурсия в «Литературно-мемориальный музей А. П. Гайдара» в г. Льгове»
Наглядно продемонстрировать учащимся, где и как жила семья Голиковых, какова была общая атмосфера в доме, в которой ковался сильный характер, рождался великий писатель....
Конспект внеклассного мероприятия «Виртуальная экскурсия в «Литературно-мемориальный музей А. П. Гайдара» в г. Льгове»
Наглядно продемонстрировать учащимся, где и как жила семья Голиковых, какова была общая атмосфера в доме, в которой ковался сильный характер, рождался великий писатель....