Программа "Одаренные дети" 30.09.2016
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Романенко Марина Николаевна

          Программа    «Одаренные    дети»,    ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития   интеллектуальных,   творческих   и  физических      способностей      детей    в      условиях  общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx97.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 1»

Программа

"Одарённые дети"

 

 

 Составила: Романенко Марина Николаевна, 

учитель начальных классов

D:\Моя мамка\моё\МОУ СОШ № 1\4 класс\фото\1 класс\w0nslAtU7dE.jpg

 

2014 г.

г. Тихвин

ПРОГРАММА «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

Пояснительная записка

         В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, области и государства в целом.

          Программа    «Одаренные    дети»,    ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития   интеллектуальных,   творческих   и  физических      способностей      детей    в      условиях  общеобразовательной школы.

         Под  одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.    

        Программа    «Одаренные    дети»    объединяет    блоки    основного    и дополнительного  образования  через  психолого-педагогический  блок  для  создания гарантированных возможностей с целью развития способностей  одаренных детей.

 

I. Концепция программы

       Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

  • имеют     более    высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип       максимального       разнообразия       предоставленных  возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  •  принцип       свободы      выбора      учащимся      дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

1)     Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы  с  одаренными детьми;
  • накопление и изучение литературы  по данному вопросу;
  • знакомство      педагогов      с      приемами      целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,     олимпиад,     позволяющих     учащимся     проявить     свои способности.

2)     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,   в отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на уверенный скачок в развитии их способностей. 

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

  • отбop среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной     деятельности     со     сверстниками,      научным руководителем, через самостоятельную работу.

IV. Основные мероприятия по реализации программы


I. Диагностика:

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
  4.  Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.
  5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
  6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

    II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей: 

1.         Организация консультативной помощи для  обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.         Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3.         Знакомство  обучающихся с новинками литературы.

4.        Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5.        Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6.        Организация помощи ученикам в подборе литературы.

7.        Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных  способностей:

Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
-           творческие ответы;

  •  выполнение творческих тематических заданий;
  •  выполнение проблемных поисковых работ;
  •  выступления в лекторских группах;
  •  назначение ответственными за проведение предметных недель;
  •  приобщение (в различных формах) к работе учителя;
  •  повышение степени сложности заданий;
  •  интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений  обучающихся.

2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

V. Сроки  реализации программы: 2014-2016 г.

Этапы работы:

 I этап - аналитический (1—4-й  год обучения) — при  выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

            Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно  организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный   на   развитие   таких,   познавательных способностей учащихся,   предложить   такое   количество   дополнительных образовательных услуг,   где  бы   каждый  ученик  смог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно,  сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим образно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

- словесное творчество;

- ремесленная мастерская (прикладное искусство);

- музыкальная мастерская;

- «В мире  прекрасного» (изобразительная деятельность);

- мастерская здорового образа жизни (девиз:  «В здоровом теле здоровый дух»).

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

 II   этап - диагностический   (5—9-е   классы)   —   на   этом   этапе проводится      индивидуальная      оценка      познавательных,      творческих  возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает погружение в культуру. Функциями системы являются обучение и  воспитание, а организующим началом – игра.

 III этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции   по   формированию   социально-адаптированной личности, а с другой   стороны,   реально   происходит   постепенная переориентация доминирующей     образовательной     парадигмы     с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса   компетенций,   которые   рассматриваются   как способности человека    реализовать    свои    замыслы    в    условиях многофакторного   информационного   коммуникационного   пространства.  

VI. Формы работы с одаренными учащимися:

-   творческие мастерские;

-   факультативы;

-   кружки по интересам;

-   конкурсы;

-   интеллектуальный марафон;

-   участие в олимпиадах.

При   всех  существующих трудностях в  системе  общего  среднего образования  сегодня  открываются  новые  возможности  для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития    предусматривает   целенаправленную   работу   с   одаренными учащимися,  начиная  с  начальной школы  и  до  осознанного  выбора жизненного пути. 

VII. Работа с родителями

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение  лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:
Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол. Интроверсия. Психологические аспекты одаренности. Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка
.

VIII. Ожидаемые результаты программы

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:

 

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого,  интеллектуального уровня;
  • введение сквозных факультативных курсов;
  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;
  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах;
  • повышение показателей успешности детей на  городских, районных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной

успеваемости;

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся. 

 

Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»

Мероприятие

Период  исполнения

Ответственные

1

Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета.

Октябрь

Классный руководитель;

учителя-предметники

2

Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:

-Творческое мышление

-Предпочтительные виды деятельности

-Вы лидер?

-Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)

-Поведенческая характеристика одарённых детей

ежегодно

Классный руководитель

3

Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми

постоянно

Библиотекарь, учитель

4

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

ежегодно

Учитель

5

Привлечение  одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

2014 – 2016

Учитель

6

Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в школьных, городских  олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

ежегодно

Учитель  

7

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Сентябрь- октябрь 2014

Учитель, родительский комитет

8

 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

2014– 2016

Учитель

9

Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний.

2014– 2016

Учитель

10

Расширение взаимосвязи с системой дополнительного образования    для развития творческих способностей одарённых детей

Сентябрь-октябрь 2014

Педагоги дополнительного образования, учитель

11

 Осуществление  взаимодействия  с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

2014– 2016

учитель, педагоги дополнительного  образования.

12

 Подготовка и проведение предметных недель и декад

По плану

Учитель

13

Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах

В течение года

Учитель

14

Участие в международной игре  по математике «Кенгуру»

март

Учитель

15

Участие в международной игре  по русскому языку «Русский медвежонок»

ноябрь

Учитель

16

Участие во всероссийских  конкурсах по разным предметам «КИТ», «ЧИП», ЭМУ»

В течение года

Учитель

17

Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях

постоянно

Учитель

18

Участие в школьных спартакиадах, соревнованиях

В течение года

Классный руководитель

19

Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов

В  течение года

Классный руководитель,

20

Организация проектной деятельности

2014– 2016

Кл. руководитель

21

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

В течение года

Учитель

22

Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

В течение года

Учитель

23

Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных методов обучения на уроках

постоянно

Учитель