Классный час "Прощение растворяет обиды"
методическая разработка (4 класс)
Цель: расширить представление о «прощении», как об одной из важнейших духовных и нравственных ценностей человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_proshchenie_rastvoryaet_obidy.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Фиоиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в селе Старосеславино
Классный час
"Прощение растворяет обиды"
Учитель начальный классов –
Алмазова Наталья Николаевна
2023-2024 учебный год
Тема: «Прощение растворяет обиды»
Цель: расширить представление о «прощении», как об одной из важнейших духовных и нравственных ценностей человека.
Задачи:
- учить анализировать поступки героев и оценивать свои;
- развивать нравственные качества личности;
- воспитывать нравственную культуру общения.
Оборудование: ПК, проектор.
Ход мероприятия
Слайд 1.
Учитель. Дорогие ребята, гости. Давайте поздороваемся с вами не совсем обычным способом. Когда я скажу: «Здравствуйте!» - все мальчишки крикнут: «Салют!» - и помашут мне рукой. Давайте попробуем. Здравствуйте!
(Приветствуют мальчишки.)
-Девочки, вам я предлагаю поздороваться по-французски, вот так: «Бонжур!» и послать мне воздушный поцелуй. Итак, репетируем. Здравствуйте!
(Приветствуют девочки.)
-Уважаемые взрослые, вас прошу поздороваться по-восточному. Для этого ладони нужно сложить перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!» Здравствуйте!
(Приветствуют взрослые.)
Учитель. Теперь поздороваемся все вместе, но каждый по-своему. Мальчишки – «Салют!», девочки – «Бонжур!», взрослые – «Салам алейкум!», Итак,… здравст-вуйте!
(Приветствуют все вместе.)
Учитель. Хочу сделать вам комплимент. На ваших лицах появилась очаровательная улыбка. Я вижу, у вас у всех приподнялось настроение, и я уверена, что сегодняшний классный час принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. Пусть работа будет нам в радость, и день пройдет удачно!
А говорить мы сегодня с вами будем об одном из самом сложном чувстве и важном человеческом качестве. О каких, вы скажите сами?
Учитель:
- Отгадайте загадку.
Недовольство затаили,
А за что? уже забыли.
Вы, то чувство назовите,
Что иногда в душе таите.
- О каком чувстве идет речь? (Обида)
Учитель. Послушайте четверостишие.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаща горьких слез,
И, кажется, что доброта вся выжжена,
Зло побеждай, учись прощать....
- О каком человеческом качестве в нем говорится? ( О прощении)
Слайд 2.
- А сейчас посмотрите на эти два понятия и постарайтесь сформулировать тему нашего занятия.
Слайд 3.
- Итак, тема нашего классного часа « Прощение растворяет обиды»
- А как вы думаете, какая цель классного часа?
Слайд 4.
Цель: расширить представление о «прощении», как об одной из важнейших духовных и нравственных ценностей человека.
Учитель:
- Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет? Давайте сегодня постараемся найти ответы на эти вопросы.
- Есть ли среди нас тот, кто был когда- то кем-то обижен? Поднимите руки, пожалуйста...
- Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
( Ответы участников : гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить).
Учитель.
-Ребята, а вы кого-нибудь обижали? А какие чувства испытывает человек, обидевший другого – обидчик?
(Ответы детей)
Учитель.
- Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь обидели. Но особенно неприятны те ситуации, где вы обидели самых близких вам людей – членов вашей семьи. Сейчас вы посмотрите небольшие театрализованные постановки. После них мы попробуем разобраться в создавшейся ситуации и проанализировать её по план.
Слайд 5.
План:
1. Между кем произошла ссора?
2. Кто прав, кто виноват?
3. Какой вы видите выход?
4. Часто ли встречаются такие ситуации?
1 ситуация.
От автора: Марина так ждала свой день рождения. Она пыталась отгадать, что ей подарит мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к куртке, что подарили бабушка с дедушкой.
Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).
Дочка: Мама, а что, шапочка вязанная? Ты её сама, что ли, вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная! Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!
Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку.
(Анализ ситуации)
2 ситуация.
1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?
Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.
2 дочка: Опять работа!
1 дочка: Всегда работа!
2 дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!
1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается!
Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!
2 дочка: А в следующий мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!
1 дочка: Пока!
(Анализ ситуации)
3 ситуация.
Брат: Лена, помоги мне решить задачу по математике!
Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.
Брат: Мне не надо вместе. Реши сама - и всё, а я в это время другие уроки делать буду!
Лена: А почему, Дима, я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!
Брат: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!
Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно!
Брат: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!
(Анализ ситуации)
Учитель.
- Ребята, но ведь не всегда и у нас с вами все идет миром. Может, вы когда-нибудь капризничали или обижали своих мам, пап, дедушек, бабушек, братьев, сестер, друзей, посторонних людей, а потом даже не попросили у них прощения? Вспомните об этом и постарайтесь исправиться. Имейте мужество, как можно быстрее признаться в своих ошибках и попросить прощение.
Слайд 6.
Учитель.
- В психотерапии есть такое направление – сказкотерапия. Душу человека пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку. Слушая её внимательно, постарайтесь запомнить, какие эмоции переживали её герои и к чему это привело.
Сказка «Помнить и забывать».
Однажды странник гулял по лесу со знакомым мальчиком. Мальчик расшалился и, пробегая по опушке, наступил на норку барсука и засыпал её. Рассерженный барсук крикнул ему вслед, грозя лапой: «Я тебе это ещё припомню!»
Потом мальчик увидел в траве выпавшего из гнезда птенца сойки. Он бережно взял его в ладони, вернул в гнездо. Мама - сойка сказала ему с благодарностью: «Я тебе этого не забуду !»
Через какое-то время странник и мальчик вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но он поскользнулся и упал в воду. Странник бросился в реку ему на помощь. Пролетавшая сойка увидела, в какую беду попал мальчик, схватила клювом его за шиворот и помогла удержаться на поверхности воды. Плывя к ним, странник подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить!»
В это время проходил мимо барсук. Видя, что мальчика сносит течением, он бросил ему палку и помог выбраться на берег. Тогда странник, улыбаясь, подумал:
«Хорошо, что мы умеем забывать и прощать!»
Слайд 7.
Вопросы для обсуждения :
1.Что чувствовал барсук , когда мальчик нечаянно засыпал его нору ?
2. Что барсук сказал мальчику ?
3. Что чувствовала сойка , когда помог мальчик ?
4. Что она ему сказала ?
5. Почему сойка помогла мальчику ?
6. Почему всё же барсук помог мальчику ?
7. Почему странник подумал «Хорошо, что мы умеем забывать и прощать»?
8. Чему учит нас этот рассказ?
( Уметь забывать обиды и прощать)
Учитель.
- Когда кто – то нас обижает , то обычно мы отвечаем ещё более сильной обидой . Если кто - нибудь нам угрожает , мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Но мы с вами, таким образом, только усиливаем наши конфликты. Во многих ситуациях гораздо полезнее просто постараться избавиться от обид. Ведь обида порождает зло и агрессию.
- Ребята, как вы думаете, а где все наши обиды хранятся?
Все они хранятся в нашем сердце. И от этого негатива наше сердце страдает. Нам очень плохо. Мы перестаем верить в хорошее, разочаровываемся в людях и от этого нужно срочно избавляться. Я вас научу, как это сделать. Мы выполним с вами задание, которое называется «Лит обиды»
Слайд 8.
Лист обиды.
Учитель.
- Положите левую руку на сердце, послушайте, как оно бьется. Теперь вспомните все свои обиды, представьте, что вы их просто забираете рукой. Перенесите свои обиды на белый лист бумаги: положите руку и обведите ее карандашом. А теперь избавляйтесь от обид: нарисуйте веселого осьминога, с добрым лицом и большим сердцем, неспособным никого обидеть.
(Дети на листах рисуют осьминога)
- Давайте посмотрим что у вас получилось. Получились очень забавные существа, а главное – очень добрые. Вот так мы с вами победили наши обиды!
Учитель.
-Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Стихотворение
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит,
Себя для ближних не жалеть.
Слайд 9.
Демонстрация опыта «Убираем камни из сердца»
Учитель.
-Сейчас я вам покажу волшебную силу ПРОЩЕНИЯ. Я проведу опыт, который называется «Убираем камни из сердца».
- Перед нами стакан с чистой водой – это наша душа, которой еще не успели коснуться проблемы. А теперь вольем в стакан по 1-2 капли пищевых красителей: желтый - обиду; зеленый - зависть; синий - злобу. Понаблюдаем, как все это проникает в наше «сердечко», огорчает его. Мутный, некрасивый раствор получился. Можно ли все исправить? Да. Стоит только добавить туда же чайную ложку отбеливателя (заметьте, отбеливатель от слова белый) как символ чистоты, света. Что происходит? Отбеливатель разъедает красители. Так же происходит и с нашей душой. ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу.
Учитель.
- На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»
- Некоторые люди считают, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды. Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.
-Ребята, я предлагаю вам прослушать стихотворение Сергея Погореловского.
Стихотворение
Побил меня Гуляев Колька –
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько.
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбе не бывать.
Ты дружбы не сберег хорошей,
И вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
Прости уж. Сердишься? За дело.
Беда, горячий я какой.
Я подхожу к нему мириться.
И говорю ему ну, что ж,
Я не сержусь, чего сердиться.
Я так и знал, что ты придешь.
Учитель.
- Вы можете даже иногда не замечать, что ненароком обители своего друга или подругу. А ведь настоящий друг никогда не предаст, всегда придет на помощь, выручит. Недаром в народе есть такая пословица: «Нет друга - ищи, а нашёл - береги». Как вы думаете, что она под собой подразумевает?
(Ответы детей).
- Ребята, относитесь по доброму к своим друзьям, не ссорьтесь, берегите дружбу, ведь она иногда перерастает в дружбу на всю жизнь.
- Послушайте песню «У друзей нет выходных».
Слайд 10.
Песня «У друзей нет выходных».
Учитель.
- Ребята, а как вы просите прощение? Покажите.
- Мирись! Мирись! Больше не дерись!
- Прости меня, я больше так не буду!
- Извини, если можешь!
- Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.
История рукопожатия
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.
- Послушайте стихотворение Михаила Козубовского «Цветы прощения».
Стихотворение «Цветы прощения»
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И жестокой брошенный рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Учитель.
Слайд 11.
- Ребята, запомните!
1. Каждый может совершить ошибку.
2. Совершив ошибку, умей её признать.
3. Прости, и будешь прощён.
4. Прощенье уничтожает злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5. Прости, и твоя душа будет светлее.
Учитель.
- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало пословицы из левой части с её продолжением из правой.
Слайды 12-17.
Пословицы
Есть слёзы – есть и совесть.
Упавшего не считай за пропавшего.
Кайся, да опять за старое не принимайся.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
Учитель.
- Хорошо, а теперь попробуйте объяснить наиболее понятную и близкую для вас пословицу.
( Обсуждение пословиц. )
Слайд 18.
Учитель.
- А сейчас послушайте песню «Песенка про доброту». Ведь недаром говорят: «Доброта спасет мир»
Слайд 19.
Учитель.
- Ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть, совсем немножко, вглубь себя. Я хочу закончить наш классный час словами Норта: «Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».
- Я хочу поблагодарить вас за сегодняшнюю работу и вручить вам ПАМЯТКИ. Пусть эти советы великих людей, помогут вам в жизни.
Слайд 20.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважай других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
15. Стремись все делать как можно лучше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)
Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)...
Классный час Тема: Прощение растворяет обиды.
Классный час...
Классный час "Прощение растворяет обиды".
Классный час для учащихся 4 класса показывает ребятам какое негативное воздействие на человека имеет обида, затаённая в груди. Как научиться прощать....
Прощение растворяет обиды
Классный час...
Презентация .Тема классного часа" Прощение растворяет обиды".
Цель: 1. Объяснить влияние обиды на отношения.2.Выявить причины непрощения. 3. Побудить учеников прощать...
Классный час в 4 классе. Тема: Прощение растворяет обиды
Данная методическая разработка представляет собой конспект классного часа. Тема разрешения конфликтов в классе является актуальной и требует дальнейшего развития. Цели:1. Объяснить влияние обиды ...
Классный час в 4 классе. Тема: Прощение растворяет обиды
Данная методическая разработка представляет собой конспект классного часа. Тема разрешения конфликтов в классе является актуальной и требует дальнейшего развития. Цели:1. Объяснить влияние обиды ...