Межличностные отношения в системе «Ребенок - родители» в рамках внедрения ФГОС
материал на тему
Межличностные отношения в системе «Ребенок - родители» в рамках внедрения ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Межличностные отношения в системе «Ребенок - родители» в рамках внедрения ФГОС.
Воспитательная значимость внутрисемейных отношений
В 21 веке, для того чтобы человек был успешным, недостаточно владеть предметными знаниями, надо еще обладать компетенциями, которые позволят успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания. Воспитание детей требует самого серьезного тона. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности, зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на неудачу.
Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить, как верно заметил В. А. Сухомлинский. В настоящее время интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений и политической настройки самого человека, как главной производительной силы и высшей ценности общества, требует нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений. Важную роль в осуществлении этого играет содружество школы, семьи, общественности. В нашей стране их взаимосвязь становится все более тесной и регулярной. При этом для современного передового опыта такого взаимодействия характерными являются следующие признаки: процесс воспитания становится всё более целостным, непрерывным, обеспечивающим преемственность и единство педагогических воздействий на учащихся в школе, в семье. В микрорайоне всё ограниченнее сочетаются и взаимно обогащаются общественное и семейное воспитание; заметно сужается сфера стихийного, неуправляемого влияния на детей.
Нет, пожалуй, таких родителей, которые не думали бы о счастье своих детей и не заботились о том, чтобы они выросли честными, добрыми, трудолюбивыми.
Однако для этого не достаточно одной любви к ребенку, искреннего желания видеть его счастливым. Родителям необходимо знать педагогические основы семейного воспитания, сознательно и вдумчиво пользоваться методами педагогического воздействия на сына или дочь. Также считает известный психолог К. К. Платонов.
Эстонский педагог М. Инно приводит интересные данные о том, как дети сами оценивают свои отношения с родителями, в чем они видят причины конфликтов со взрослыми.
Несмотря на множество публикаций, до сих пор встречаются недостатки, противоречия, проблемы: нехватка методической литературы, слабая подготовленность учителей начальных классов, слабая активность самих учеников.
Из всего анализа психолого-педагогической литературы, из школьной практики мы формируем проблемы: «Каковы наиболее эффективные проблемы нравственного воспитания в семье?», «Каковы педагогические условия эффективности формирования межличностных отношении в системе «Ребенок-родители»?».
Цель данной работы - познакомить с актуальными вопросами воспитания детей, помочь отцам и матерям решать сложные проблемы грамотно, квалифицированно, компетентно, то есть разрешение данной проблемы.
Гипотеза: если мы пометим пути и условия влияния межличностных отношений в семье на ребенка и возможности использования этого фактора, то повысится результативность в воспитании здоровой личности.
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений в семье. Предмет исследования: совокупность приемов, условий формирования внутрисемейных отношений.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
Изучить и выявить возможные формы и методы нравственного воспитания детей;
Провести экспериментальную проверку отобранных форм и методов, раскрыть связь семьи и школы;
Обобщить опыт, написать методические рекомендации по вопросу межличностных отношений в системе «Ребенок родители».
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты научно-экспериментального исследования можно использовать учителям начальных классов или учащимся педагогических ВУЗов.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестирование, беседа.
База исследования: городская общеобразовательная средняя школа города Ульяновска, 1 «А» класс. Численность учащихся в этом классе - 27 человек.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, приложения и списка литературы. Список литературы включает не менее 15 работ (словари, научные работы, учебники педагогики, психологии и т. д.). Приложение состоит из 5 наименований: фрагменты уроков, задания для учащихся, тесты и вопросы для диагностики, детские работы, наглядные схемы и средства.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам, того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
"Личность - это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему", - писал К. К. Платонов. [60, С. 11]
Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория расходится с практикой ( если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определённых установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. Как верно заметил В. А. Сухомлинский: "Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость - всё это постигается в семье". [71, С. 15]
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
Принятие ребенка, т. е. ребенок, принимается таким, какой он есть.
Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря «а то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь).
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответсвует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) - необязательно родители осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красивая, а девочка некрасивая и замкнутая, ребенок раздражает ее).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС
Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).
Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...
Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО
Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...
Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности...
Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам в рамках внедрения ФГОС второго поколения»
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, исп...
Здоровьесберегающие технологии в рамках внедрения ФГОС
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий...
"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...