Классный час по теме "Об обиде и обидчивости"
классный час на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Воспитательный классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_26.02.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: об обиде и обидчивости.

Цель: способствовать обогащению нравственного опыта поведения младших школьников.

Задачи:

  • изучить  чувство  обиды;
  • показать   младшим  школьникам  конструктивные  способы   работы  с  этим  чувством.

Достижение личностных результатов: 

  • личностное самоопределение;
  • воспитанию  личной ответственности, незлопамятности, терпимости, добросердечности.

Достижение метапредметных  результатов: 

  1. Формирование регулятивных УУД:  
  • выделение и сохранение цели ,заданной в виде продукта действия;
  • развивать способности осмысливать и оценивать различные ситуации;

2. Формирование коммуникативных УУД:

  • воспитывать внимательное отношение к окружающим.
  • умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Форма: беседа

Методы и приемы: беседа, игра, метод рефлексии.

Оборудование:

  • Текст рассказа «Помнить и забывать», текст к игре.
  • Мяч, запись релаксационной  музыки.
  • Альбомные листы, краски.
  • Цитаты, выдержки, пословицы, запись нравственных качеств.
  • Индивидуальные «копилки мудрости»: коробочка или блокнот с записями (пословиц, поговорок, высказываний, цитат,  качеств, чувств …)

                                                                          

План проведения

Название этапов и подэтапов

Предполагаемое время

1.Вступительная часть

1.1. Настрой на занятие. Упражнение «Снежный ком»  

1.2. Вводный комментарий

2 мин

2 мин

2. Основная часть

2.1. Чтение рассказа «Помнить и забывать»

2.2. Обсуждение-размышление

2.3. Задание «Вспомни случай»

2.4. Игра «Примирение»

3 мин

7 мин

4 мин

7 мин

3. Заключительная часть

3.1. Рефлексия

5 мин.

                                       

Этапы

Деятельность  классного  руководителя

Деятельность  учащихся

1. Вступительная часть

1.Настрой   на занятие.

Упражнение     «Снежный   ком»

2.Вводный

комментарий.

2. Основная часть.

2.1. Чтение  рас-

сказа  « Помнить  и  забывать»

2.2. Обсуждение- размышление.

2.3. Задание

«Вспомни  случай».

2.4.Игра  

«Примирение».

3. Заключительная часть.

3.1. Рефлексия

-Сегодня  мы  с  вами  продолжим  разговор  о  наших  чувствах , о  тактике  правильного  поведения .

Но сначала  выполним  упражнение,  которое  называется   «Снежный  ком».

Каждый  называет качество , но  при  этом  он  должен  запомнить и  назвать  все  предыдущие , которые называли  по  цепочке  дети. Количество качеств  постепенно  увеличивается  и  последний  должен  назвать  все.

Давайте  рассмотрим  такое понятие - как  обида.

- Ребята , что  такое  обида ?

- Опишите  это  чувство ?

- Как  вы  думаете , обида –это  хорошо  или  плохо?

На  партах  у  детей  лежит  текст  рассказа.

- А  сейчас  я  вам  предлагаю  прочитать  рассказ  «Помнить и  забывать».

Инструкция  перед  чтением :

-Слушая  внимательно  рассказ,  вы

постарайтесь  запомнить , какие  эмоции  переживали  его  герои  и  к  чему  это  привело.

-А  теперь  обсудим  прочитанный   рассказ.

 

Вопросы  для  обсуждения :

1.Что  чувствовал  барсук , когда  мальчик  нечаянно  засыпал  его  нору ?

2. Что  барсук  сказал  мальчику ?

3. Что  чувствовала  сойка , когда  помог  мальчик ?

4. Что  она  ему  сказала ?

5. Почему  сойка  помогла  мальчику ?

6. Почему  всё  же  барсук  помог  мальчику ?

7. Что  подумал  о  помощи  сойки  и  барсука  Пси – Маг ?

8. Объясните , что  лучше  помнить , а  что  следует  забывать ?

- Что – то  простительно , а  что –то  не  прощается. Есть  истинная  и  ложная  обида.

Подумай , намеренно  ли  тебя  обидели, хотели  ли  унизить  или  без  злого умысла  дружески  критиковали .

- В  чём  тут  разница ?

Говорят : «Не  торопись обижаться,  подумай , не  отвечай  на  обиду  сразу».

-Как  вы  думаете  почему ?

Да, вполне  вероятно , что  через  день- другой  всё  это  будет  восприниматься  иначе :  может , обиды  и  не  было ?

И  ещё. Мы  часто  не  замечаем , когда  обижаем  других , и  болезненно  реагируем , когда  обижают  нас. То же  и  с неудачей. И обидное , и  неудачу  мы  часто  заслуживаем  сами . Тебя  могли  обидеть, потому что ты неправильно  вёл  себя.  Точно  так же  и  в  неудаче  ты  можешь  быть  повинен  сам.  Глупый  постоянно  обижается,  а  умный  ищет  в  себе самом  причины  обид  и  неудач.

Нужно  помнить, что  по  поступкам, а не  по  словам  судят  о  человеке.

-Ребята , а  почему  всегда  нужно  думать, прежде  чем  начать  действовать ?

Учитель подводит итог сказанному:

Поступок , как  и  слово, уже  не  вернуть. Поэтому  главное- предвидеть  последствия  своих  поступков  и  быть  ответственным   во  всём.

Если  кто-то  обидел  тебя , то  плохой  поступок  совершил  он, и  это

его  беда, если  кого- то  обидел  ты, то  плохой  поступок  совершил  ты, и  это  твоя  беда.

Подумайте  об  этом очень важном:

Если  что-то  украли  у  тебя, ты  в убытке, но  совесть  твоя  чиста, если  же  что-то  украл  ты, у  тебя  прибыль, но  совесть  твоя  нечиста.

И  не  дай  Бог  иметь  такую  прибыль. Так  и  с  обидой :

Обидели  тебя , это  горько , но  это лучше,  чем  если  обидел  ты !

Умный  размышляет  именно  так

   А  теперь сядьте  поудобнее  и  закройте  глаза . Сделайте  три  глубоких  вдоха  и  выдоха .

( Звучит  спокойная  музыка ).

Учитель  произносит  текст :

  Выбери  какого-нибудь важного

для  тебя человека, с  которым  ты

недавно  поссорился и на  которого

ты  ещё продолжаешь  сердиться или обижаться.

Представь  себе этого  человека  как  можно  более  тщательно. Обрати внимание  на выражение  его  лица, посмотри, в  каком  он  сейчас  настроении.

Когда  тебе покажется, что  ты  достаточно  чётко  видишь  этого  человека, пригласи  его  сесть рядом  с тобой. Может быть, тебе

захочется начать разговор с рассказа о том, что  тебе  нравится в  этом человеке, почему он важен  для тебя..(пауза )

Затем ты  можешь сказать этому человеку, что  ссора между  вами  была очень обидной  для  тебя. Ты  можешь  рассказать ему, что  ты  тогда чувствовал. Если хочешь, можешь  спросить у него, как он  воспринял  эту  ссору. А  затем простыми  словами можешь сказать  ему, что  ты  очень жалеешь о том, что  обидел его тогда и что  для тебя очень важно восстановить мир между вами. Попробуй сказать ему всё это сам.

Так как всё это для тебя очень важно, серьёзно, чтобы и твой  собеседник понял это.

Просто скажи  ему:»У меня есть  подарок для тебя».И как только ты скажешь эти слова, в руках у тебя к твоему удивлению появится  небольшой  пакетик. Ты знаешь, что в нём лежит подарок для твоего собеседника и отдаёшь ему этот пакетик со словами:»Это для  тебя».

Он берёт подарок обеими руками. Он улыбается, распаковывая подарок.. Может быть, в этом пакете лежит что-то такое, что на самом деле необходимо этому человеку, а может быть, твой подарок  говорит о том, что ты хочешь помириться с ним. Например, это может быть цветок, свеча, шоколадное сердечко…Пусть для  тебя самого окажется сюрпризом  то, что твой собеседник достанет  из пакета.

А теперь посмотри в лицо своему собеседнику. Посмотри, не скажет

ли он тебе что-нибудь в ответ или, может быть, он как-нибудь ещё отреагирует на твой подарок, как-нибудь ещё покажет свою радость и удивление.

Но прошло время попрощаться с этим человеком. Запомни те чувства, которые возникали у тебя во время примирения с ним. Запомни, какие чувства возникали у тебя, когда ты говорил ему о причинах  ссоры и о том, что ты очень хочешь помириться с ним.

А теперь ты можешь постепенно возвращаться обратно к нам. Потянись ,напряги и расслабь мышцы и открой глаза.

 

Анализ  упражнения :

-Тебе  трудно было  простить другого? Как  ты себя  чувствовал  при  этом ?

-Тебе  удалось увидеть, что было в  пакете ?

-Как  реагировал  другой ?

-Что  происходит, когда  ты  долго сердишься  на  кого-нибудь ?

-Как  ты  думаешь, прощение- это

признак  силы  или  признак  слабости ?

-Почему  так  важно  прощать  других ? 

-В  чём  польза  и  вред  обиды ?

- Какие мысли занесёте в свою

«копилку  мудрости»?

-Что  особенно  понравилось , запомнилось ?

   

     

Учащиеся  могут  называть

такие  нравственные  понятия:

Искренность, чуткость, доброжелательность, терпимость, незлопамятность, милосердие, сострадание, любовь к  ближним, жалость, заботливость, уважительность, порядочность, щедрость, справедливость, честность…

Это  чувство, эмоция.

Дети  размышляют ,  обращаясь  к  своему  эмоциональному  опыту.

Возможные  варианты ответов :

-Тебе  неприятно ,обидно становится, потому что с  тобой  поступили несправедливо .Ты дуешься, сердишься., тебе  грустно.  

Ученики  рассуждают,  высказывая  своё  мнение.

Возможные  ответы :

Нельзя  сказать ,что  это хорошо , это больше  отрицательная  эмоция , которая  вызывает  переживание, беспокойство. Но и нельзя  сказать , что совсем  плохо, т. к. ты  показываешь обидчику  своим  видом , что  ты  недоволен  его  поведением.

Хорошо  читающий  ученик  читает

рассказ  вслух , а  остальные  следят  по  тексту . ( текст  в  приложении )

Дети  читают  и  стараются

запомнить  и  понять  переживания  главных  героев  и  их  поступки.

Дискуссия ,  высказывания ,  размышления  детей.

Барсук  рассердился. Почувствовал  обиду , досаду , огорчение.

-«Я тебе  это  ещё припомню

Благодарность.

-«Я  тебе  этого  не  забуду»

Мальчик  помог  вернуть  птенца  сойке.

Барсук  простил  мальчика.

О  помощи  сойки  подумал:

«Хорошо , что  мы  умеем  помнить». А о  помощи  барсука  подумал: « Хорошо,  что  мы  умеем  забывать».

Дети  формулируют  вывод,

При  необходимости  учитель  помогает:

Лучше  помнить  хорошее,  ведь  приятно  помнить  хорошие  воспоминания, чем  плохие , негативные .От  хороших  воспоминаний  радостное  настроение, а  от плохих –мрачное. Поэтому  плохое, негативное лучше  забывать ,а  для  этого нужно  уметь  прощать , не  хранить  в  своём  сердце обиду ,боль, досаду . А  хорошее  нужно  уметь  ценить  и  помнить.  

Дети   осмысливают  сказанное , по  ходу  вступают  в  дискуссию, делятся  своими  мыслями.  открытиями .  

Мышечное  расслабление.

Погружение  в  себя.

По  ходу  учащиеся  под  руководством  учителя  формулируют основные  моменты , которые  помещаются  на  доску:

Прощай  и  не  копи  в  душе  зло.

Не  торопись  обижаться, подумай, не  отвечай  на  обиду  сразу.

Будь  ответственным  за  свои  поступки.

Хорошее  помни, а  плохое  забывай.

Решай  конфликты  мирным  путём. 

Слушают , задают  уточняющие  вопросы.

 

                                           Приложение.

Рассказ  «Помнить  и  забывать»

Однажды  странник  гулял  по  лесу  со знакомым  мальчиком. Мальчик расшалился

и, пробегая  по  опушке, наступил на нору барсука  и  засыпал  её. Рассерженный

барсук  крикнул  ему  вслед,  грозя  лапой: «Я тебе это ещё  припомню!»

  Потом мальчик увидел в траве выпавшего из гнезда птенца сойки. Он бережно

взял  его  в ладони, вернул в гнездо. Мама- сойка сказала ему с благодарностью:

«Я тебе этого не забуду !»

   Через какое-то время странник и мальчик вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но он подскользнулся и упал в воду. Странник бросился в реку ему на помощь. Пролетавшая сойка увидела, в какую беду попал мальчик, схватила клювом его за шиворот и помогла держаться на

поверхности. Плывя к ним, странник подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить!»

   В это время проходил мимо барсук. Видя, что мальчика сносит течением, он бросил ему  палку  и помог выбраться на берег. Тогда странник, улыбаясь, подумал:

«Хорошо, что мы умеем забывать!»

                                                   

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проводы детских обид. Материал для классного часа.

Сценарий "Проводы детских обид" можно использовать в работе с 4- 6 классами.  Это своего рода психологический тренинг, который помогает детям избавиться от негативных переживаний. Главное, чтобы ...

Классный час" Проводы детских обид"

Этот классный  час можно провести в конце 4 класса....

Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)

Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)...

Классный час "Прощение растворяет обиды".

Классный час для учащихся 4 класса  показывает  ребятам какое негативное воздействие на человека имеет обида, затаённая в груди. Как научиться прощать....

Презентация .Тема классного часа" Прощение растворяет обиды".

Цель:  1. Объяснить влияние обиды на отношения.2.Выявить причины непрощения.             3. Побудить  учеников прощать...

Презентация по теме "Мини - тренинг по преодолению обиды и обидчивости".

ull;Как справиться с обидой?  — обиду нужно принять,признать ее факт наличия и проговоритьэто чувство с тем, кому оно адресовано.•Осознать, почему мы обижаемся, что такое обида.&bull...

Классный час "Прощение растворяет обиды"

Цель: расширить представление о «прощении»,  как об одной из важнейших                  духов...