Классный час по теме "Об обиде и обидчивости"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Тема: об обиде и обидчивости.
Цель: способствовать обогащению нравственного опыта поведения младших школьников.
Задачи:
- изучить чувство обиды;
- показать младшим школьникам конструктивные способы работы с этим чувством.
Достижение личностных результатов:
- личностное самоопределение;
- воспитанию личной ответственности, незлопамятности, терпимости, добросердечности.
Достижение метапредметных результатов:
- Формирование регулятивных УУД:
- выделение и сохранение цели ,заданной в виде продукта действия;
- развивать способности осмысливать и оценивать различные ситуации;
2. Формирование коммуникативных УУД:
- воспитывать внимательное отношение к окружающим.
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Форма: беседа
Методы и приемы: беседа, игра, метод рефлексии.
Оборудование:
- Текст рассказа «Помнить и забывать», текст к игре.
- Мяч, запись релаксационной музыки.
- Альбомные листы, краски.
- Цитаты, выдержки, пословицы, запись нравственных качеств.
- Индивидуальные «копилки мудрости»: коробочка или блокнот с записями (пословиц, поговорок, высказываний, цитат, качеств, чувств …)
План проведения
Название этапов и подэтапов | Предполагаемое время |
1.Вступительная часть 1.1. Настрой на занятие. Упражнение «Снежный ком» 1.2. Вводный комментарий | 2 мин 2 мин |
2. Основная часть 2.1. Чтение рассказа «Помнить и забывать» 2.2. Обсуждение-размышление 2.3. Задание «Вспомни случай» 2.4. Игра «Примирение» | 3 мин 7 мин 4 мин 7 мин |
3. Заключительная часть 3.1. Рефлексия | 5 мин. |
Этапы | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся |
1. Вступительная часть 1.Настрой на занятие. Упражнение «Снежный ком» 2.Вводный комментарий. 2. Основная часть. 2.1. Чтение рас- сказа « Помнить и забывать» 2.2. Обсуждение- размышление. 2.3. Задание «Вспомни случай». 2.4.Игра «Примирение». 3. Заключительная часть. 3.1. Рефлексия | -Сегодня мы с вами продолжим разговор о наших чувствах , о тактике правильного поведения . Но сначала выполним упражнение, которое называется «Снежный ком». Каждый называет качество , но при этом он должен запомнить и назвать все предыдущие , которые называли по цепочке дети. Количество качеств постепенно увеличивается и последний должен назвать все. Давайте рассмотрим такое понятие - как обида. - Ребята , что такое обида ? - Опишите это чувство ? - Как вы думаете , обида –это хорошо или плохо? На партах у детей лежит текст рассказа. - А сейчас я вам предлагаю прочитать рассказ «Помнить и забывать». Инструкция перед чтением : -Слушая внимательно рассказ, вы постарайтесь запомнить , какие эмоции переживали его герои и к чему это привело. -А теперь обсудим прочитанный рассказ.
Вопросы для обсуждения : 1.Что чувствовал барсук , когда мальчик нечаянно засыпал его нору ? 2. Что барсук сказал мальчику ? 3. Что чувствовала сойка , когда помог мальчик ? 4. Что она ему сказала ? 5. Почему сойка помогла мальчику ? 6. Почему всё же барсук помог мальчику ? 7. Что подумал о помощи сойки и барсука Пси – Маг ? 8. Объясните , что лучше помнить , а что следует забывать ? - Что – то простительно , а что –то не прощается. Есть истинная и ложная обида. Подумай , намеренно ли тебя обидели, хотели ли унизить или без злого умысла дружески критиковали . - В чём тут разница ? Говорят : «Не торопись обижаться, подумай , не отвечай на обиду сразу». -Как вы думаете почему ? Да, вполне вероятно , что через день- другой всё это будет восприниматься иначе : может , обиды и не было ? И ещё. Мы часто не замечаем , когда обижаем других , и болезненно реагируем , когда обижают нас. То же и с неудачей. И обидное , и неудачу мы часто заслуживаем сами . Тебя могли обидеть, потому что ты неправильно вёл себя. Точно так же и в неудаче ты можешь быть повинен сам. Глупый постоянно обижается, а умный ищет в себе самом причины обид и неудач. Нужно помнить, что по поступкам, а не по словам судят о человеке. -Ребята , а почему всегда нужно думать, прежде чем начать действовать ? Учитель подводит итог сказанному: Поступок , как и слово, уже не вернуть. Поэтому главное- предвидеть последствия своих поступков и быть ответственным во всём. Если кто-то обидел тебя , то плохой поступок совершил он, и это его беда, если кого- то обидел ты, то плохой поступок совершил ты, и это твоя беда. Подумайте об этом очень важном: Если что-то украли у тебя, ты в убытке, но совесть твоя чиста, если же что-то украл ты, у тебя прибыль, но совесть твоя нечиста. И не дай Бог иметь такую прибыль. Так и с обидой : Обидели тебя , это горько , но это лучше, чем если обидел ты ! Умный размышляет именно так А теперь сядьте поудобнее и закройте глаза . Сделайте три глубоких вдоха и выдоха . ( Звучит спокойная музыка ). Учитель произносит текст : Выбери какого-нибудь важного для тебя человека, с которым ты недавно поссорился и на которого ты ещё продолжаешь сердиться или обижаться. Представь себе этого человека как можно более тщательно. Обрати внимание на выражение его лица, посмотри, в каком он сейчас настроении. Когда тебе покажется, что ты достаточно чётко видишь этого человека, пригласи его сесть рядом с тобой. Может быть, тебе захочется начать разговор с рассказа о том, что тебе нравится в этом человеке, почему он важен для тебя..(пауза ) Затем ты можешь сказать этому человеку, что ссора между вами была очень обидной для тебя. Ты можешь рассказать ему, что ты тогда чувствовал. Если хочешь, можешь спросить у него, как он воспринял эту ссору. А затем простыми словами можешь сказать ему, что ты очень жалеешь о том, что обидел его тогда и что для тебя очень важно восстановить мир между вами. Попробуй сказать ему всё это сам. Так как всё это для тебя очень важно, серьёзно, чтобы и твой собеседник понял это. Просто скажи ему:»У меня есть подарок для тебя».И как только ты скажешь эти слова, в руках у тебя к твоему удивлению появится небольшой пакетик. Ты знаешь, что в нём лежит подарок для твоего собеседника и отдаёшь ему этот пакетик со словами:»Это для тебя». Он берёт подарок обеими руками. Он улыбается, распаковывая подарок.. Может быть, в этом пакете лежит что-то такое, что на самом деле необходимо этому человеку, а может быть, твой подарок говорит о том, что ты хочешь помириться с ним. Например, это может быть цветок, свеча, шоколадное сердечко…Пусть для тебя самого окажется сюрпризом то, что твой собеседник достанет из пакета. А теперь посмотри в лицо своему собеседнику. Посмотри, не скажет ли он тебе что-нибудь в ответ или, может быть, он как-нибудь ещё отреагирует на твой подарок, как-нибудь ещё покажет свою радость и удивление. Но прошло время попрощаться с этим человеком. Запомни те чувства, которые возникали у тебя во время примирения с ним. Запомни, какие чувства возникали у тебя, когда ты говорил ему о причинах ссоры и о том, что ты очень хочешь помириться с ним. А теперь ты можешь постепенно возвращаться обратно к нам. Потянись ,напряги и расслабь мышцы и открой глаза.
Анализ упражнения : -Тебе трудно было простить другого? Как ты себя чувствовал при этом ? -Тебе удалось увидеть, что было в пакете ? -Как реагировал другой ? -Что происходит, когда ты долго сердишься на кого-нибудь ? -Как ты думаешь, прощение- это признак силы или признак слабости ? -Почему так важно прощать других ? -В чём польза и вред обиды ? - Какие мысли занесёте в свою «копилку мудрости»? -Что особенно понравилось , запомнилось ?
| Учащиеся могут называть такие нравственные понятия: Искренность, чуткость, доброжелательность, терпимость, незлопамятность, милосердие, сострадание, любовь к ближним, жалость, заботливость, уважительность, порядочность, щедрость, справедливость, честность… Это чувство, эмоция. Дети размышляют , обращаясь к своему эмоциональному опыту. Возможные варианты ответов : -Тебе неприятно ,обидно становится, потому что с тобой поступили несправедливо .Ты дуешься, сердишься., тебе грустно. Ученики рассуждают, высказывая своё мнение. Возможные ответы : Нельзя сказать ,что это хорошо , это больше отрицательная эмоция , которая вызывает переживание, беспокойство. Но и нельзя сказать , что совсем плохо, т. к. ты показываешь обидчику своим видом , что ты недоволен его поведением. Хорошо читающий ученик читает рассказ вслух , а остальные следят по тексту . ( текст в приложении ) Дети читают и стараются запомнить и понять переживания главных героев и их поступки. Дискуссия , высказывания , размышления детей. Барсук рассердился. Почувствовал обиду , досаду , огорчение. -«Я тебе это ещё припомню Благодарность. -«Я тебе этого не забуду» Мальчик помог вернуть птенца сойке. Барсук простил мальчика. О помощи сойки подумал: «Хорошо , что мы умеем помнить». А о помощи барсука подумал: « Хорошо, что мы умеем забывать». Дети формулируют вывод, При необходимости учитель помогает: Лучше помнить хорошее, ведь приятно помнить хорошие воспоминания, чем плохие , негативные .От хороших воспоминаний радостное настроение, а от плохих –мрачное. Поэтому плохое, негативное лучше забывать ,а для этого нужно уметь прощать , не хранить в своём сердце обиду ,боль, досаду . А хорошее нужно уметь ценить и помнить. Дети осмысливают сказанное , по ходу вступают в дискуссию, делятся своими мыслями. открытиями . Мышечное расслабление. Погружение в себя. По ходу учащиеся под руководством учителя формулируют основные моменты , которые помещаются на доску: Прощай и не копи в душе зло. Не торопись обижаться, подумай, не отвечай на обиду сразу. Будь ответственным за свои поступки. Хорошее помни, а плохое забывай. Решай конфликты мирным путём. Слушают , задают уточняющие вопросы.
|
Приложение.
Рассказ «Помнить и забывать»
Однажды странник гулял по лесу со знакомым мальчиком. Мальчик расшалился
и, пробегая по опушке, наступил на нору барсука и засыпал её. Рассерженный
барсук крикнул ему вслед, грозя лапой: «Я тебе это ещё припомню!»
Потом мальчик увидел в траве выпавшего из гнезда птенца сойки. Он бережно
взял его в ладони, вернул в гнездо. Мама- сойка сказала ему с благодарностью:
«Я тебе этого не забуду !»
Через какое-то время странник и мальчик вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но он подскользнулся и упал в воду. Странник бросился в реку ему на помощь. Пролетавшая сойка увидела, в какую беду попал мальчик, схватила клювом его за шиворот и помогла держаться на
поверхности. Плывя к ним, странник подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить!»
В это время проходил мимо барсук. Видя, что мальчика сносит течением, он бросил ему палку и помог выбраться на берег. Тогда странник, улыбаясь, подумал:
«Хорошо, что мы умеем забывать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проводы детских обид. Материал для классного часа.
Сценарий "Проводы детских обид" можно использовать в работе с 4- 6 классами. Это своего рода психологический тренинг, который помогает детям избавиться от негативных переживаний. Главное, чтобы ...
Классный час" Проводы детских обид"
Этот классный час можно провести в конце 4 класса....
Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)
Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)...
Классный час "Прощение растворяет обиды".
Классный час для учащихся 4 класса показывает ребятам какое негативное воздействие на человека имеет обида, затаённая в груди. Как научиться прощать....
Презентация .Тема классного часа" Прощение растворяет обиды".
Цель: 1. Объяснить влияние обиды на отношения.2.Выявить причины непрощения. 3. Побудить учеников прощать...
Презентация по теме "Мини - тренинг по преодолению обиды и обидчивости".
ull;Как справиться с обидой? — обиду нужно принять,признать ее факт наличия и проговоритьэто чувство с тем, кому оно адресовано.•Осознать, почему мы обижаемся, что такое обида.&bull...
Классный час "Прощение растворяет обиды"
Цель: расширить представление о «прощении», как об одной из важнейших духов...