Программа летнего оздоровительного лагеря при школе "Страна добрых волшебников"
методическая разработка на тему

Иванова Ирина Загитовна

Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Содержание работы лагеря – это большая игра в разновозрастном коллективе.  Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит и помогает общаться. 

Цель программы: создать благоприятные условия для укрепления здоровья учащихся и проведения их досуга во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letnego_lagerya_pri_shkole.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сыропятская средняя общеобразовательная школа»

Программа лагеря с

дневным пребыванием

«Страна Добрых Волшебников»

        Автор: Иванова И.З.,

учитель нач. кл.

МКОУ «Сыропятская СОШ»

Содержание программы:

1. Введение…………………………………………………………………………..3

2. Цель и задачи программы………………………………………………………..4

3. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены……………………………………………………………………………………..5

4. Направления и виды деятельности………………………………………………5

5. Механизм реализации программы…………………………………………….....9

6. Условия реализации программы………………………………………………..14

7. Планируемые результаты …………………………………….………………...16

Список используемой литературы……………………………………………..…17

Приложение……………………….………………………………………………..18


1. Введение

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьника. Лето для них – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала,  совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

      Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием,  организованный на базе МКОУ «Сыропятская СОШ» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовному и физическому саморазвитию, обеспечивающая возможность для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. В основе реализации программы - разнообразные формы и методы игровой коммуникативно-образовательной деятельности педагогов и обучающихся.       Содержание работы лагеря – это большая игра в разновозрастном коллективе.  Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит и помогает общаться.

         Участниками лагерной смены являются учащиеся 1-х – 8-х классов школы. Возраст детей от 7 до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней.

2. Цели и задачи программы.

Цель: создать благоприятные условия для укрепления здоровья учащихся и проведения их досуга во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

1.  Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей.

2.  Обеспечение комфортных психолого-педагогических условий для развития творческих способностей.

3. Формирование интереса к коллективной социально значимой деятельности, развитие навыков конструктивного взаимодействия.

4. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

        

3. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

  •  Обеспечение оптимальных условий для оздоровления детей
  • Безусловная безопасность всех мероприятий
  • Учет особенностей каждой личности
  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
  • Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне

4. Направления и виды деятельности

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Задачи :   вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;    вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;    расширять знания об охране здоровья.  

Основные формы работы: Утренняя гимнастика (зарядка). Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке. Подвижные игры на свежем воздухе. Эстафеты, спортивные игры, спортивные праздники.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Интеллектуальное направление.

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

Задачи: расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности; развитие мышления, памяти, внимания; формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.

Основные формы работы: интеллектуальные игры, конкурсы, викторины.

Нравственно – эстетическая, творческая  деятельность.

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством. Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Задачи художественно-эстетической деятельности:    пробуждать в детях чувство прекрасного;    формировать навыки культурного поведения и общения; прививать детям эстетический вкус.

Основные формы работы:     Конкурсы рисунков.  Концерты. Творческие игры. Праздники. Выставки, ярмарки.  

Трудовая деятельность.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда. Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, поддержание в чистоте мелких вещей личного пользования, уборку помещений от мусора и пыли, создание уюта. Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории. Дети привлекаются к самообслуживанию в секциях, кружках, в которых они занимаются.

Задачи трудовой деятельности: прививать навыки трудолюбия;    формировать потребность соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;  развивать эстетическое отношение к результатам труда.

Кружковая деятельность.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является творческая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы, кружки. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Данное направление включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. Задачи творческой деятельности: расширять кругозор детей, развивать их познавательные интересы и творческие способности.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:  

  • изучение интересов детей;
  • презентация творческих мастерских на линейке в начале смены;
  • ознакомление детей с режимом работы творческих мастерских;
  • текущее отражение результатов деятельности детей;    
  • подведение итогов работы творческих мастерских в конце смены

5. Механизм реализации программы

В основу реализации программы положен сюжетно-игровой модуль:

  • Лагерь (школа) – Страна Добрых Волшебников.
  •  Каждый отряд- город Волшебников (со своим названием).
  • Президент Страны Добрых  Волшебников (Главный Чародей) - начальник лагеря.
  • Помощник Главного Чародея- старшая вожатая.
  • Мэр каждого города – педагог-воспитатель.
  • Зам. мэра- отрядный вожатый.

Игровой замысел:

    Каждый ребенок становится начинающим Волшебником. За каждое волшебство (доброе дело) отряд или ребенок получает волшебную монету- «волшебинку» (цветной жетон). 1 место- синяя монета, 2 место- зеленая монета, 3 место- желтая монета, участие- белая монета. У каждого отряда и ребенка есть своя Копилка Добрых Дел.  По итогам дня набравшему большее количество «волшебинок» присваивается звание «Почетный житель Страны Волшебников»

Добрые дела:

  • участие в делах Страны Добрых Волшебников;
  • участие в мероприятиях своего города Волшебников;
  • добрые дела и поступки, совершенные по собственной инициативе.

 Ежедневно в отрядах идет оформление Книги Добрых Волшебников (отрядного дневника). Одна страница Книги Волшебников – это один день, прожитый в лагере. В ней описываются все добрые дела, накопленные отрядом за день.

Итог игры: Слёт Добрых Волшебников, на котором подводятся итоги и вручаются награды победителям в разных номинациях: за лучшую Книгу Волшебников (отрядный дневник); за лучший отрядный уголок;  самому доброму Волшебнику (по общему количеству собранных «волшебинок»); самому талантливому Волшебнику; самому веселому Волшебнику, самому спортивному Волшебнику, самому трудолюбивому Волшебнику  и т.д.  

1 период «Организационный»

Девиз: «Знакомство + Удивление + Разнообразие = Волшебство!»

Задачи:

-познакомить ребят с лагерем, традициями, законами;

-создать условия для раскрытия способностей каждого ребенка;

-создать доброжелательную радостную атмосферу;

-спланировать совместную жизнедеятельность.

Основной деятельностью педагогов на этом этапе является:    встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;    запуск программы «Страна Добрых Волшебников».

Планируемые результаты : к концу периода у ребят сложится мнение о том, что их отряд, воспитатели и вожатые- самые лучшие, что им будет интересно. Организационный период заканчивается открытием лагерной смены.

2 период «Основной»

Девиз: «Активность  + Творчество + Дружба = Волшебство!»

Задачи:

- обеспечить разнообразную деятельность на основе общих интересов;

-научить ребят планировать и анализировать каждый свой день;

-создать и укрепить традиции внутри отряда;

-вовлечь каждого ребенка в участие в жизни лагеря.

Основной деятельностью этого этапа является:  реализация игрового замысла  программы ;  вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;  работа творческих мастерских (студий Волшебства).

Планируемые результаты периода: к концу основного периода дети принимают условия игры, живут по законам лагеря и отряда.

3 период «Заключительный»

Девиз: «Теплота + Доверительность + Светлая грусть = Волшебство!»

Задачи:

-создать атмосферу дружеского прощания;

-найти добрые слова для каждого ребенка в отряде;

-отметить вклад каждого ребенка в жизни отряда;

-подготовить прощальные сюрпризы друг другу;

-подвести итоги смены.

Основной деятельностью этого этапа является:  подведение итогов смены;    выработка перспектив;  анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря.

Планируемые результаты периода: к концу данного этапа решены все задачи и реализованы все идеи программы, подведены итоги.

В течение смены планируется реализация программы по блокам:

 1 блок «У Волшебников в здоровом теле- здоровый дух!» (физкультурно-оздоровительное направление);

 2 блок «Умнейшие Волшебники»  (интеллектуальное направление);

            3 блок «Талантливые Волшебники» (эстетическое, творческое направление);

           4 блок «Трудолюбивые Волшебники» (трудовая деятельность);

5 блок «Умелые волшебники» (кружковая деятельность).

        1 БЛОК «У Волшебников в здоровом теле- здоровый дух!»  осуществляется через: вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; выработку и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • утренняя гимнастика (зарядка);
  • спортивные игры на стадионе, спортивной площадке  (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон);
  • подвижные игры на свежем воздухе «Сороконожка», «Статуя», «Быстрые лыжники», «Охотники и утки», «Вышибалы», «Цепи» (см. Приложение);
  • эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);
  • часы  здоровья (беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах» и др.) ;
  • спортивные праздники «Здоровячки», «Поиски клада» (см. Приложение»;
  • солнечные ванны (ежедневно);
  • воздушные ванны (ежедневно).

2 БЛОК   «Умнейшие Волшебники» осуществляется через:

  • проведение интеллектуальных игр («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы», «Форд Баярд» см. Приложение)
  • проведение тематических библиотечных часов (по плану сельской библиотеки);
  • игровую программу по ПДД;
  • проведение интеллектуальных марафонов, викторин;
  • конкурс «Загадка!»;
  • заседание Клуба Умнейших Волшебников.

      3 блок «Умелые волшебники» осуществляется через:

  • изобразительную деятельность (конкурсы  рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной»)
  • конкурсные программы, КВНы;
  • творческие конкурсы («Коллективное панно», «В гостях у сказки»);
  • игровые творческие программы («Огонек знакомств», «Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки»);
  • концерты («Танцующие волшебники», «Поющие волшебники»);
  • творческие игры («Если был бы я волшебником»);
  • праздники (Открытие смены, День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);
  • презентацию Книги Добрых Волшебников.

4 блок «Трудолюбивые Волшебники» осуществляется через:

  • выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, дежурство в отряде);
  • общественно значимый труд: уборку прилегающей территории, трудовой десант по уборке территории возле памятника, берега реки.

5 блок «Умелые волшебники» осуществляется через работу творческих мастерских («студий Волшебства»):

  • «Музыкальный калейдоскоп»;
  • «Танцевальный»;
  • «Мягкая игрушка»;
  • «Театральный»;
  • организацию выставок, ярмарок с презентацией результатов посещения «студии Волшебства».

6. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1. Чёткое представление целей и постановка задач.

2. Конкретное планирование деятельности.

3. Кадровое обеспечение программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5. Педагогические условия.

6. Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение программы.

В реализации программы участвуют:

  •  директор лагеря;
  •  старшая вожатая;
  •  педагоги дополнительного образования;
  •  учителя МКОУ «Сыропятская СОШ»;
  •  библиотекарь.

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На отряде работают воспитатель и вожатые. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение  плана программы, проведение общелагерных дел.

Методическое обеспечение программы.

  1.  Наличие программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки.
  2.  Должностные инструкции всех участников процесса.
  3.  Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4.  Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5.  Проведение ежедневных планёрок.
  6.  Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 Педагогические условия программы.

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы, информационно-коммуникативные средства, мультимедийное оборудование.

5. Призы и награды для стимулирования.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для этого необходимо обеспечить:

  •  Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
  •  Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы.
  •  Творческое сотрудничество взрослых и детей.

7. Планируемые результаты программы

«Страна Добрых Волшебников»:

  • Укрепление физических и нравственно-духовных сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Список используемой литературы

  1.  Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  3. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. -  (Библиотека вожатого)
  4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
  5. Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
  6. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
  7. Электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа»
  8. Материалы журналов «ПедСовет»  2002-2008 г.
  9. Интернет материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Агентство добрых дел»

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Агентство добрых дел». Все учащиеся делятся на  четыре возрастные группы. Каждый отряд (отдел) планирует свою работу...